МАСКИ (опыт описания войны когнитивной цивилизации) (Kowalski)

Aug 13, 2006 21:41

МАСКИ (опыт описания войны когнитивной цивилизации)

Коваленко Владимир Эдуардович
Цивилизация

Методология

Метод аналогий, диалектический и исторический методы. Человечество уже линяло фазами развития. Была
охотничье/собирательная, была аграрная, была (и есть) индустриальная. Отметим - аграрная и индустриальная фазы суть фазы стаза производящего. Когнитивная цивилизация, вполне вероятно, будет тоже относиться к этому стазу. Изменится предмет производства, а не способ получения благ. Галушки, самопрыгающие в рот,
человечество получит в стазе насыщающем, или обретя статус хомячков при чем-то высшем. Также в качестве базы для сравнения и аналогий будут использованы произведения научной фантастики.

Место

Описывать буду Экзанийскую цивилизацию, обретающуюся в пространстве от Пояса Астероидов до Пояса Койпера включительно. Основная особенность экзанийской цивилизации - нехватка вещества. В течении почти столетия предоставленные сами себе, экзанские ученые изучали пустоту и себя - то, что всегда было под рукой. Система мировой торговли до них не дошла. Общение с коллегами из соседних колоний - по сети, на Землю - только почта, разговор в реальном времени с задержками по нескольку минут неприятен. Добавим население, в основном способное к рефлексии, в том числе собственного состояния. А заодно немногочисленное. Настолько, что одни и те же лица осточертевают, если не меняются. И если за знакомыми лицами не возникает новое содержание. С целью выживания экзанийские колонии повально увлеклись ролевыми играми, помимо прочего, позволявшими ставить интересные социальные эксперименты. Понемногу игры слились с жизнью.

Маски

Таким образом, первыми информационными объектами (далее ИО), запущенными в массовое производство, были РОЛЬ и СЮЖЕТ. Их изготавливали поначалу ремесленно, кустарно. Затем появились сюжеты о создании новых сюжетов и ролей. Другие информационные объекты - големы, эгрегоры - размножаться могли путем монтажа через сюжет или почкованием.

Из-за этого экзанийская цивилизация показалась бы стороннему наблюдателю чем-то вроде спектакля или
фильма, в котором актеры вжились в роли почти абсолютно, работают по сюжету - и при этом сохраняют
свободу воли! Аналогия - у С. Лема в "Футурологическом конгрессе". "Она приняла скандалол, а я - пофигин..." Смысл выбора сводится к выбору преперата/роли, мотивация применения - что делаешь, делай хорошо! Если бузить, так ядерно, если флегматить, так до аутизма. ИО класса эгрегора и выше (а кто сказал, что нельзя выше?) даже получили права гражданства, привязанные к персонификациям.

Возникла институция аватаров, лиц, пребывающих персонификациями ИО.

Из-за всего этого экзанийское общество весьма замкнуто и ритуалистично. Оно выглядит стоящим куда ближе к традиционной фазе, нежели цивилизационной.цивилизационной в терминологии Шпенглера Впечатление
это кажущееся, ибо экзанийская "традиция" сама по себе очень живая и динамичная. Одной из функций ИО является предотвращение футурошока.

Аватары

Основные способы получения аватара в докогнитивной эпохе - назначение и самоназначение. Сам термин
формально применим к любой персонификации ИО, но обычно применяется по отношению ко краеугольным ИО
цивилизации: Империи, Энергетике, Науке, Флоту. Высшие аватары, таким образом, это Император, Инженер,
Академик, Адмирал. Высшие аватары крайне сложны в воплощении. Ключевым параметром является масштаб
личности (а отнюдь не профессионализм, заметим).

Примеры:
* самовозглашение Орлова при Чесме (частичный успех)
* самовозглашения лейтенанта Шмидта (неуспех)

Причин успеха несколько. А. Орлов был фигурой крупной, стартовал с трамплина адмиральской должности,
действовал в интересах Флота. Заметим, с флотским эгрегором он очень скоро "развелся", по-хорошему.

Шмидт полез в главкомы, будучи невесть кем (отставной лейтенант), действовал против интересов Флота -
революционный бардак всяко против интересов Флота. Частичный успех объяснялся, видимо, ваккуумом на поле
фигур для персонализации. Масштаб личности тоже, явно, был не тот.

