Читаю интересную книжку "Во что мы верим, но не можем доказать". "Мы", если что, - это всякие ученые, а не просто люди. И в результате задумалась...
Прочла интересное мнение, что всяческие эмоции (в том числе вера) почти всегда выигрывают у рациональности.
Например, когда человек верит, что поправится от тяжелой болезни, у него больше шансов, чем у человека, который знает о неизлечимости своего диагноза. Действия рационального человека предсказать проще, чем эмоционального, ведь эмоции всегда трудно предугадать.
При этом не учитывается, ясное дело, во что человек верит. Иногда фанатичная вера может и помешать - например, когда вместо лечения ставят свечки в храме. Но в большинстве своем...
Дальше автор этого мнения развивал идею об эволюционной необходимости веры и вообще об истоках религии.
А я задумалась: какая вера хороша? Бывают разные "уровни" веры, разные предметы веры и так далее. При этом фанатичность почти всегда плоха (я не смогла придумать положительного примера), но и легкое суеверие может помешать. Объекты веры же уж совсем разные, однозначно плохого или однозначно хорошего быть не может.
И я придумала два критерия "хорошести" веры, причем оба должны выполняться:
- в результате веры во что-то должна постоянно проводится проверка, должно быть движение, попытки эту веру обосновать;
- нужно иметь силу отказаться от этой веры, если результаты проверок окажутся отрицательными (сюда же входят подтасовки результатов проверок).
Например, самоуверенность - это очень хорошо, но только если есть на то причины. Для этого и нужна самопроверка, потому что самоуверенность без причин выглядит очень глупо.
И тогда я решила посмотреть в словаре значение слова "вера", мало ли, вдруг эти два критерия не подходят под определение?
- признание чего-либо истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. (Википедия)
- убежденность, глубокая уверенность в ком-чем-н (словарь Ожегова)
- 1. твёрдая убеждённость, глубокая уверенность в истинности чего-л., обоснованная предшествующим опытом, интуицией; 2. безусловное признание существования, наличия кого-, чего-л., не нуждающееся в опоре на факты или логические доводы. (Грамота.ру)
То есть, скорее нет, чем да. Эх, не бывает вера хорошей! Причем в основном по первому критерию, о втором ни слова. Но и одного достаточно.
И после этого я задумалась, может ли быть вера хорошей, даже если она не походит под мои критерии? В этом мне очень помогла позиция о вере в Бога другого человека, Дэвида Майерса, профессора психологии.
Кстати, дальше, говоря о вере, я имею в виду именно веру в Бога.
Для начала я переформулировала вопрос: когда вера не мешает? Потому что с определением "хорошести" очень сложно...
Когда я была маленькой и училась в первом классе (а позавчера, кстати, у меня был последний звонок, уиии!), я ходила в музыкальную школу. Мне там было очень плохо, поэтому я туда ходить не хотела. И каждый раз на платформе (мне приходилось ездить на электричке) я бросала под нее монетки по рублю, два или, если очень сильно не хочется, по пять. Иногда это "срабатывало" - по каким-то причинам урок музыки отменялся, и я ехала обратно из школы домой.
При этом я знала, что Бога не существует (именно так говорила моя мама, а как мама может ошибаться?). Поэтому каждый раз я себе говорила что-то вроде "ну, а вдруг?". Или еще проще - верила не в Бога, а в каких-нибудь духов (про них-то мама ничего не говорила!). И без этой надежды, без этой веры, думаю, мне было бы гораздо труднее ходить в музыкальную школу.
Конечно, надежда на отмену урока у меня была всегда, и без всяких монеток, но тут я точно знала, что что-то сделала! Взяла процесс в свои руки, так сказать.
Это я к чему: иногда не верить очень трудно. Конечно, мою историю трудно сравнить с традиционным "В окопах не бывает атеистов", но похоже. Поэтому нужно сделать так, чтобы вера не мешала жить.
И вот позиция этого самого ученого, про которого я уже говорила.
1. Бог существует.
2. Это не я (и не вы).
Из этого следует, что какие-то из моих (и ваших) представлений ошибочны. Мы обладаем достоинством, но не божественностью. Именно поэтому нам следует:
а) относиться ко всем нашим непроверенным представлениям как к рабочим гипотезам;
б) непредвзято оценивать идеи других людей;
в) стремиться к истине с помощью наблюдений и экспериментов.
Моему первому критерию это не соответствует. Про второй, опять же, ни слова. Но, по-моему, ему вера не очень-то мешает ему жить! Безусловно, кое-где он противоречит сам себе, но в общем и целом его идеи довольно хороши. (Это если не вдаваться в подробности вроде свечек вместо докторов и так далее.)
Так что, по-моему, если от веры ну никак не избавиться (а это, по-моему, так, потому что доказать отсутствие Бога невозможно), то лучше пусть она будет такой.
Вот.
P. S. Черт, не помню, это обозначает половина моих тегов. Ууу...