Недавно попалась небольшая заметка с вопросом по поводу продолжительности жизни. Большинство отвечавших явно не поняли его объема, сложности и неоднозначности. Поэтому решил кратко, по дилетантски, описать наиболее очевидные проблемы продления жизни, бессмертия, возможные пути их решения и сопутствующие проблемы на ближайшую и дальнюю перспективу.
1. Биологические. Естественно, что если не предотвратить
биологическое старение организма, то даже существенное увеличение
максимальной продолжительности жизни мало кого обрадует. Из-за радикального снижения ее качества, связанного со
старостью. Как бы ни храбрились старики, каждый прожитый день для них подвиг. Поэтому, одна из главных задач продления жизни - поиск способа радикального омоложения человеческого организма, или достижение если не
биологического бессмертия (
научный иммортализм), то хотя бы
пренебрежимого старения. Тем более, что в природе такие примеры есть. На сегодняшний день, механизмы
человеческого старения достоверно не установлены, но есть пара сотен различных теорий с разной степенью правдоподобия объясняющие это явление. Наиболее популярные
гипотезы о старении:
- Эволюционно-генетический подход (теория накопления мутаций)
- Эволюционно-физиологический подход (теория одноразовой сомы)
- Молекулярная (свободно-радикальная) теория старения
- Теория соматических мутаций
- Накопления измененных белков
- Митохондриальная теория
- Теломерная теория Оловникова ("часы Оловникова", маргинотомия, предел Хейфлика, теломеры, теломераза)
- Редусомная теория Оловникова (А.М. Оловников)
- Эпигенетическая теория старения (метилирование ДНК)
- Гормонально-генетический подход
Этот список, конечно, не полон, и в нем присутствует некоторая путаница, связанная с неполнотой и противоречивостью источников информации. Но, в конечном счете, все
теории старения можно условно разделить на две большие группы: эволюционные теории и теории, основанные на случайных повреждениях клеток. Первые считают, что старение является не необходимым свойством живых организмов, а запрограммированным процессом (
феноптоз). Согласно им, старение развилось в результате эволюции из-за некоторых преимуществ, которые оно даёт целой популяции. В отличие от них, теории повреждения предполагают, что старение является результатом природного процесса накопления повреждений со временем, с которыми организм старается бороться, а различия старения у разных организмов является результатом разной эффективности этой борьбы. Сейчас последний подход считается установленным в биологии старения. Хотя, на мой взгляд, эволюционные теории выглядят более логичными и убедительными. Неэволюционные теории, к примеру, не в состоянии объяснить
запрограммированного старения и смерти тихоокеанского лосося или
парадокс Пето. Хотя, не исключено, что оба механизма действуют совместно. Создается впечатление, что в геноме человека предусмотрено несколько взаимно-дублирущих и взаимно-дополняющих механизмов старения, что затрудняет как их обнаружение и идентификацию, так и отключение. Кроме того, имело бы смысл разделить их на две разновидности: таймеры смерти - отсчитывающие срок жизни каждого организма (которые не только существуют в действительности, но некоторые из них уже обнаружены) и терминальные механизмы самоуничтожения, тех организмов, сроки жизни которых уже вышли, запускаемые одним или несколькими из таймеров смерти. Продление жизни и достижение биологического бессмертия, в этом случае, можно было бы достигнуть, как сбросом/отключением/замедлением таймеров смерти, так и блокировкой терминальных механизмов. Проблема здесь в том, что в нашем геноме, видимо, предусмотрена защита от "взлома" и отключать все таймеры смерти можно и нужно только одновременно. Хотя, не исключено, что встроенная система защиты нашего генетического кода предусматривает и такой случай...
Перечислю здесь наиболее очевидные пути достижения
биологического бессмертия, а так же, описанные в мифологии, научно-фантастической и/или научно-популярной литературе:
а. Создание чисто химического или биохимического вещества (комплекса веществ), которые позволяют добиться пренебрежимого старения и/или омоложения организма. Так называемые:
эликсир молодости или
эликсир бессмертия (
молодильные яблоки,
амброзия и
нектар и т.д.,
Индонезийская сказка "Сулейман мудрый",
Бирманская народная сказка "Эликсир бессмертия", Карел Чапек
"Средство Макропулоса", б. Стругацкие
"Пять ложек эликсира" и т.д.)
б. Процедура на основе химических и/или биохимических воздействий на организм, позволяющая добиться пренебрежимого старения, регенерации и/или омоложения организма (так или иначе, упоминается во множестве мифов и научно-фантастических книжек, и даже в детской сказке Ершова
"Конек-Горбунок").
в. Использование для омоложения организма
стволовых клеток (еще пару лет назад, эта тема была очень популярна в СМИ, а сейчас почему-то почти забыта).