Адмирала Макарова Флот в свое время принял, хотя тот нормальным адмиралом не являлся, будучи скорее ученым. Рожественского отверг. И адмиралу по должности пришлось волочь эскадру на убой за шиворот. Вообще - русское командование сделало все для реализации сюжета "Великая Армада"/Саламин.

Неуспешная попытка воплощения приводит к откату. Сильной личности приходится туго. А хомячка вовсе рвет на куски.

Техники

Техники работы с ИО экзанами отработана, отрефлектирована и усовершенствована. Вживание в роль
проводится через промежуточную роль/вживливатель. Временные ИО имеют заложенные механизмы самоотключения,
или, скорее, самопреобразователи - чтобы не идти против самосохранения. Тот же Голем охотно переквалифицируется, если его рецепторы почуют пищу. Переквалификация может закончиться мутацией в сетевую структуру или эгрегор.

Аватар может быть развоплощен. Пример - Адмирал Соединенного Флота, погибший у Мидуэя, в то время, как
некто Ямамото еще год коптил небо, зачем-то в той же должности. Японцы или не поняли произошедшего, или
председатель ликвидационной комиссии вместо Адмирала их после Мидуэя уже устраивал.

Повторюсь - главная особенность экзанской техники работы с ИО - использование одних ИО для обработки других.

Вооружение: "Штыки против кодонов".

Связь

Кодон в экзанской терминологии - информпакет, из которого разворачивается ИО, как в биологии спора.

Информацией, ее передачей и восприятием экзане занимались очень серьезно. Причем преимущественно
информации "письменной", от слова письмо, letter. Разговор в Экзании - дело редкое и почти интимное (а
может, и без почти). Все прочее - в письменном, точнее, в видеовиде. Добавим - частый дефицит времени, носящий системный характер, необходимость усваивать вследствие этого информацию поуровенно. Цивилизация XX-XXI вв. додумалась до реферативных сводок перед текстом, аннотаций. Любой нормальный научный текст оснащен ключевыми словами и выводами. Не забудем и про заглавие. Особо отметим - в принципе возможно
несовпадение наименования, набора ключевых слов, аннотации, реферата и содержания работы.

Экзанийская система общения использует видеоряд фрактальной вязи. Первое приближение - простой знак,
характеризующий степень срочности и тему сообщения. При увеличении его он приобретает информативность
развернутого заголовка, далее - аннотации, реферата, монографии, энциклопедии по вопросу. Элементы вязи
должны подбираться и вешаться на подготовленные крючки-ссылки. То есть, получая сообщение, адмирал к
примеру видит значок "Опасность слева!", при усилении внимания - "Атака конницы на левом фланге, силами до трех дивизий!", а при необходимом сосредоточении сможет рассмотреть пофамильный состав обороняющихся, или разведсводки по атакующим. Потому и вязь - атакованный командир послал базисное сообщение, снабдил его ссылками на разведку и статистику (заготовленными заранее), а то и энциклопию с характеристиками
матчасти. А времени тратится как на рисование одного иероглифа. Так же экзане пишут научные труды и
художественные произведения. Так же работают и с объектами когнитивной сферы - одно цепляется за другое.
Паутина. Кружево. Вирус...

Связь и локация для такой информсистемы нужны идеальные.

Динамические сюжеты как оружие.

Атака динамическим сюжетом - далее ДС - необходимо должна иметь две стадии - внедрение сюжета (если он
классический, это необязательно) в сознание противника и создание пусковых условий. Первая стадия может быть реализована без объявления войны. Да и кто их, войны, объявляет? Со второй трети XX века?

Так или иначе, если оба противника относятся к когнитивной стадии, они начинают действия, которые
должны спровоцировать противника на действия, запускающие один из сюжетов поражения. Для этого
применяются разные средства, в том числе применение силы вплоть до генерального сражения.

Динамический сюжет может быть направлен и на своих - для достижения положительных эффектов. Логично
предположить, что основной целью ИО станут вражеские ИО, особенно - генерирующие. Аналогия - контрбатарейная борьба. Отметим, что ИО - это безусловный главный калибр.

Крейсер "Изумруд", или сюжет о наказании за выход из сюжета.

Какого именно размера свинью С. Б. Переслегин подложил тем, кто хотел бы применить ДС, предстоит еще выяснить. Короткая справка о состоянии команды крейсера создает на основе единичного! примера сюжет о наказании за выход из сюжета. Что безусловно выгодно сюжетам и атакующей стороне. С другой стороны, отмечен факт прорыва крейсера из сюжета, то есть выживание боевой машины индустриального класса в случайном столкновении с противником когнитивного класса. Возможность выхода из сюжета установлена! Пусть и сопровождаемая откатом! Что уже не столь и важно.

