Вместе с группой блогеров мне недавно удалось побывать на Новолипецком металлургическом комбинате (НЛМК) и увидеть процесс производства стали от выплавки в огромных доменных печах, до прокатки в тонкие листы, которые затем оцинковывают и красят. Специально для
kak_eto_sdelano репортаж с одного из самых крупных в России металлургических заводов.
Так со стороны выглядит парадный вход на территорию завода, чья площадь составляет 28 квадратных километров. Он является третьим по величине металлургическим заводом в России.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9364/78948279.b2/0_7ea0d_8a9ef0f7_XL.jpg)
НЛМК выпускает около 14 % от всего российского производства стали, 21 % - проката, 55 % проката с полимерным покрытием. Комбинат производит чугун, слябы, холоднокатаную, горячекатаную, оцинкованную, динамную, трансформаторную сталь и сталь с полимерным покрытием.
Но обо всем по порядку.
Сперва одеваем халаты, каски и перчатки, они спасут, если вдруг нас обдаст стальными брызгами.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6712/78948279.b2/0_7ea10_e830aa76_XL.jpg)
Наш путь лежит к доменной печи №6. Она была построена в 1978 году и работает без перерыва уже 35 лет. Дело в том, что если потушить печь, перестать на время плавить в ней металл, то она станет непригодной, ее придется разрушить и строить на ее месте новую. Потому доменные печи работают днем и ночью, годами, а то и десятилетиями.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9314/78948279.b2/0_7ea13_8b8f0dbc_XL.jpg)
Здесь можно напиться из колодца.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9302/78948279.b2/0_7ea14_e8f3e8e9_XL.jpg)
Так выглядит сама печь, огромное, сложное многометровое строение.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9259/78948279.b2/0_7ea17_9fe3d33e_XL.jpg)
Снизу печи небольшой филиал ада. Температура в печи достигает более 2000 градусов
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6712/78948279.b2/0_7ea16_ef9dd45d_XL.jpg)
В такой печи четыре ответвления, пока металл льется через один желоб, другие не работают, они запечатаны специальными пробками. Здесь видно два рукава по которым течет расплавленная масса. Сверху - шлак, отходы производства, снизу чугун, насыщенный углеродом. Кстати, шлак потом продают, его используют в строительстве, постройке дорог и т.п.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9499/78948279.b2/0_7ea19_506248a0_XL.jpg)
Позже концентрация углерода в чугуне будет сведена к минимуму, чтобы из него получить сталь. На комбинате получают сталь многих марок, в зависимости от содержания углерода у нее меняются свойства - упругость, прочность и т.п.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9326/78948279.b2/0_7ea1a_2ecff79a_XL.jpg)
Это почти готовый чугун..
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9116/78948279.b2/0_7ea1e_9437602d_XL.jpg)
Далее чугун попадает в устройство для слива. Его разливают в огромные ковши, которые везут чугун по жд на следующий участок обработки. Человек в маске и в спецодежде - горновой, следит за тем, чтобы супчик не пригорел.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9103/78948279.b2/0_7ea18_6e57f8b6_XL.jpg)
Открываешь окошко, а там...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9491/78948279.b2/0_7ea1d_b060b64_XL.jpg)
Сырье на завод поступает из Курской магнитной аномалии, где находятся крупнейшие в мире залежи железной руды. Месторождение руд находится всего в 350 км от Липецка, потому доставка на предприятие не составляет особого труда.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9514/78948279.b3/0_7ea20_d6ff2d8a_XL.jpg)
Так все выглядит снаружи.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9265/78948279.b3/0_7ea21_648fbc74_XL.jpg)
Если не ошибаюсь, это охлаждающие установки.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6714/78948279.b3/0_7ea22_8580c000_XL.jpg)
А так выглядит доменная печь в разрезе.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9491/78948279.b3/0_7ea24_a3b8fa48_XL.jpg)
Пульт управления и слежения за процессом производства чугуна.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9150/78948279.b3/0_7ea25_354d0f19_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9512/78948279.b3/0_7ea2c_3d751d05_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9512/78948279.b3/0_7ea2e_cadb3aeb_XL.jpg)
Это самая новая доменная печь на металлургическом комбинате. Была введена в эксплуатацию в 2011 году. Название печь получила в результате конкурса среди сотрудников НЛМК, на котором были предложены всевозможные названия. Победителю был вручен айпэд.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9165/78948279.b3/0_7ea34_69268723_XL.jpg)
На этом фото видно, как горячий металл льется в ковш жд состава.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9514/78948279.b3/0_7ea38_5804cb03_XL.jpg)
Так они выглядят.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9253/78948279.b3/0_7ea35_cacdc770_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9316/78948279.b3/0_7ea3d_9f033b5e_XL.jpg)
На этом фото - транспортер, который доставляет материал для печи. Он засыпается сверху. Снизу газоотводная труба.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9321/78948279.b3/0_7ea36_7747f680_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6718/78948279.b3/0_7ea37_a635ccf_XL.jpg)
Везде трубы, производство металла сложное дело.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9261/78948279.b3/0_7ea3a_257e2092_XL.jpg)
Рабочие завода веселы и бодры.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9110/78948279.b3/0_7ea3b_f38bcc10_XL.jpg)
Расстояния между цехами не маленькие, на территории завода оживленное автомобильное движение с железнодорожными переездами, на одном из которых мы 20 минут ждали, пока проедет состав с чугуном.
