Как я стала тренером

Mar 21, 2012 12:15



Дорогие читатели!
Просыпаюсь сегодня утром от смски: "проснешься, загляни в почту" и вижу там историю от человека, от которого никогда бы и ни за что не ожидал бы увидеть даже буквы в Сети. Восторженный письмом, я делюсь с вами историей, с которой знаком не понаслышке от автора, с личными визитами в большинство из описанных мест. Надеюсь, вам понравится также, как и мне!
Далее текст письма от Натальи Авдониной, тренера-преподавателя высшей категории.

Красиво излагать мысли на бумаге (а в данном случае на экране) мне еще не приходилось. И, как мне кажется, особо я этого и не умею, но terleev вот уже одиннадцать лет "стоит за спиной", работая активатором идей, движений и пинков под зад... Поэтому пришлось "вспомнить все" и описать как я стала тренером.
Читая жизнестановления разных людей, прихожу к неутешительному выводу: люди старшего возрастного сегмента в сети если и есть, то где-то там... вклиниваются своими мыслями о политике или наставлениями "сейчас я расскажу всем вам как жить надо". И вот в раздумьях о том сколько мне лет и кому мои слова будут интересны.



Детство

Место действия: Самара (на тот момент - Куйбышев) - стабильный советский город.

Помню себя отрывочно с очень раннего возраста. Помню ежика, которого родители нашли в сарае и принесли в дом для демонстрации животного мира в натуральную величину. Еще помню настоящие, человеческие, демонстрации на октябрьские и майские праздники. Помню первый прилюдный скандал с родителями из-за навязывания мне покупки сверхсовременной на тот момент "ходячей" куклы. Вообще-то, я была девочкой послушной, но мне совсем не хотелось этой жуткой "деревянно-ходячей" куклы, а хотелось мягкого пушистого механического зайца!
Далее вспоминается факт рождения брата в красивейшем здании роддома, который сейчас в плачевном состоянии зияет выбитыми окнами. Именно через это окно я впервые увидела младенца. Потом был переезд из коммуналки с туалетом во дворе в центральной части города в громадную трехкомнатную квартиру в новостройке. там я и пошла в школу.
Школа была также красиво-новой, но кроме больших и светлых коридоров, мне в ней не нравилось ничего. Поэтому училась я в начальной школе так себе: троек конечно не было, но и отличницей (как все приличные девочки) я никогда не была. В школе было откровенно скучно, а по телеку (к тому времени, стараниями, повернутого на всем технически новом, папы, -- уже цветном) вовсю показывали соревнования по гимнастике и фигурному катанию. И это было красиво!
Почему я решила, что хочу также феерично болтаться на брусьях, мне неизвестно, но я пошла записываться в секцию гимнастики при школе. А меня не взяли. С разными там физическими данными все было в порядке, а вот с силой рук была засада. Мне объяснили, что болтаться на брусьях я запросто смогу, а вот "краси-и-иво" -- это вряд ли. Это был первый щелчок по носу, который заставил меня научиться проверять пословицы и поговорки на собственном опыте.
…И я начала потихоньку "взбивать молоко в сметану".

Отрочество (ранняя юность, то есть)

По соседству с домом очень удачно расположился стадион, который с декабря по апрель заливался водой (которая, конечно же, превращалась в лед). В те полузабытые времена считалось нормой учить детей кататься на коньках, лыжах, великах и другим подобным навыкам. И меня научили, подарив одно из самых смешных воспоминаний: папа, весом килограмм в восемьдесят, упал со всего маху на лед и от того места (куда он упал) лед во все стороны пошел громадными трещинами. Этот случай до сих пор при каждом упоминании вызывает в нашей семье приступ хохота.
Научившись криво-коряво передвигаться по льду, я обнаружила, что брусьев-таки на нем не наблюдалось и поэтому можно пробовать этим заниматься. И вот пошла я записываться в секцию фигурного катания: брали всех, взяли и меня. У меня получалось все и, что удивительно, сразу. Но радость моя была недолгой. Я как-то не учла, что живу я не на северном полюсе и лед, если он не искусственный, имеет свойство таять. В тот год в Самаре он растаял по расписанию, и начались будни физподготовки. Вот тут-то и вспомнилось все то, о чем мне говорили, когда провожали из секции гимнастики. Но...
"терпение и труд все перетрут".
Юность

