Nov 12, 2010 03:16
Александр Кушнер, в основном, цитирует стихотворения, посвященные Лесбии, возлюбленной Катулла. Как то, например, « Тот с богами, кажется мне, стал равен», строки которого напрямую упоминаются в тексте произведения. Интересно, что Катулл называет свою возлюбленную, подлинное имя которой Клодия, в честь Сапфо, поэтессы с острова Лесбос, Лесбией. Отосланные к творчеству поэтессы, мы замечаем, что Катулл в своих стихах развивает темы, затронутые ей, которые потом подхватывает и Кушнер, ведя беседу с древними творцами. Например, стихотворение Катулла «Кажется мне тот богоравным» можно назвать переосмыслением произведения Сапфо «Богу равным кажется мне по счастью», Кушнер же упоминает оба произведения строчками: «…пропадает голос, \Отлетает слух, изменяет зренье \ Рядом с той, чья речь и волшебный образ \ Так и этак тешат нас в отдаленье..»
Среди поэтов, переводивших эти строки Катулла на русский язык, мне известны А. Фет, С. Ошеров М. Сазонов, я познакомилась с их интерпретациями, убедившись, что в стихах о любви каждый переводчик оставляет часть себя, в целом сохраняя первоначальный смысл, но при этом отчасти меняя его.
Да, Кушнер, как и Пушкин, признаются, что любовь - это страдание, высшая благодать и боль одновременно. Это ненависть и страсть, которые сосуществуют в одной душе, не покидая ее ни вблизи с предметом любви, ни вдалеке от него. Любовь может быть светлой грустью, приятной болью в предвкушении свидания, даже если оное не предвидится в ближайшее время или вовсе невозможно. Влюбленный будет довольствоваться одним образом любимого, возникающим в сознании. Возможно, со временем он даже не сможет отдать себе отчет в том, по кому он страдает - по реальному человеку или призраку, поселившемуся в душе.
Если любовь «на расстоянии» - это боль светлая, сладкая и слепая, то встреча с возлюбленным может вызвать слишком сильные переживания для изнеженной ожиданием души. Но сердце не любить не может, оно живет только ради того, чтобы дожить до любви, до новшеств, в которых и есть один из смыслов пребывания души в этом мире. Они - будто способ познания запредельного, возможность получить крылья, чтобы заглянуть за небесную твердь, но только на мгновение, ведь потом окажется, что «не любовь это, а влюбленность», что все - иллюзия, что снова обретена цель - искать настоящую любовь, те крылья, которые, наконец, будут настоящими, крепкими и сильными.