Впереди нас ждет цех горячей прокатки. Нас не пустили в конвертерный цех, где из чугуна получают сталь, потому что температура там выше 50 градусов. В конвертерном цехе из обогащенного углеродом чугуна (сывше 20%) получают сталь, в котором процент содержания углерода в разы меньше, всего доли процента. От содержания углерода в металле зависят его физические свойства: прочность, упругость, хрупкость.
В этом цеху сталь будет прокатана в стальной лист.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9352/78948279.b3/0_7ea3e_3584d1d9_XL.jpg)
Стан горячей прокатки. Здесь металл прокатыватся вот такими огромными валками.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9259/78948279.b3/0_7ea44_366b6d37_XL.jpg)
На конвейер сталь поступает в виде 12 метрового бруска толщиной в 25 см. Такой брусок называется сляб. Его можно видеть на фото.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9364/78948279.b3/0_7ea4d_70fac637_XL.jpg)
С каждым прохождением через валки, сляб становится тоньше, и холоднее, он постоянно поливается водой.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9153/78948279.b3/0_7ea47_5678587d_XL.jpg)
Каждое прохождение через прокатный стан сопровождается образованием облаков.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9252/78948279.b3/0_7ea40_53b86e7b_XL.jpg)
Длина цеха горячей прокатки более километра, и сам сляб в конце пути из 12-метрового бруска превращается в километровую стальную ленту.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9509/78948279.b3/0_7ea46_99132126_XL.jpg)
Пункт контроля за производством.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9261/78948279.b3/0_7ea4a_92ffea23_XL.jpg)
Вид сверху.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9118/78948279.b3/0_7ea4b_f4aeb9fa_XL.jpg)
Завораживающее зрелище.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9088/78948279.b3/0_7ea4c_b341a171_XL.jpg)
На этой схеме можно увидеть как проходит процесс прокатки.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6719/78948279.b3/0_7ea50_57b68dd3_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9308/78948279.b4/0_7ea52_84b317ba_XL.jpg)
Чтобы не упариться, можно открыть окошки.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9067/78948279.b4/0_7ea53_862ed4e_XL.jpg)
Огромные, многотонные валки.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9314/78948279.b4/0_7ea54_190a8dc7_XL.jpg)
Здесь видно насколько тоньким стал сляб.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9261/78948279.b4/0_7ea56_64947b8a_XL.jpg)
Коллеги по жж спешат зафиксировать горячее фото.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9515/78948279.b4/0_7ea57_4e983e21_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9364/78948279.b4/0_7ea58_c8aad31b_XL.jpg)
Здесь сразу несколько валков обрабатывают еще горячий стальной лист.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9165/78948279.b4/0_7ea5b_b4080d86_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9316/78948279.b4/0_7ea5c_ef43c0b5_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9298/78948279.b4/0_7ea60_bcf49ee3_XL.jpg)
Несмотря на то, что стальной лист каждый раз при проходе через стан поливается водой, он по прежнему очень горячий.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9304/78948279.b4/0_7ea61_484837db_XL.jpg)
Заключительным аккордом горячей прокатки следует душ.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9313/78948279.b4/0_7ea63_a4c3e5b0_XL.jpg)
Длиной в сотню метров. Это охладит пыл стального листа.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9364/78948279.b4/0_7ea64_4cccc36c_XL.jpg)
В каждом цехе висят такие таблички с предупреждениями, буквально через каждые сто метров. Производство довольно опасное, при не соблюдении техники безопасности можно легко получить увечья.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9263/78948279.b4/0_7ea65_4414de6e_XL.jpg)
Большие вентиляторы вносят свою лепту в охлаждении стали.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9259/78948279.b4/0_7ea67_9f4f74e4_XL.jpg)
Так выглядит конвейер, по которому движется металл.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9256/78948279.b4/0_7ea68_e306daa8_XL.jpg)
Далее, он сворачивается в рулон. Толщина листа на финише 2 мм., длина около километра. Механизм переставляет рулон на ленту, по которой он попадет на нижний уровень, где остынет и опять попадет в жд состав, который отправит рулон в цех для дальнейшей обработки.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9064/78948279.b4/0_7ea6c_7ba729cb_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9304/78948279.b4/0_7ea6f_18dedd5d_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9480/78948279.b4/0_7ea6b_bc7a863b_XL.jpg)
Здесь интересный механизм переставляет рулон с одной ленты на другую.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9502/78948279.b4/0_7ea70_2134360e_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9492/78948279.b4/0_7ea71_c1df09e1_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9501/78948279.b4/0_7ea73_7614c29e_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9091/78948279.b4/0_7ea69_48ece110_XL.jpg)
Едем в следующий цех. Привет рабочему классу!