г. Корректировка генетического кода человека, останавливающая процесс старения (если справедлива эволюционная теория старения, что весьма вероятно, то это едва ли не единственный перспективный путь продления жизни). Причем, сами технологии, позволяющие корректировать генетический код взрослых живых существ, уже известны (
транспозоны).
д. Модернизация человеческого тела путем замены отдельных органов на искусственные и/или донорские, усовершенствование тела и придание человеку новых свойств и способностей с помощью имплантов (Станислав Лем
"Конгресс футурологов" и т.д.)
е. Пересадка головы или мозга (Александр Беляев
"Хойти Тойти",
"Голова профессора Доуля")
ж. Полная замена тела на искусственное или донорское (Роберт Шекли
"Игра с телом", Зиновий Юрьев
"Люди и слепки")
з. Путем пересадки разума из одного тела в другое (Александр Мирер "Дом скитальцев"
("Главный полдень",
"Дом скитальцев"), Станислав Лем
"Звездные дневники Иона Тихого. Путешествие четырнадцатое", Роберт Шекли
"Корпорация Бессмертие",
"Хранитель" ("Потенциал"),
"Поединок разумов",
"Вторжение на рассвете",
"Обмен разумов", кино
"Lexx")
и. Перемещением человеческого разума из мозга в иную среду (
цифровое бессмертие,
трилемма Бострома,
мозг-матрешка (
Matrioshka brain),
сфера Дайсона, Станислав Лем
"Из воспоминаний Иона Тихого 1. Странные ящики профессора Конкорана", Александр Лоскутов
"Мегабайт", Зиновий Юрьев
"Черный Яша" (хотя, здесь речь идет несколько о другом), Моисей Марков
"Ошибка физиолога Ню", Гарри Гаррисон
"Выбор по Тьюрингу", Леонид Кудрявцев "Ессутил Квак" (
"Охота на Квака",
"Закон оборотня",
"Убить героя") и прочий
киберпанк)
Проблеме продления человеческой жизни посвящена особая наука -
герантология. Хотя, никакого толку от нее пока незаметно. На сегодня, один из самых популярных ученых, работающих над достижением
пренебрежимого старения и/или
омоложением (регенерацией) человеческого организма в рамках проекта
SENS Research Foundation -
Обри ди Грей (
Aubrey de Grey).
Идея концепции SENS состоит в том, что лечение происходит быстрее, чем накапливаются повреждения в организме. Цель программы SENS - создание доступной для каждого человека технологии, при помощи которой можно восстанавливать организм (
Regenerative medicine) до любой степени омоложения и поддерживать его в таком состоянии в течение любого времени.
В принципе, современный уровень медицины уже должен был бы позволить достичь пренебрежимого старения. То что это так и не произошло, можно объяснить лишь политическими причинами (недостаточностью выделяемых ресурсов), или же, проблема все-таки была решена (хотя бы частично), но технологии "вечной молодости" пока (или навсегда) скрываются от широкой публики правящей верхушкой в интересах господствующего класса.
2. Интеллектуальные. По большому счету, проблемы сохранения молодости и здоровья человеческого тела, с
практическим бессмертием могут быть непосредственно и не связаны. Многие, если не большинство, современных религий прямо утверждают, что душа человека и так бессмертна, и после гибели тела продолжает свое существование в иных качествах, в иных мирах, или же происходит ее очередная реинкарнация (
эзотерический иммортализм). Однако, все эти гипотезы пока остаются непроверяемыми, а значит вполне могут оказаться ложными. На современном этапе развития науки, наиболее реализуемой является идея сохранения человеческого разума, путем продления биологической жизни его тела.
При условии достижения пренебрежимого старения, если не брать во внимание возможность разрушения личности из-за достижения естественных пределов развития интеллекта, в рамках ограничений связанных с устройством человеческого мозга, то можно заметить следующие проблемы на пути практического бессмертия и возможности их решения в рамках
постгуманистических концепций:
а. Очевидный ресурс человеческого мозга составляет ~200 лет, т.е. решив проблему биологического старения, лет через 150-200 (максимум, через 250) человечество столкнется с целой толпой юных и полных сил идиотов... Куда их девать и что с ними делать, непонятно.
б. Чтобы этого не случилось, необходимо обеспечить рост физических размеров мозга, а для этого нужно как-то увеличить объем черепа... Что, в принципе, можно сделать. Например, немного его удлинив. Выступающую удлиненную часть черепа, чтобы не портила вид, можно было бы замаскировать, спрятав под хитрым головным убором - высоким колпаком, шляпой, пышным париком и т.д. При соответствующей моде, такие долгоживущие длинноголовые люди ничем бы не выделялись в толпе. Кстати, в известной истории человечества подобные моды возникали неоднократно.
