Пишет
kalakazo (kalakazo)
3 марта, 2008
"АПОФЕОЗ ВОЙНЫ
Точно заворожённый застываю всегда у верещагинских работ,
пускай и прямолинейного дидактика,
но всё одно мистика и даже философа войны:
апофеоз победы, несущийся вдоль солдатских рядов полководец,
живыя вместо чепчиков вверх метают свои шапки,
а мёртвыя скособоченно кучами покоятся у лошадиных ног
(1883 году Василия Васильевича картина "Скобелев под Шипкой").
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post12785384/Один из самых благородных жестов Империи -
освобождение от турецкого ига болгар и
новая попытка водрузить российский флаг
над Константинополем.
Всеволод Гаршин, воодушевлённый идеей освобождения
и среди тысяч разночинной молодёжи
записавшийся тогда добровольцем в ополчение,
в первом своём после госпиталя рассказе «Четыре дня»
тогда же описал (под свежим впечатлением пережитого)
реальную историю четыредневного возлежания
раненого солдата среди убитых:
"Лица у него уже не было.
Оно сползло с костей... и, хотя мне
случалось не раз держать черепа в руках
и препарировать целые головы,
этот скелет в мундире с светлыми пуговицами
привел меня в содрогание.
«Это война, - подумал я, - вот её изображение»".
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post12785457/Единственно, кому тогда не понравилось
освобождение славян от деспотии тюркских муслимов,
то это Константину Леонтьеву: "Прошел только год;
еще русские войска не вышли из полуразрушенной Турции,
а трагический образ восстающей из рабства и крови Болгарии
уже успел мгновенно исказиться шутовской гримасой... мещанства!"
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post12785385/Воспользовавшись дарованной свободой
после 400-т лет неволи,
болгары преданность собственной церковности и
верность идее славянского братства
удосужились с лёгкостью сбросить
всё одно что лягушачью шкиру:
повсеместно уже тогда опустелые храмы и монастыри,
а впоследствии - прямое предательство и
участие в войнах против России на стороне Германии и Японии.
Сам Василий Васильевич Верещагин,
как и это положено было художнику-баталисту,
не умер в собственной постели,
а трагически ушёл под воду вместе с адмиралом Макаровым
на потопленном японцами у стен Порт-Артура
броненосце «Петропавловск» в марте 1904-го,
волею судьбы не дожив
(после столь именитых побед и
успешного продвижения империи на Восток)
до чудовищного по унижению поражения
и разгрома Русского военного флота,
как предвестника далёкого зарева
будущего русского Апокалипсиса...»
https://kalakazo.livejournal.com/220841.html https://www.liveinternet.ru/photo/velos/post12785384/https://kalakazo-archiv.livejournal.com/35471.html P.S. Текст из цикла "Русский музей" включен в книгу "Столица русского Апокалипсиса".