Территория постиндустриального апокалипсиса: поселок Большевик

Aug 05, 2011 13:54


Как вы думаете, где находится центр Одессы? Правильно, на Дерибасовской. Но географический центр нашего города расположен совсем в другом месте - в поселке Большевик. В этом месте - огромное количество впечатлений широкого профиля - от банального декаданса до конкретного апокалипсиса, причем даже одного процента хватит для того, чтобы мэр любого уважающего себя европейского города немедленно подал бы в отставку.



Опубликовано на Думской.net


«Большевик» стал затерянным миром не случайно. Попасть сюда можно или через вечно закрытый железнодорожный переезд на 7-й Пересыпской, или с Окружной дороги, или пешком. Другой дороги сюда нет. Сам переезд - место соприкосновения цивилизаций, тут магазины, банк, транспорт… За переездом даже есть автобусные остановки, которые никогда не заменят на модные стеклянные остановки со схемами маршрутов. Впрочем, общественный транспорт здесь представлен автобусом №105, который ходит два раза в день (и это - единственный городской маршрут, на котором работает последний автобус-гармошка, в котором ездит полтора человека) и его укороченным вариантом, соединяющим поселок Большевик с 7-й Пересыпской. Иногда попадаются пригородные маршрутки. И все. Таксисты, кроме местных мужиков, услышав, что клиенту нужно куда-то далеко за железнодорожные рельсы, либо отказываются, либо загибают двойной, а то и тройной тариф.




До войны сюда ходил от Ярмарочной площади трамвай маршрута №7, а еще лет десять назад тут оставались старинные бельгийские трамвайные станции. Трамвай сюда пускали не просто так - на левом берегу Хаджибейского лимана планировалось создание еще одного грязевого курорта, подобного Куяльницкому и Хаджибейскому. 1917 год внес свои коррективы - курорт не состоялся, зато потом вполне состоялась база военных гидросамолетов - Гидропорт.

На уникальном фото с сайта odessastory.info - поселок Большевик осенью 1941 года, затопленный водами Хаджибейского лимана после отступления наших войск. Видно монументальную «сталинку», завод. На заднем плане обширное водное пространство - затопленные плавни. Слева ряд столбов в воде - линия трамвая, которую после войны так и не восстановили.


Исторически весь район сложился вокруг Балтской дороги, или, как ее называют местные - Балтовки. До революции вдоль дороги расположились две слободки - Солдатская (в ней селились ветераны) и Балтовка (тут жили мясники). И начиналось все не от переезда у 7-й Пересыпской, а у Ярмарочной площади - именно там берет начало Балтская дорога. Сейчас она разорвана путями железнодорожной станции Одесса-Пересыпь, через которые переброшен пешеходный мостик.


В центре поселка - самый настоящий архитектурный сюр. В самый разгар репрессий, в 1937 году, здесь возвели огромный жилой дом в стиле сталинского ампира. Сейчас он в удручающем состоянии - облупившийся фасад, выбитые местами окна, «сопли» телевизионных антенн…




Есть и другие сталинки, попроще и без «архитектурных излишеств» — их строили уже в 1950-е по переходным проектам.





Имеется и достаточно много двухэтажек барачного типа того же времени постройки, о чем свидетельствуют эмблемы «1955».







Тему сталинской архитектуры продолжает величественное четырехэтажное здание общежития завода «Большевик» - это более ранняя постройка начала 1930-х, в стиле конструктивизма. Пустые оконные рамы в башенке весьма конструктивно сочетаются с металлопластиковыми стеклопакетами.





Через дорогу - «хрущевка», в которой уже с десяток лет не работает канализация. Жильцы все равно за нее платят - иначе отключат воду. Дом ведомственный, до его проблем никому нет дела.



Осмотрев жилищные условия, мы можем заняться и исследованием местной сферы услуг. За совдеповской вывеской скрывается столь же совдеповский по обстановке сельмаг. Тут продается всё - от продуктов, пива и водки до халатов, тельняшек и лекарств. Соседняя торговая точка при весьма скромных размерах носит статус торгового центра. На базарчике, даже ранним утром в будний день кипит торговля.











Через задние дворы «сталинок» мы выходим к электроподстанции, сразу за которой начинается болото. На болоте то ли живет, то ли не живет, местное лох-несское чудовище - человек-свинья. Встречей с этим монстром пугают детей в местной школе. Особенно часто мутанта местные жители замечают по утрам после праздников - когда все хорошо насвинячатся, то не только человек-свинья привидится, но и, чего доброго белочка или Жаба.





