К 15 годам мой средний дозрел до Лема. Дозрел сознательно и без натяжки, как это было парой годов ранее. Понятно, что за "Возвращением со звезд" раньше или позднее последует "Солярис". И он последовал. Молодой человек был в совершенном восторге от великого творения польского доктора-философа. Собственно, там есть от чего. Радует что оценил, значит непустая смена растет.
Говорю ему, мол, есть старая экранизация, некто Тарковский, 72 год. Скачали, сели смотреть со старшими. Собсно, уже минут через 10 у них возник закономерный вопрос - WTF? Особенно вскипел средний. Еще минут через 10 просмотра футуристичных (на взгляд автора) японских развязок дети загалдели - "СКУКА!". И это правда, такщемта. На мое имхо это одна из наиболее успешных попыток превратить незаурядное произведение в откровенную демагогическую толстовщину "нравственность и мораль при проникновении в тайны природы". Идиотские диалоги, страшная затянутость (там где ей и быть то не к чему - чего мне разглядывать лысину Бертона 5 минут кряду, в ней бомба?) и конечно полностью искаженный смысл. Вот что писал сам Лем:
«Солярис» - это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле - прекрасно. Я-то писал и думал совсем наоборот[9].
К этой экранизации я имею очень принципиальные претензии. Во-первых, мне бы хотелось увидеть планету Солярис, но, к сожалению, режиссёр лишил меня этой возможности, так как снял камерный фильм. А во-вторых (и это я сказал Тарковскому во время одной из ссор), он снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание». Ведь из фильма следует только то, что этот паскудный Кельвин довел бедную Хари до самоубийства, а потом по этой причине терзался угрызениями совести, которые усиливались её появлением, причем появлением в обстоятельствах странных и непонятных. Этот феномен очередных появлений Хари использовался мною для реализации определенной концепции, которая восходит чуть ли не к Канту. Существует ведь Ding an sich, непознаваемое, Вещь в себе, Вторая сторона, пробиться к которой невозможно. И это в моей прозе было совершенно иначе воплощено и аранжировано… А совсем уж ужасным было то, что Тарковский ввел в фильм родителей Кельвина, и даже какую-то его тетю, а прежде всего - мать, а «мать» - это «Россия», «Родина», «Земля». Это меня уже порядочно рассердило. Были мы в тот момент как две лошади, которые тянут одну телегу в разные стороны… В моей книге необычайно важной была сфера рассуждений и вопросов познавательных и эпистемологических, которая тесно связана с соляристической литературой и самой сущностью соляристики, но, к сожалению, фильм был основательно очищен от этого. Судьбы людей на станции, о которых мы узнаем только в небольших эпизодах при очередных наездах камеры, - они тоже не являются каким-то экзистенциальным анекдотом, а большим вопросом, касающимся места человека во Вселенной, и так далее. У меня Кельвин решает остаться на планете без какой-либо надежды, а Тарковский создал картину, в которой появляется какой-то остров, а на нём домик. И когда я слышу о домике и острове, то чуть ли не выхожу из себя от возмущения. Тот эмоциональный соус, в который Тарковский погрузил моих героев, не говоря уже о том, что он совершенно ампутировал «сайентистский пейзаж» и ввел массу странностей, для меня совершенно невыносимых"
КОроче, мои вытерпели минут 25-30, после чего встали и ушли. И правильно сделали. Я тоже долго не смог переносить (видел уже раньше) издевательство российского интеллигента, превратившего крайне глубокую вещь в нечто нелогичное, скучное и неудобоваримое. Зато с претензией на "высокий стиль" - атмосферность и лучшие актеры сделали что могли, только вот диалоги слушать невозможно. Ну бред же, чесслово. Вообще ничему не веришь во время просмотра. Добавил бы черного юмора, чтоль.
Вот за что не возьмется российский интеллигент, выдвинутый заботливо какимнить Андроповым на роль мученика и "международно признанного", но "гонимого", уж и денег ему дадут и актеров самых лучших - а все равно дрянь получается. Ее конечно раскрутят кому следует, в классику запишут, а она лучше не делается. Почему? Да потому что снимает ее посредственная русофобсткая сволочь, которая дальше выдвижения абсолютно надуманных, идиотских вопросов повестки дня пойти не может.
Закономерный итог? Начиналось с хрущевской оттепели, продолжалось безобидными тарковскими-галичами-окуджавами а кончилось новогодним вечером 2016-17 на эрнст-каналве. С чем всех нас и поздравляю :)