Про работу

Mar 25, 2010 21:17

Поводом для этой статьи-размышления стал недавний разговор с коллегой по поводу проблемы ухода его сотрудника к конкурентам. Может, из-за денег, может, по другой причине… не важно. Встал вопрос об этике в трудовых отношениях.

Вообще, вопросы морали, нравственности, этики, а также эмоциональная окраска трудовых взаимоотношений (например, появление таких эмоций, как обида, раздражение, гнев и т.п.), встают достаточно часто. Обостряются отношения между начальником и подчиненным, наемным сотрудником и собственником.

А ведь все эти ситуации очень просты для оценки. Трудовые отношения, как и многие другие, - результат договоренностей. Работодатель идет на рынок труда и говорит: «Я готов платить N рублей, мне нужно выполнить такую-то работу. Ему навстречу работник: «А я как раз умею выполнять такую работу и готов её выполнить за N рублей». Ударяют по рукам. Вот собственно и все.

Все, да не все. Существует огромное количество требований со стороны работодателя: как должен выполнять свою работу сотрудник, по каким технологиям, в какие сроки и с каким качеством. Как при этом должен себя вести (с клиентами, сослуживцами и т.п.), как выглядеть, как поступать в случаях, не оговоренных инструкцией, и т.д. Речь идет о фирменных стандартах.

Все эти темы - тоже предмет договоренностей. Подробно, не спеша, они проговариваются, обсуждаются, работодатель объясняет, почему у Компании именно такие требования. Пока еще не поздно, будущий сотрудник может сказать: «Стоп, это для меня неприемлемо». Ну что ж, как говорится, «не срослось». Лучше обратить на это внимание сразу, чем потом иметь головную боль с увольнением. Короче, «договариваемся на берегу».

А дальше оценка того, что этично, а что нет, становится очень простой. Этично - следовать договоренностям, неэтично - нарушать их. Любой из сторон.

Что касается ухода сотрудника…  Значит, у предыдущего работодателя он перестал удовлетворять какие-то свои потребности. Просто «на берегу» нужно было договориться, что такой исход событий - это, в принципе, нормально. Но нужно заранее подойти и обсудить этот вопрос с руководителем. Может, Компания найдет возможность удовлетворить новые потребности сотрудника. А может, и нет. В этом случае он обязуется отработать N-ное количество времени, подготовить себе замену и полюбовно распрощаться.

Еще один важный вопрос по поводу договоренностей. Не надейтесь на память. Все требования к работе (стандарты, правила, инструкции, описание функций, описание того, что считается ошибкой или нарушением) обязательно должны быть прописаны. Но даже и в этом случае нет гарантии того, что сотрудник будет постоянно держать их в памяти. Память - штука загадочная. Ученые провели такой эксперимент. Одиннадцатилетнему мальчику рассказали 3 реальных случая, которые когда-то произошли с ним (рассказал старший брат), а один - выдуманный. О том, как он однажды потерялся в большом магазине. Рассказали и попросили каждый день записывать, что он по этому поводу вспомнит. А если ничего не вспомнит, то писать: «Ничего не помню». Так вот, через несколько дней, прочитав записи, ученые увидели, что выдуманное событие обросло совершенно конкретными подробностями, мелочами, которые мальчик «запомнил». Как он плакал. Как к нему подошла продавщица. Во что были одеты папа и мама.
Потом, когда ему сказали, что одни из четырех случаев - вымышленный, но не сказали какой, мальчик указал на один из реальных случаев. Вот так. И таких примеров масса. Мозг все время «перезаписывает» информацию, хранящуюся у него в долговременной памяти, что-то удаляя, добавляя и корректируя.

Древние буддисты знали это давно. По версии буддизма, человека как постоянной субстанции вообще не существует. Если только пять его составляющих, пять скандх: тело, ощущения, чувства, мысли (мнения) и сознание. И все эти составляющие, постоянно обуславливая друг друга, влияя друг на друга, все время меняются! В это мгновение такое соотношение, в следующее - уже другое. А значит - другая личность. Это как в кино: нам кажется, что сюжет непрерывен, однако никакого сюжета нет. Есть только отдельные, стоящие рядом друг с другом кадры кинопленки. Разные.

Короче, начал работать человек А, спустя месяц работает уже человек В, через два - человек С. Хотя нам кажется, что это один и тот же человек. Другое тело (чуть-чуть), другие мысли, другие эмоции, другие потребности. Соответственно этим изменениям постоянно трансформируется и память. Вы с кем договаривались -  с А? Так его уже давно нет, вместо него  D.

Поэтому уважаемому Руководителю, во-первых, необходимо внимательно наблюдать за этими трансформациями (общаться, уточнять потребности), и, во-вторых, - периодически извлекать из стола подписанные сотрудником фирменные стандарты, говоря компьютерным языком, «синхронизироваться». Уточнять: все в силе? Отношение не изменилось? Договоренности не устарели?

фитнес-бизнес, менеджмент, мыслишки

Previous post Next post
Up