От насосной станции и почти до самого лимана Балтская дорога проходит в зеленом тоннеле - с одной стороны камыши по берегам Румынского канала, построенного во время оккупации, с другой - склон Жеваховой горы. На склоне иногда попадаются жилые домики. А от насосной станции до моря канализационные стоки или вода из Хаджибейского лимана течет в море. По этой же трубе жители Большевика ходят на пляж и даже ездят на велосипеде.















Поселок Большевик раньше славился своей промышленностью. Еще до революции тут появилась куча заводов - маслозавод братьев Трепель, костопальный завод Смита, кожевенные заводы Вайнштейна, Дашевского, Рисмана, обувная фабрика Уманского и даже маленький свечной заводик Балтской церкви. Хотя все это мелочь по сравнению с пробково-линолеумным заводом Викандера и Ларсона, к которому еще в XIX веке подвели железнодорожную ветку. Сейчас вся эта промышленность мертва - «Большевик» вступил в эпоху постиндустриализма.



Посмотрим на ворота завода «Большевик». Они сами по себе - памятник архитектуры, построены в 1911 году архитектором Христианом Бейтельсбахером. Потом большевики переименовали завод в честь себя, любимых, и изгадили ворота мерзкой кафельной плиткой. Сейчас ворота стоят облупленные, в одной из арок висит фонарь, который больше никогда не зажжется, а между арками - совдеповские часы, показывающие точное время два раза в сутки. Сам завод мертв, мертвы и стоящие на его территории машины. Только труба одиноко смотрит в небо.











Тут же магазин линолеума, в котором вам больше никогда не продадут ни метра линолеума.



Перед воротами - рельсы служебной железнодорожной ветки, идущей вдоль Балтской дороги от самой станции Одесса-Пересыпь. Они входят в левую арку и теряются в кустах. Поезд сюда больше никогда не приедет: на переезде с Балтской дорогой пути закатаны в асфальт, а местами прямо на шпалах стоят торговые павильоны. Уцелевшие ржавые рельсы стоят никому не нужные, а между шпалами пасутся козы.











Дикие руины, восхваляющие труд - это все, что осталось от фабрики по выделке кожи. Кожи раньше было в избытке - неподалеку, на Пересыпи, мясоперерабатывающий завод и скотобойни.









Величественное здание с серпасто-молоткастыми колоннами и рухнувшей крышей - былая гордость Большевика, местный клуб. Крыши в здании нет, а колонны расписаны нацистскими лозунгами фанатов «Черноморца». Над пустым окошком кассы еще год назад висел план зрительного зала с расценками на зрелища. Но кассира нет, а зрелища появляются после дозы по венам, косяка или бульбулятора.









«Мои дети ходили туда в кружки, дочка на балет, сын играл на пианино. Помню, со школы их водили туда на спектали. Тогда у нас на Большевике была своя культурная жизнь и самодеятельность». - рассказала жительница поселка Оксана.





Есть тут и школа - типичная школьная постройка сталинских времен, в которой, впрочем, поскупились на колонны во всю высоту здания. Зато тут есть единственный знак пешеходного перехода и телефонный коммутатор. Сама школа стоит на площади Мичурина. Раньше эта площадь не пустовала, о чем говорят ее старые названия Воловий рынок и Казачий базар. Сюда пригоняли скот со всей Украины для продажи на скотобойни Пересыпи. Рядом со школой - бывшая усадьба, ныне жилой барак.





При Советском Союзе тут было целых три детских садика, по уровню своей оснащенности не уступавшие любому садику в центре города. Тогдашние дети до сих пор с теплом и любовью вспоминают эти дошкольные заведения. Два из них развалились, а их территория стала свалкой, по которой бродят одичавшие собаки. В третьем расположилась автошкола, где учат водить вовсе не автомобили, а лодки.










Частные дома Балтовки сохранили доисторические таблички с номерами, которые когда-то светились. Множество домов дореволюционной постройки стоят заброшенными - они или сами развалились, или же в таком месте жить никто не хочет















Если говорить по сути, то поселок Большевик - это территория постиндустриального социального апокалипсиса. Промышленность умерла, вместе с ней загнулся и клуб. Коммунальное хозяйство в удручающем состоянии, а экологические условия не самые лучшие - сырость, отсутствие канализации способствуют болезням. Жители поселка, ранее неразрывно связанные с местной промышленностью, оказались никому не нужны. Добраться сюда сложно, так что жить в Большевике приходится только в качестве вынужденной меры - ибо больше негде. В лучшем положении жители частных домов - впрочем, как и все жители частного сектора, которые меньше зависят от наших доблестных коммунальщиков.



фото, одесса, развалины, большевик

Previous post Next post
Up