Aug 19, 2013 14:04
О книге Мэтта Ридли "Происхождение альтруизма и добродетели". Научно-популярная книга, написанная в 1996 году, так что последних данных науки в ней нет, но, по моим представлениям, концептуальных изменений с тех пор не произошло. Основные мысли книги:
1. Забота людей о родственниках объясняется эволюционно-генетически, через концепцию "эгоистичного гена" - то есть через врожденную склонность заботиться о распространении своего генетического материала, а если не точно своего, то хотя бы максимально сходного
2. Другие случаи солидарности людей друг с другом как правило объясняются выгодами и эффективностью их сотрудничества и кооперации.
3. Случаи бескорыстного поведения и даров, как у примитивных народов так и у наиболее интеллектуальных и социальных животных, по сути представляют собой замаскированную и отстроченную форму обмена услугами, причем, по мысли автора, член некоего охотничьего племени может совершать столь же хитрые и продуманные операции в мире реципрокного обмена услугами, что и современный биржевый брокер.
4. Эмоции человека являются хорошим подспорьем в мире реципрокного обмена услугами: мы симпатизируем тем, кто одаривает нас услугами и готовы ему помочь. (Разумеется, есть и другие эмоции, эмоции можно воспитывать и изменять - речь идет о неких врожденных потенциях).
5. Политический вывод: поскольку человек может и готов создавать эффективные системы сотрудничества в небольших, доступных его интеллекту коллективах, политическая система будет тем лучше, чем большую роль в нейбудет играть самоуправление на самых низовых уровнях, чем большее значение в ней будут иметь всякого рода небольшие общины. Этот вывод мне в принципе нравится.
Комментарий: попытка обосновать нравственность естественнонаучными методами, фактически неизбежно приводит к некоему варианту утилитаризма (обоснования морали пользой), который в гуманитарных науках считается несколько устаревшим ( а зря, наверное).