Говоря о выживании крейсера, мы немного поторопились. Почти наверняка славное суденышко имело эгрегор.
Видимо, из оставшихся целыми к моменту капитуляции судов таковым информобъектом обладал только "Изумруд".
Причем слабым, или крайне ослабленным при прорыве - иначе самозатопления не произошло бы. Вывод - броней от атаки ИО является другой ИО. В случае ничьи в столкновении ИО исход боестолкновения могут и должны
решать более примитивные средства. Пушки и ракеты. Но пушки и ракеты без поддержки ИО будут обречены.

Но - не мгновенно и не стопроцентно. Если враг пренебрег индустриальными средствами борьбы, его может
ждать судьба колонизатора, забывшего взять с собой в зулусские джунгли штык и саблю. И в результате
позволившему снять свои винтовки/кольты с пронзенного ассагаями тела. Если же у индустриального противника есть "естественный" esprit de corps, задача становится совсем не тривиальной. И персонализацию генерирующего ИО пристрелят из шестнадцатидюймовки. А то и глубинной бомбой зашибут, как Золотую Рыбку у Стругацких.

Штыки против кодонов

Выходит, обычное оружие списывать в когнитивной фазе не придется. Что останется? Разберем по пунктам.

1. Оружие допромышленной фазы.

(a) Естественное.
Страшное оно. Будит атавистические страхи. А пугать - это когнитивно! Какое оно будет? Да какое угодно. Не исключены даже акулы и динозавры/чужие. У Перумова неплохо показан Рой. А еще - это оружие,которое всегда с собой. Привет генным инженерам!

(b) Холодное, включая и метательное.
Если не уродились с естественным, добро пожаловать сюда. Страшное, бесшумное. Не пробивает обшивку космических кораблей. В отличие от пункта а) обладает сакральной силой. Удивит, если это не используют.

2. Оружие промышленной фазы.

(a) Огнестрельное
Да. Причем всякое, и более разнообразное, чем сейчас. Главные возражения - низкая скорость снаряда. Верно. Уход маневрированием будет возможен. Так и от ракеты не исключен. Снаряд же, даже активно-реактивный, менее заметен. Ждать результатов залпа - долго. Вычислить упреждение с учетом гравитации и возможных маневров противника - сложно. Ну и что? Инерционные свойства вакуума можно и нужно использовать. Обязательна система самоликвидации. Логичен активный старт для ракет. Очень хороший пример - у Вебера в Харрингтоновском цикле, где ракеты бьют за пределом активной фазы полета и играют роль скорее психологического оружия. А если бы это были снаряды, но с коррекцией на последнем участке траектории?

(b) Хайтековое
Тут все, что рассматривал С.Б.Переслегин в статье про галактическую войну. Из этого всего до выхода в космос успеют изобрести и довести до серии не столь уж многое. Микроволновое и радиационное оружие хороши против "абсолютного врага", поскольку антигуманны. Всегда можно получить адекватный ответ. Или - счет за газ. Лазеры теряют эффективность на расстоянии и хороши, видимо, в роли защитных систем.

3. Оружие со смешением фаз.
Пример: таран на броненосце. Обычно это не эффективно, но в переходные периоды и от безысходности применяется. Хотя ракета с кодонной боеголовкой и звучит диковато... Возможно применение брандеров.

4. Оборонительное вооружение и фортификация
Активное - с этим ясно. Пассивное - дисперсные среды, нечто вроде атмосферы - против лазеров. Если предотвратить растекание - создав облако из наночастиц, из вещества с анизотропным агрегатным состоянием и т.п. - получится нечто вроде окопа. От снарядов, правда, поможет слабо. Зато космические истребители в такой области или погибнут, или сильно сбросят скорость, что позволит сбить.