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9066/78948279.b4/0_7ea74_4dc8159f_XL.jpg)
Улицы на территории НЛМК носят названия подобные этим. Есть также "проспект сталеваров", "проспект прокатчиков" и т.п.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9319/78948279.b4/0_7ea76_9fa59a55_XL.jpg)
Белазы на территории комбината не редкость, но на улицах Липецка их не встретишь.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9510/78948279.b4/0_7ea78_4d1259d2_XL.jpg)
Мы плавно перемещаемся в цех холодного проката. Здесь стальной рулон толщиной в 2 мм станет еще тоньше, (до 0.2мм), он будет оцинкован и покрыт полимерами.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6717/78948279.b4/0_7ea7a_28e23c10_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9302/78948279.b4/0_7ea7b_223fa917_XL.jpg)
Везде рулоны, рулоны, рулоны. На этом снимке сталь, прошедшая холодную прокатку, но еще не попавшая на оцинковку.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9227/78948279.b4/0_7ea7e_2f16ddb7_XL.jpg)
Наша компания: Виталий
dervishv, Жора
martin и Алексей
nasedkin, за кадром Миша
dodger_37.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6725/78948279.b4/0_7ea81_e72bda6_XL.jpg)
Вот, что мы все дружно фотографировали, отходы производства. Они позже опять попадут в печь.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9065/78948279.b4/0_7ea82_7e1f791_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9153/78948279.b5/0_7ea83_1e130424_XL.jpg)
Здесь мы видим рулоны, которые поступили из цеха горячей прокатки.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9491/78948279.b5/0_7ea87_28a80ca5_XL.jpg)
Рулон попадает в стан холодной прокатки. Принцип обработки точно такой же, как и в прошлом цехе - тяжелые валки, большое давление, охлаждение.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9555/78948279.b5/0_7ea88_7a8b4cd7_XL.jpg)
Так наматывается в рулон готовый лист.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9352/78948279.b5/0_7ea85_6dda300_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6712/78948279.b5/0_7ea89_44881df_XL.jpg)
Идем дальше. В этом уголке некоторые рулоны делают матовыми, по заказу клиента.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6725/78948279.b5/0_7ea8c_2692db80_XL.jpg)
По заводу ездят вот такие машинки
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9319/78948279.b5/0_7ea8e_9f5cd364_XL.jpg)
И вот такие. Перевозят небольшие грузы.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9312/78948279.b5/0_7ea90_2cbed70_XL.jpg)
Какая удача, серебряные слитки!
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9103/78948279.b5/0_7ea92_b7d9a0bb_XL.jpg)
Возьму-ка я один из них. Эхх, не получилось...На самом деле это цинк, вернее отходы, получаемые в ходе оцинковки стали.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9260/78948279.b5/0_7ea91_a75d43a7_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9315/78948279.b5/0_7ea95_76ddbab4_XL.jpg)
Это линия по оцинковке стального листа.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9300/78948279.b5/0_7ea97_5d2b2d11_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9150/78948279.b5/0_7ea98_84db6f6f_XL.jpg)
Еще цинковые слитки.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9256/78948279.b5/0_7ea9a_58039dbe_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9301/78948279.b5/0_7ea9b_28779b0e_XL.jpg)
Внимательный читатель по этой схеме поймет технологию нанесения цинкового покрытия. а я расскажу доступным языком.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9317/78948279.b5/0_7ea96_90d142e3_XL.jpg)
Цинковые чушки, (их можно видеть около электрокара) помещаются в цинковую ванну, в которой они расплавляются.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9323/78948279.b5/0_7ea9c_fad613a6_XL.jpg)
Здесь можно видеть, как лист проходит через эту ванну. В результате сталь покрывается с двух сторон слоем цинка толщиной в несколько нанометров, этого вполне достаточно, чтобы предотвратить металл от коррозии.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9258/78948279.b5/0_7ea9d_69c7f567_XL.jpg)
По ходу оцинковки образуется "пенка" на поверхности ванны, это уже отход производства.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9092/78948279.b5/0_7ea9e_8839dba9_XL.jpg)
Пенку убирают в формы, где она застывает в форме таких кубов. Такой цинк уже не пригоден для дальнейшей обработки стали и отправляется обратно на завод, где его переплавят, переработают, и превратят в такие чушки (стоят чуть дальше).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9310/78948279.b5/0_7eaa0_35c26e70_XL.jpg)