Школа как-то быстро отошла на второй план. В принципе все было в порядке: из школы бегом домой, быстренько уроки и на тренировку. Навык быстро обедать и все успевать заложился тогда и жив во мне до сих пор. Но вот если со вторым навыком (все успевать) - все отлично до сих пор, то с едой все как-то неудачно выходит: мне до сих пор стыдно за себя, когда люди вокруг все еще смакуют салат, а я уже прикончила десерт.
Мой первый тренер уже через год решил, что научить чему-то большему меня не может и отвез меня на просмотр в спортшколу. Там меня неожиданно взяли в группу.
Это изменило мою жизнь до неузнаваемости: мало того, что на тренировки теперь нужно было ездить через весь город во дворец спорта, так еще эти тренировки начинались либо в 6 утра, либо в 11 ночи. Я научилась спать стоя и делать уроки в автобусе. Полтора часа в одну сторону и полтора часа в обратном направлении. Подруги, прогулки без дела и плевание в потолок стали для меня такими же недоступными, как полет на луну. Затем прибавился маршрут до новой школы.
Свою старую школу пришлось сменить по простой причине: совмещать спорт и учебу становилось все тяжелее и тяжелее. Кем-то были придуманы спортивные спецклассы, в один из которых нас, спортсменов, со всего города и согнали. В классе был двадцать один человек из которых девочек всего четыре. Было неловко заходить в свой класс впервые под улюлюканье целого стада футболистов, но все как-то утряслось. А потом произошло то, о чем некоторые мечтают, а я даже не смела помыслить! Меня заприметил тренер сборной Украины и предложил переехать в Киев. Родители, зная мой далеко не ангельский характер, решили не сопротивляться судьбе и разрешили мне уехать.
Киев встретил меня спорт-интернатом, название которого я учила строго как в цитате из фильма -- полгода:
"Киевская Специализированная Областная Школа-Интернат Спортивного Профиля". В добавок, новый город встретил меня неожиданным холодом и комплексной подготовкой города к олимпиаде 1980 года. Быть в составе сборной Украины было тяжеловасто. И организм начал давать сбои. Этого я не ожидала, не хотела и пыталась бороться, но не тут-то было.
Как потом оказалось под большим объемом тренировок я не смогла акклиматизироваться, а медицинское сопровождение спортсменов в те времена сводились к зеленке и нашатырному спирту. Боли были адские по всему моему жалкому тельцу. И ожидаемо наступила травма, последствия которой поставили крест на спорте. В моей голове. но люди вокруг меня в лице всех тренеров и спортсменов решили, что это  пройдет. Не прошло. я собрала вещи и вернулась домой, усвоив еще одну поговорку:
"сколько веревочке не виться, все равно придет конец"

Период без названия
Дома было скучно: меня ломало и корежило от громадного количества свободного времени, пугало выпускным классом школы и прибивало незатейливым диким одиночеством. Пришлось научиться заново ходить в школу и выставлять на столе предметные учебники с 5 по 10 класс.
Думаю, удачей было то, что дырка в знаниях была очень велика. Пришлось заново научиться учиться. В итоге школу я закончила с единственной четверкой по физике и до сих пор помню маму, стоящую на балконе в ожидании меня с очередного выпускного экзамена, и ее истеричный смех по поводу моей очередной же пятерки.
А потом был цирковой номер с выбором вуза: мне было все равно куда поступать. Я только не хотела быть тренером! Ни при каких обстоятельствах! Эта профессия наводила на меня ужас!
Брат расстелил на столе разворот газеты, на которой была информация по всем вузам Самары, и я, отвернувшись, тыкнула пальцем куда попало. Попала этим пальцем я, аккурат, на Куйбышевский государственный институт культуры. прочитав список специальностей, я наивно решила, что хореографическое отделение для меня самое то. Не зря же я зевала на тренировках по хореографии! Так что...
"делу-время, потехе-час!"