Тактика и стратегия

Тактика

1. Строи, формации, ордеры
Первое и главное - строй должен иметь хорошую управляемость, то есть не быть слишком большим и сложным. Строй должен быть живучим, потому желателен резерв. И потому же нежелательно иметь очень мало громадных судов. Походный строй и строй избыточно большой - шар, так быстрее проходит информация. Расстояние между бортами - исключающее общий урон. Боевой порядок судов однотипных - "снежинка", или плоскость, обращенная оружием к врагу. Разнотипных - ряд снежинок. Обязательна неочевидная позиция флагмана. Обязательны резервные флагманы. Признак победы - разрушение вражеского строя, но не стоит забывать пассаж Сунь-Цзы о бесформенности. Не исключено постоянное изменение строя (дуглариансая война).

2. Маневры

(a) Охват. Также концентрическая атака. Чревата растягиванием порядков и применением:
(b) Прорыв строя. Чреват сжатием порядков, избыточными потерями при прорыве от огня противника, охватом.

3. Цели

(a) Флагман

(b) Ключевые элементы построения и информационной сети

(c) Источники ИО

(d) Носители ИО. В частности, суда с особо яркими эгрегорами. И даже названиями. В "Ослябю", "Адмирала Ушакова" и "Князя Суворова" логично стрелять в первых - ибо тогда "Николай I", "Орел" и другие сдадутся куда вернее...

Стратегия

Цели войны.

Изложены у Переслегина странно. Ассимиляция чужой культуры... Термины жизненного пространства, ресурсов и т.п. логичнее. Правда, культура является когнитивным ресурсом, так что вычеркнуть культурные пункты не могу. Но в общем - устранение конкурента либо его "разработка". Отношения "хищник - жертва" и "два хищника над куском мяса".

Предмет войны.

Удар в сердце - если возможно найти жизненный центр цивилизации противника, его надо поразить. Если нет, лучше не лезть. Если недоступен одному удару, начинается борьба за коммуникации - для того, чтоб достигнуть кащеевой смерти, и за ресурсы - в расчете на затяжную кампанию.

Бой в космосе и перехват вполне реальны и логичны, если альтернативой является ценный и хрупкий объект в зоне прострела вражеских орудий - а она в космосе большая (мозаичная торпеда). Также логичны бои рейдеров и эскортных судов на торговых путях. Ловля транспортов рейдерами. Захват господства в космосе - дело не мгновенное и не гарантированное.

Характер войны

Желательно наступать - это способ одержать победу. Тем не менее, эластичную оборону еще никто не отменял. Огульное наступление в качестве догмы - это плохо. Также не следует забывать о том, что оборона и наступление суть аверс и реверс. Односторонние, чисто оборонительные или чисто наступательные стратегии - признак слабости или негибкости. Первые гарантируют поражение спустя время. Вторые дают шанс.

Захват господства в космосе должен происходить через генеральное сражение или серию таковых. Генеральное сражение провоцируется путем угрозы объекту, который противник будет защищать непременно. Если таких объектов нет, генерального сражения может и не быть, и линейные силы теряют смысл...

Состав флотов

Что должно быть по уму и что будет на начало конфликта - вовсе разные вещи.

Экзанийский Флот мирного времени - это несколько соединений милиционного характера, не имеющие единого
командования, и несколько небольших добровольных "военных" эскадр, чей боевой опыт ограничивается полицейскими операциями и маневрами.

Суда полицейского происхождения относятся к классам:

1. Базовой обороны
Главное свойство - тихоходны и малоавтономны. Вооружение разнотипное, поскольку возможны различные цели. Тратить лишние тераватты? Главный калибр служит скорее для устрашения. Размер - от канонерской лодки до броненосца.

2. Эскорта
Главное свойство - скорость привязана к скорости транспортов. Типы - эскортный крейсер, корвет.

3. Охоты за бонусами
Чисто атакующие суда с высокой скоростью и автономностью. Линейный крейсер, рейдер, большой торпедный катер.

4. Коммуникационной защиты
Суда с высокой скоростью, автономностью, защитой. Быстрый линкор, суперкрейсер, эсминец.

Суда военного происхождения занимают классические ниши, вот только их мало.

Линкоров, разведкрейсеров, фрегатов, эскадренных танкеров.

Вспомогательным крейсером является практически любое судно.

"Авианосцев" нет из-за нелюбви к неавтономным аппаратам.

Противник, однако, немногим лучше.

Остро предпочитаемым оружием являются торпеды (малые брандеры) и системы безотдачной стрельбы (пыж из
антимассы дуплетом). Орудия гауссового типа, пороховые (снаряды комплектуются системой удержания антимассы, посему только крупный калибр). Системы защиты - дисперсные, на анизотропном веществе.
Previous post Next post
Up