Оцинкованные рулоны.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9093/78948279.b5/0_7eaa2_53e2d7ad_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9509/78948279.b5/0_7eaa3_b731c3b7_XL.jpg)
А здесь рулоны поменьше размерами. Дело в том, что некоторым заказчикам не нужны большие 20-тонные рулоны, их неудобно заправлять в станки для штамповки различных изделий, потому заказывают небольшие, по 3-4 тонны рулоны.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9262/78948279.b5/0_7eaa6_8079ade7_XL.jpg)
А это рулоны с нанесенным полимером. Они хорошо упакованы, чтобы не испортить, не поцарапать. Сверху прикреплена цветная полоска, по которой ясно какого цвета лист внутри. Здесь белый и бордовый.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9329/78948279.b5/0_7eaa7_80615986_XL.jpg)
В этом рулоне - зеленый лист.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9154/78948279.b5/0_7eaa8_eb5d512d_XL.jpg)
Красота.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9364/78948279.b5/0_7eaac_505fb2a4_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9068/78948279.b5/0_7eaad_8c1d6a61_XL.jpg)
Пройдем в цех, где на оцинкованную сталь наносят краску, которая застыв становится полимером.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9557/78948279.b5/0_7eaae_334879e1_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9154/78948279.b5/0_7eaaf_9fcf7966_XL.jpg)
Если в прошлых цехах рулоны перемещались большими кранами с ручным управлением, то в этом все проще - он управляется джойстиком.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9116/78948279.b5/0_7eab0_ac917ab0_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9252/78948279.b5/0_7eab2_ef41649c_XL.jpg)
Подробная схема нанесения полимерного покрытия.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6715/78948279.b5/0_7eab4_de8d2b39_XL.jpg)
Весь спектр предлагаемых цветов.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9250/78948279.b6/0_7eab5_21baa9c8_XL.jpg)
В общем, все происходит так: в барабан заряжается стальной рулон, он протягивается почти на километр и лист проходит через валки, которые находятся в ванне с краской, которая проходя через печь превращается в полимерное покрытие.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9091/78948279.b6/0_7eab6_664fc7b9_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9495/78948279.b6/0_7eab7_4ad5600f_XL.jpg)
Схема поближе, чтобы понять как все происходит. Одновременно, как мы видим может быть заряжено сразу два рулона, как только заканчивается один, заряжается второй.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9090/78948279.b6/0_7eab8_c6d11f13_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9162/78948279.b6/0_7eab9_a7331205_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9362/78948279.b6/0_7eaba_d9108126_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9067/78948279.b6/0_7eabb_2f968169_XL.jpg)
Это валки для покраски.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9512/78948279.b6/0_7eabc_9d6787fe_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6714/78948279.b6/0_7eabd_4991cfa_XL.jpg)
На этом наша экскурсия подошла к концу, спасибо всем, кто дочитал до конца.
Особая благодарность пресс-службе НЛМК в лице Яны Лариной, которая сделала возможной эту поездку.
Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!
![](https://kak-eto-sdelanolivejournalcom.push.world/3c0c73ab816a86ee6b2bdeeb95dff0063ef83af1ee323701794b756c94f9e669.png)
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта
Как это сделано Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках, в ютюбе и инстаграме, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс видео о том, как это сделано, устроено и работает.
Жми на иконку и подписывайся!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/232848/78948279.331/0_b4a46_bd2b78a4_orig)
-
http://kak_eto_sdelano.livejournal.com/![](https://img-fotki.yandex.ru/get/54004/78948279.2fc/0_ae10a_c6c4d7d3_S)
-
https://www.facebook.com/kaketosdelano/![](https://img-fotki.yandex.ru/get/152444/78948279.2fc/0_ae10d_f1ab992_S)
-
https://www.youtube.com/kaketosdelano![](https://img-fotki.yandex.ru/get/51592/78948279.2fc/0_ae10e_48f7c15d_S)
-
https://vk.com/kaketosdelano![](https://img-fotki.yandex.ru/get/103691/78948279.2fc/0_ae110_4bb082d3_S)
-
https://ok.ru/kaketosdelano ![](https://img-fotki.yandex.ru/get/149179/78948279.2fc/0_ae10c_9cdcbfa_S)
-
https://twitter.com/kaketosdelano![](https://img-fotki.yandex.ru/get/54004/78948279.2fc/0_ae10f_d6409cdf_S)
-
https://www.instagram.com/kaketosdelano/ Официальный сайт -
http://ikaketosdelano.ru/ Мой блог -
http://aslan.livejournal.comИнстаграм -
https://www.instagram.com/aslanfoto/Facebook -
https://www.facebook.com/aslanfoto/Вконтакте -
https://vk.com/aslanfoto