про дошкольную математику (часть вторая, практическая)

Nov 07, 2016 11:29

Начну потихоньку описывать практическую дошкольную математику.

Самое важное - дать ребенку возможность САМОМУ конфронтировать с внешним миром. Если хочется сделать акцент именно на математику, то можно ненавязчиво предложить какой-то спецматериал и очень аккуратно понаблюдать за ребенком. Не нужно никаких поучительных лекций и навязчивых объяснений. Ребенок изначально намного креативнее взрослых. Это надо ценить и всячески оберегать.
Приведу пример - одна из ситуаций, которую я подловила с Лизой.
В игрушках она нашла детские счеты, поставила перед собой и стала систематично распределять кости треугольником сначала с правой стороны.



В какой-то момент она воскликнула: "Мама! Посмори, слева получился тот же треугольник, только перевернутый!"
Моя реакция: "Ух, ты! И правда! Интересно, а почему так получилось?" Тут Лиза ненадолго задумалась и стала объяснять: "Сначала я сдвинула одну кость, а девять остались слева, потом две, а восемь остались…"
Все! Таким образом состав числа в пределах десяти ребенок уяснил. А еще глазами увидел геометрию чисел и искренне восхитился этому.
Еще один пример из доклада профессора Кристианы Бенц. Ребенку на секунду (чтобы избежать последовательного пересчета) показывали следующее расположение яиц/каштанов/камней в коробке.



А потом спросили, сколько предметов в коробке. Ребенок правильно ответил, что пять. Теперь внимание! Реакция педагога: "А почему пять?" Ребенок: "Потому что четыре и один это пять!" Таким образом выяснилось, что ребенок увидел предметы не "построчно", как 3+2, а как четыре, подобно расположению точек на кубике, и еще один. На этом можно построить дальнейший диалог с ребенком и рассказать, как ту же структуру увидели Вы. А еще ведь можно и по столбцам в два действия!
Самое важное в этих примерах - корректная реакция взрослого. Задать ребенку вопрос и оставить его без ответа иной раз полезнее, чем зачитывать ему доклад на тему.
Спонтанности в таких реакциях достигнуть, сознаюсь, не так просто. Этому надо учиться. Намного проще построить диалог, если с ребенком сесть играть в настольную игру. Лично я переиграла с детьми в огромное количество настольных игр. И с уверенностью могу сказать, что в каждой из них есть определенный математический элемент. В каких-то он более явный, в каких-то нет, но он есть всегда. Недостаток настолок я вижу только в социальной составляющей. Не все дети умеют проигрывать или обладают быстротой реакции в случае игр на время. В этих случаях нужно просто подобрать подходящие игры либо проявить фантазию в изменении их правил.
В следующих постах хочется поделиться описанием настолок, которые нам очень приглянулись и в которых я лично вижу большой потенциал в развитии математических навыков.

математика, детское развитие, дети

Previous post Next post
Up