О Льве Толстом и моральной тяжести труда

Jun 30, 2009 18:34


Лев Толстой в конце XIX века выступил с проповедью физического труда - поскольку отказ от него со стороны «праздных классов» приводил к страданиям трудящихся, был аморален, опасен  и что самое интересное - не гигиеничен. Среди многочисленных  аргументов, приводимых Толстым в пользу физического руда один самый любопытный: человек,, который занят физическим трудом начинает чувствовать себя гораздо лучше, у него отступают болезни, улучшается аппетит, и даже если труженик будет в дополнении к физическому заниматься умственным трудом, скажем, писательством, то он будет гораздо продуктивнее. Вообще, многие аргументы Толстого за прошедшее столетие только подтвердились - особенно учитывая,что Толстой говорил о сельском труде на свежем воздухе. О необходимости чередования разных видов труда психологи пишут давно. Мало какой писатель будет возражать, что ему было бы полезно жить в деревне, иногда работая на огороде. Горожане же окончательно пришли к выводу, что нехватку физического труда надо компенсировать нагрузками в фитнес-залах и на велотренажерах.  Но чего Толстой не учел - так это того, что даже полностью принимая на себя физическую тягость труда, которую брал на себя крестьянин,он, будучи богатым человеком не может на себя взять его моральную тяжесть. Моральная же тяжесть труда у крестьянина  заключается в том, что - от труда невозможно отказаться, самому невозможно регулировать нагрузку, и от результатов труда зависит твоя жизнь . Для крестьянина труд есть внешняя порабощающая сила.  Толстой, даже принимая на себя все нагрузки крестьянина, имел возможность в любой момент от них отказаться, и имел возможность сам регулировать их количество. даже впрягаясь в крестьянский труд, он оставался свободным. Свободный труд остается легким - даже если он тяжелый, как «легок» спорт, которым человек занимается добровольно. Наша городская цивилизация решила что  - если уж мы порабощены трудом, то пусть этот труд будет хотя бы физически не тяжелым.

этика, Лев Толстой, философия

Previous post Next post
Up