Многообещающее, но недочитанное

Feb 21, 2023 00:02


Не то, чтобы книжный челлендж от Светловки как-то серьезно повлиял на выбор книг для чтения, но наталкиваясь на некоторые, я поймала себя на том, что примериваю их к предложенным пунктам, и некоторые даже пробую читать. Две следующие подходили как «книга, в названии которой помянуто погодное явление» и «книга с цветком на обложке». Но основным было то, что обе они принадлежали авторам, с которыми я давно планировала познакомиться, но судьба не стремилась нам в этом помочь (и, как выяснилось, была определенно права, но выводить отсюда мораль не хочется).

Далее про три книги, которые выглядят привлекательными, но только выглядят.



1. Роман Сенчин «Дождь в Париже»

Признаюсь сразу, надолго меня не хватило. Начнем с того, что специфика 90-х - вообще сильно на любителя. Это такое потерянное время в истории нашей страны, и его редко кому удается как-то симпатично преподнести, скругляя углы и закрашивая сколы. Сенчин, впрочем, и не пытался. Откровенно говоря, этот его роман вообще лишен каких-либо попыток нравиться. Бесцветная, унылая, бессюжетная проза, в центре которой жалкий и ненужный персонаж, и не менее скучный провинциальный город. Даже не городок, который мог бы гордо выпячивать свои привлекательные стороны (провинциальные городки часто очаровательны), а город - просто никакой. Персонаж идеально этому городу подходит - он абсолютно такой же. Из идеального - это все.

Вначале еще есть надежда на то, что монолог о беспросветной юности и молодости прервется в вымечтанном Париже, и эта поездка послужит той вилкой, что, наконец-то, ткнет его в бок. Но нет. Это как та некорректная (но навязчивая) фраза про девушку из деревни или мышку при дворе. Герой романа и в Париже видит только дождь, и даже как-то обидно становится за город, который его приютил. Конечно, Хемингуэй тоже любил поныть на тему пропащей жизни в парижских кафе, но ему это еще как-то можно простить, а вот Сенчину - никакого повода нет.

Мне хватило нескольких глав, чтобы убедиться в том, что вряд ли я когда-нибудь еще возьму в руки его книгу. Оценить эстетику унылости мне оказалось не дано, а судя по манере письма, рассчитывать на что-то еще не приходится.

Что удивляет, так это обилие восторженных отзывов и всяких премий, щедрой рукой отсыпанных автору. Вот за эту жалкую, вялую, бледную ненужную прозу? В которой нет ничего - ни языка, ни героя, ни сюжета, ни, стиля.

2. Леонид Юзефович «Костюм Арлекина»

В данном случае был обещан ретро-детектив. Как бы не относиться в Акунину, но надо признать, что практически все, кто искал вдохновения в этом жанре после него, были менее удачливы. Юзефович, увы, не стал исключением. У меня была надежда на определенную изысканность, которая, к сожалению, не оправдалась.

Начало было неплохое. В доме сыщика Путилина, охарактеризованном в старом добром стиле «все было просто: пол дубовый, два шкафа, стол, диван пуховый» появляется журналист, чтобы помочь вышедшему в отставку сыщику написать мемуары. Они выпивают по рюмке и приступают. Немудрящий быт, нехитрые уловки, старый Петербург. Если бы этот дух сохранился на протяжении всей книги, она, как минимум, была бы средоточением уюта. Но автор предпочел иной вариант развития событий.

Обсудив пару-тройку типичных дел со своим помощником (или правильнее, литагентом?), Путилин переходит к сложной комбинации, подаренной ему провидением ближе к вершине карьеры. Несколько параллельных сюжетов, мутные политические интриги, путающиеся в голове случайные (или выглядящие таковыми) персонажи, число которых сделало бы честь какому-нибудь увесистому четырехтомнику вроде «Войны и мира», теряющаяся за всем этим нить повествования и отсутствие детектива, как такового, приводят к тому, что примерно к середине книги интерес убийству начисто пропадает. Зато не пропадает ощущение, что все эти необязательные люди, числом легион, добавлены исключительно объема ради, но не пользы для. В общем, избыточность, выбранная автором в качестве основы своего произведения, оказалась настолько утомительной, а загадка настолько непривлекательной, что книга пополнила ряды своих недочитанных коллег.

3. Ирина Мясникова «Дачники смутного времени»

Тут всякие челленджи уже совершенно не при чем, я наивно соблазнилась дачным колоритом. Ну, в данном случае, по крайней мере, наживка была хотя бы честной.

Книжка вполне читабельна, но при этом пуста, как банка без огурцов, в которой осталось ещё немного рассола. Примерно так выглядят диалоги и попытки изобразить юмор. Где-то я прочитала, что автор в свое время писала сценарии для команды КВН, наверное, это тот случай, когда мастерство (зачеркнуто) легкость пера не пропьешь. В остальном...

История вот прям про сейчас. В центре повествования коттеджный посёлок, в котором проводят время две дамы среднего возраста, пытаясь отдыхать, флиртовать, а также пугливо и с оглядкой поругивать современную реальность. Довольно мерзким тоном, надо признать.
Подруга, которая профессор-филолог, вроде дарит надежду на хотя бы забавность, но к трети текста она полностью тает.
Тогда же становится совершенно очевидно, что читать это незачем.

#зимавместе, #10книг, книги, #светловкачеллендж23, книги2023, недочитанное

Previous post Next post
Up