в. Можно ожидать, что без радикальных изменений размеров, пропорций и формы человеческого тела, только за счет увеличения размеров мозга (и черепа), срок сохранения человеческого разума удастся продлять еще не менее, чем на 200-300 лет (до 400-500 летнего возраста).
г. Дальнейший рост мозга ограничен "производительностью" сердечно-сосудистой системы, которая необходима для его питания. Наращивание мощности сердца, легких и т.д. потребует существенного увеличения размеров, а возможно и изменения пропорций, всего человеческого организма (Владимир Шемшук
"Наши предки").
д. После увеличения размеров человека до пределов, обусловленных плотностью земной атмосферы и силой тяжести, выживание таких "бессмертных" существ будет возможно только в специально созданных условиях на малых планетах и/или обитаемых космических станциях. Правда, нельзя исключать того, что такие условия можно создать и внутри относительно крупных планет (земного типа, в том числе), глубоко в их недрах, там где сила тяжести достигает приемлемого уровня. Хотя, пока нет достоверных сведений о внутреннем устройстве планет, эта гипотеза остается сомнительной.
е. Но, все имеет свой предел, когда-нибудь размеры мозга достигнут таких величин, когда его нормальное функционирование, по тем или иным причинам (кровоснабжение, теплоотвод, предел сложности, длинна нейронных цепочек и т.д.), станет невозможным. В таком случае, "бессмертное" существо все равно потеряет разум вследствие естественных причин. Не исключено, что для этого может понадобиться много сотен, или даже тысяч, лет.
ж. Дальнейший прогресс разума, очевидно, будет возможен только в рамках трансгуманистических концепций и в принципиально иных средах (
цифровое бессмертие,
трилемма Бострома,
мозг-матрешка (
Matrioshka brain),
сфера Дайсона, Станислав Лем
"Из воспоминаний Иона Тихого 1. Странные ящики профессора Конкорана", Александр Лоскутов
"Мегабайт", Зиновий Юрьев
"Черный Яша" (хотя, здесь речь идет несколько о другом), Моисей Марков
"Ошибка физиолога Ню", Гарри Гаррисон
"Выбор по Тьюрингу", Леонид Кудрявцев "Ессутил Квак" (
"Охота на Квака",
"Закон оборотня",
"Убить героя") и прочий
киберпанк).
з. Вероятно, что путь к практическому бессмертию человеческого разума будет многоэтапным. Для начала, необходимо продлить жизнь человеку на достаточно долгий срок, чтобы продолжительность научной деятельности ученых позволила им продвинуть науки о человеке достаточно далеко. На следующих этапах, будет необходимо исследовать сам человеческий разум и пути создания для него искусственной среды, более эффективной, чем современный человеческий мозг.
В рамках трансгуманистических концепций, предполагается, в том числе, и полный отказ от биологической составляющей человека, перенесения его разума в иную среду. При этом возникает возможность и соблазн создать для человеческих сущностей полностью виртуальную среду обитания, в которой срок существования разума будет ограничен только временем функционирования этого виртуального мира. Хотя, до практической реализации этих идей пока еще очень далеко.
3. Материальные. Качество жизни: общественное устройство, свободное время, условия и продолжительность труда (в случае необходимости труда), жизненное пространство и инфраструктура, уровень комфорта и т.д.
а. Главная ценность в человеческой жизни - это само время жизни. Причем, фактически, не все, а только то, которым человек может распорядиться на свое усмотрение (Януш Зайдель
"Предел"). Время жизни - единственный и пока невосполнимый ресурс, который природа дает каждому из нас, который можно легко продать, но практически невозможно купить... Каждая минута отнятая у нас и потраченная без смысла - невосполнимая растрата самой нашей жизни. Открытие возможности "покупки" дополнительного времени жизни создаст массу сложных этических проблем. (Роберт Шекли
"Вечность")
б. Эксплуатация, по своей сути, это отчуждение и присвоение части времени жизни одних людей, в пользу других. Фактически, это разновидность каннибализма. Эксплуататоры просто пожирают чужие жизни, используя их для своего удовольствия. В тотально несправедливом обществе, бессмертные паразиты могут присвоить себе практически все время всей жизни своих жертв, даже если бы она была поистине вечной.
в. Бессмертие, в некоторых случаях может оказаться не только правом, но и обязанностью (Роберт Шекли
"Кое-что задаром",
"Право на смерть" ("Зачем"),
"Проклятие единорогов")
г. При бессмертии, даже отдельных людей, капитализм становится практически невозможным и будет быстро перерождаться в некое подобие монархии, после выигрыша кем-нибудь в "большой игре" и концентрации всех капиталов в одних руках. Затем, неизбежно последует тотальная деградация, коллапс цивилизации и человечеству придется все начинать с начала...
