Sep 26, 2010 01:26
Поэтика Аристотеля.
Вопросы:
1) Есть ли в переводах Н.Новосадского, В.Аппельрота и М.Гаспарова разночтения, которые меняют ваше представление о том или ином пассаже трактата или понятии аристотелевской теории? Если есть, приведите один-два примера. Если ответ отрицательный, ответьте на второй вопрос:
2) К числу самых знаменитых эстетических категорий, до сего дня остающихся темой споров в науке об искусстве, относятся "подражание" (мимесис), "катарсис" (очищение через сострадание и страх), "трагедия". Если бы вас попросили найти другие русские эквиваленты словам "подражание", "перипетия" и "катарсис", что бы вы могли предложить, опираясь на названные переводы? Если ответ и на этот вопрос отрицательный, переходите к третьему вопросу:
3) Мифологической или научной следует, по-вашему, считать периодизацию греческой драмы у Аристотеля?
***
1) Мне кажется, в переводах трех авторов нет явных разночтений. Единственно, чтобы понять той или иной пассаж лучше, проникнуться его смыслом, полезно прочитать его несколько раз, всматриваясь в суть текста через призму понимания разных людей. Перевод М. Гаспарова, по-видимому, самый близкий к оригиналу, но он более сухой, сложный, однако позволяющий представить себе форму мысли самого Аристотеля, без чужих добавлений. Воспроизведение текста Новосадским добавляет понимания, а Аппельротом - как будто бы структурирует полученную информацию.
2) Подражание - имитация, воспроизведение, переосмысление, перенесение сути
Перипетия - переворот, перемена, преграда
Катарсис - переживание, возвышение, оздоровление, разрядка, осветление, облегчение, облагораживание
3) Наука всегда ищет причинно-следственные связи и, исследуя ту или иную тему, обычно отрешается от физического мира, мира жизни. Пытаясь доказать теорию, наука строит размышления на нередко только ей понятных фактах, пользуясь определенными терминами. Драма же, которую исследует Аристотель, неразрывно связана с миром людей, так как она родилась именно в этом, внешнем мире, наполненном мифическими существами, мире, которым, по вере греков, правят с горы Олимп различные божества, оттуда перекочевала, пройдя через сознание автора, на бумагу, на сцену или в чужое сознание. Драма живая, произведения - созданные поэтом альтернативные реальности, совершенно разные, а поэтому не поддающиеся четкой систематизации, которую предложила бы наука. Как у любого реального человека, жизнь героев драматических произведений начинается с завязки, далее, событие за событием, персонаж приближается к кульминации, после которой обычно наступает развязка. Завязка, развитие действий, развязка - аналогия рождения, жизни и смерти, схеме, по которой составлены мифы. Их формы глубоко засели в сознании художников, диктуя свои правила, отражающиеся не только на творчестве, но и на мировоззрении и жизни древних греков. Следовательно, периодизацию греческих драм следует считать мифологической.