Молодость
Поступить на хореографический факультет с первого раза мне не удалось. И не только потому, что группа в тот год была очень сильной профессионально, а педагог безумно требовательным. Случилось это оттого, что я была вообще не готова ко всему этому. К мокрой от пота форме мне было не привыкать, а вот знать терминологию, композицию и постановку танцевальных номеров, уметь грамотно использовать фантазию, перекладывать в голове звуковые образы в телодвижения я не умела.
Быстро сообразив, спасибо спорту, что ловить мне в институте на тот момент особо нечего, забрала документы и отнесла их на хореографическое отделение культурно-просветительного училища. Куда меня и приняли только за то, что я знала позиции рук и ног. Этим я и еще четыре человека и отличались от остального контингента набранной группы.
Люди старшего возраста могут вспомнить такое понятие, как "целевики" (целевой набор). Возможно в каких-то областях присутствие в группах этих самых "целевиков" было видно не так явно, но в хореографии это было просто цирком-шапито! На минуточку представьте себя преподавателем по классическому танцу (читай: "балету"), который заходя в аудиторию видит перед собой толпу дородных краснощеких девушек, направленных из соседних сел учиться танцам и наряженных в то удобное, что фантазия их мам могла вообразить. В моде мам были шаровары под купальник для классического танца и шерстяная юбка по колено на народный танец. Можете себе представить какова была реакция педагогов? Мягко скажу: она была разной! Но на этом фоне некоторые очень удачно выделялись. Я, к счастью, была из их числа. Средне-специальное учебное заведение через 2,5 года мною было окончено с красным дипломом и направлением в вуз!
Полгода, отделявшие меня от окончания "кулька" и поступления в институт, я поработала в одном из областных центров области, получила отличную характеристику и к лету поступила в вуз. Учиться было просто, сильно расстраивал только временной цейтнот и отсутствие каких бы то ни было технических средств. Это сейчас можно найти любое музыкальное произведение и в удобной компьютерной программе обработать ее как душе угодно, а в те времена я монтировала Гайдна на портативном магнитофоне, склеивая резаные концы ленты скотчем. По 20-30 врезок... практически, садизм по отношению к автору! Одновременно с учебой было захватывающе работать в театре драмы пластическим актером. Там я познакомилась со своим первым мужем.

В итоге всего этого я весело закончила обучение с одной четверкой (научный коммунизм подвел!) и распределением в городской дворец пионеров. Все было бы ничего, если бы в очередной раз нужно было начинать с нуля. Но...
"где наша не пропадала,там ее искать нечего!"

Следующий период: еще не зрелость
Работа оказалась рутинной, коллектив неинтересно-ватно-липким, замужество как-то тоже сошло на нет, оставив в том месте, где душа, зияющую дыру. На тот момент мне казалось логичным заделать эту дыру рождением ребенка. Замуж больше я не хотела, нет! Я хотела ребенка!
"кто научился ставить перед собой цели,тот рано или поздно научится их добиваться!"

Зрелость
Ребенка я родила. В довесок получила второго мужа и жуткую токсикозную реакцию во время беременности на одинаково движущихся детей (что было сложно совмещать с профессиональными обязанностями). В период восстановления внешности ребенка (девочка родилась с проблемами) о работе и не думалось, но
"чем дальше в лес, тем злее партизаны"
Через три года непрерывной заботы и страха за жизнь ребенка я вынырнула на поверхность с 25 кг лишнего веса и желанием все-все в своей жизни поменять.

Я начала поиски новой сферы деятельности. Череда стечений обстоятельств привела меня на порог спортивной школы, где на тот момент требовался специалист по акробатическому рок-н-роллу. Я не имела ни малейшего представления о том, что это такое и с чем это едят, но, недолго поразмыслив, я решила попробовать.

Удачным оказался карт-бланш от директора школы, уже уставшей от дзюдо и рьяно мечтающей об отделении этого странного вида спорта. Все было бы ничего, но становление вида спорта как-то затягивалось, энтузиазма это не прибавляло, а результаты моих спортсменов были на таком уровне, что было бесконечно стыдно за себя. Я научилась плакать в себя и наружу, перестала верить в светлое будущее и уже начала рисовать планы отхода на запасной аэродром...

И тут, как снег на голову, в зал привели милого мальчика, переехавшего из Симферополя в Самару и желающего продолжить занятия акробатическим рок-н-роллом. Мальчик был красив, пуглив и двигался по залу, как бог. Я поняла, что попала по полной, так как специалист я в этой области никакой и партнерши для этого чудо-мальчика мне не подготовить. За мальчиком стояли родители, а передо мной перспектива стать кем-то типа "а-а-а, эта та, которая слилась, так ничего толком и не сделав?" поэтому, собрав волю в кулак, активировав все свои способности, я впряглась.

Умолчим про то, чего мне это стоило, но через 2,5 года мальчик с партнершей стоял на высшей ступени пьедестала Чемпионата России, а я умывалась слезами в кулуарах московского дворца единоборств ЦСКА. Это был мои первые чемпионы... (тьфу, тьфу, тьфу... теперь только надеюсь, что далеко не последние!)

Потом были другие, но именно там, в пыльном и душном зале ЦСКА я поняла, что я тренер... Самое смешное во всем этом то, что я занимаюсь тем, чем когда-то в молодости категорически не хотела заниматься. и не может не являться бесконечной темой для шуток и заливистого смеха в семье и на работе.
Вот как-то так...
"..и вечный бой! Покой нам только снится!"

Россия, тренер

Previous post Next post
Up