д. При росте численности молодого и активного населения неизбежно возникнет дефицит жизненного пространства. Радикально решить эту проблему можно будет только за счет мега-проектов космических масштабов -
астроинженерных сооружений, самый известный из таких прожектов -
Сфера Дайсона (Артур Кларк "Рама" (
"Свидание с Рамой",
"Рама II"). Или же, как вариант, создать для разумов иную среду обитания -
Мозг-матрешка.
4. Общественные. Проблемы, связанные с открывающимися возможностями по захвату и сохранению власти, возникновением тоталитарных режимов, социальных патологий, вырождения и т.д.
а. Есть большая опасность, что господствующий класс может установить монополию на технологии практического бессмертия, используя их для увековечивания своей власти. В конечном счете, это обернется гибелью для всего человечества, но этот факт станет очевидным, когда уже будет трудно что-либо изменить. Впрочем, современные буржуазные элиты состоят главным образом из
отборных подонков и дегенератов и, ради продления своего господства, могут пойти на уничтожение человечества вполне сознательно.
б. Практическое бессмертие для всех, создаст непростую демографическую проблему и массу этических, связанных с необходимостью радикального ограничения рождаемости.
в. Массовое "старение" общества, может привести к застою, деградации и вырождению всего человечества (Франке Герберт
"Клетка для орхидей", Иван Ефремов
"Час быка").
г. Массовое бессмертие может закончиться массовым безумием, после достижения практических пределов развития разума, связанного, как с несовершенством среды (естественный или искусственный мозг, или вычислительный комплекс), так и с принципиальными ограничениями структурной сложности. Можно ли это как-то предвидеть и предотвратить, и что можно сделать, если или когда это все-таки будет происходить, пока неясно.
д. Глубокое познание механизмов мышления, может привести к идее массового копирования наиболее удачных "нужных" и "полезных" разумов и/или уничтожения/насильственной корректировки "вредных". Или даже к прямому контролю за мыслями и чувствами людей (Роберт Шекли
"Академия").
е. Может возникнуть обратная демографическая проблема, когда естественное размножение людей со временем станет невозможным и будет угрожать физическим вымиранием человечества.
ж. Деструктивные личности, с патологическим наклонностями, получат почти неограниченные возможности для достижения мирового господства и установления деспотии, как в масштабах нашей планеты, так и всей Вселенной.
з. Парадокс человеческого старения в том, что краткость жизни и неизбежность смерти, с одной стороны ограничивают негодяев в их преступлениях, с другой - препятствуют дальнейшему развитию науки. Ученые просто не успевают набрать багаж знаний, необходимый для того, чтобы двинуть научную мысль вперед, до того, как наступает старость, серьезно мешающая эффективной работе мозга. Многие ученые гибнут от старости, так и не сумев до конца развить свои идеи, вынашиваемые едва ли не с юных лет.
и. Таким образом, с одной стороны, паразиты объективно препятствуют научному прогрессу, отнимая у общества непропорциональную долю ресурсов на удовлетворение своих гедонистических извращений и утешения честолюбия, с другой - сами же себя ограничивают, обрекая себя на относительно короткий век и неизбежную мучительную и обидную (для них) смерть от старости.
к. Очевидно, что до построения справедливого коммунистического общества, практическое бессмертие не только не принесет человечеству счастья, но и обернется страшными бедами.
Понятно, что тема большая и задета здесь лишь слегка. В этой заметке я собрал почти все, что смог сходу вспомнить об этом сам. Заодно, перечислил наиболее интересные, на мой взгляд, книжки (Шекли особенно много, потому что недавно перечитывал:). Главным образом - научно-фантастические. Странно, но серьезные книги, которые затрагивали эту тему, в памяти почему-то не всплыли, а ведь читал когда-то (разве что: Станислав Лемм
"Сумма технологий").
Кстати, забавно, но даже в во многих фантастических мирах, не говоря уже о фэнтази, люди по прежнему, как ни в чем ни бывало, продолжают стареть и умирать, несмотря на развитую науку и медицину. Хотя, проблему биологического старения наука должна была бы решить уже при жизни нашего поколения, не то что в эпоху освоения космоса. Книжек о прогрессе человечества в нечеловеческом облике, почему-то вообще не вспомнилось. Должно быть, не так уж их много. Так же, как и о прогрессе человечества в искусственных (виртуальных) мирах. Писателям-фантастам, кажется, легче перенести человека в другое измерение, время или планету, но они практически не в состоянии представить себе человечество свободным от бремени своих хрупких телесных оболочек.