Не так давно посмотрела сериал-экранизацию ВВС "Война и Мир"соответственно по книге Льва Николаевича Толстого. Сериал этот ждала с нетерпением и предвкушением, потому что наблюдала за съёмками в обеденный перерыв на работе - снимали в помещениях Академии им. барона Штиглица зимой и потом ещё летом - я даже своими глазами видела Матье Кассовица в костюме Наполеона, задумчиво набирающего смс в телефоне, когда нагло сунулась в открытую дверь трейлера-гримёрной.
Если описать моё впечатление от фильма в двух словах, то - да, мне определённо понравилось. Знаю, что многие поругивали его, поэтому объясню свою точку зрения подробнее, чтобы избежать гневных возражений.
Мне очень понравилось как подобрали актёров на роли героев романа, но с некоторыми оговорками всё же. Например, Пол Дано в роли Пьера - абсолютный лушпан в начале фильма - то, что надо! Играет тоже убедительно и наблюдать за ним интересно. Но он для меня тут был недостаточно толстым и внушительным, всё-таки в романе много где к месту упоминается его сходство с медведем - большим, сильным, медлительным.
Или вот Джеймс Нортон в роли Андрея Болконского. Этакий красивый, самоуверенный великосветский мажор с прохладцей. Очень даже похоже, если перечитать роман без лирики и романтичного ореола (что я и сделала после просмотра сериала). Княжна Марья - самое большое попадание в яблочко сериала. Актриса Джесси Баккли в меру красивая, настолько, чтобы не восхищать красотой с первого взгляда, но и не слишком страшная, чтобы сомневаться наличию красоты её души и искренности чувств Николая к ней. Играла она очень хорошо, вот ей веришь сразу и проникаешься её эмоциями, все чувства читаются на лице. Одно удовольствие.
Другие актёры тоже очень даже гармоничны. Николай Ростов, князь Василий и Борис Друбецкой подобраны с такими неанглийскими лицами, что я даже подумала, что это русские актёры. Элен - нереальной красоты и грации девушка, но за этой красотой я не оценила её игры. Роль какая-то странная получилась - красиво ходить в красивых нарядах и красиво лежать с разными мужчинами в неглиже. А вот Анатоль настолько мне был отвратителен, что даже не читая роман, я бы сразу поняла, что он тут отрицательный персонаж. Совершенный мерзкий наглый хлыщ, мне его даже в конце фильма было не жалко.
Были вещи, которые я считаю очень сильными промахами. Во-первых, это Лилли Джеймс в роли Наташи Ростовой. Насколько Лилли была гармоничной и изящной в костюмах 20х годов в роли кузини Роуз в Downton Abbey, настолько она была грубой и топорной в образе Наташи. Лицо - неискреннее, улыбка - натянутая, жуткие чёрные брови при светлых волосах - это ещё что за прикол? Кривляка с блаженной ненатуральной улыбкой на лице и гипертрофированными чувствами.
Во-вторых, маленькие, казалось бы незаметные, ляпы с одеждой. Я сейчас не имею ввиду соответствие костюмов эпохе или что-то такое, тут я и сама не знаток. Но некоторые вещи мне бросились в глаза сразу. Например, как милые девушки Соня и Наташа любят выбегать зимой на улицу в одной ночнушке (или тонком платье) и тужурке. Я понимаю, что на родине глубоко уважаемой мною компании ВВС зимой чаще всего околонулевая температура, но у нас, особенно в северном Петербурге, зимой может быть и -15, и -30. Вряд ли девушки настолько глупые, чтоб целенаправленно заработать воспаление лёгких, пусть и находясь в смешанных чувствах. Да они скорее шубу с вешалки схватят и шаль на голову! Как-то резанул этот момент по глазам.
Или вот ещё о шали: Наташа, движимая раскаянием, идёт в храм помолиться и на ходу наматывает себе на голову платок. Вроде всё правильно, но вот намотала она его в виде какого-то ультрасовременного модного тюрбана. Может, это только моё ощущение, но Наташа, как один из «истинно русских» персонажей Толстого, должна была завязать платок как девочка на обёртке шоколадки «Алёнка», а никак не тюрбаном, да ещё и с открытой голой тонкой шеей - это опять-таки в зимние морозы!
Ну и напоследок об одежде - ходьба по дому босиком. Красиво, конечно, видно изящные ножки юных барышень, но откровенная глупость для реальности. Тёплых полов, насколько я знаю, на тот момент ещё не изобрели, дома были большие, топились не слишком хорошо, в ходу у всех были тапочки или туфельки.
Если честно, придираться сильно к фильму мне не хочется, потому что, повторюсь, мне он очень понравился в целом. Он лёгкий, подвижный, позитивный, несмотря на трагические события, актёры молодые и красивые. В противовес нашему советскому тяжеловесному и возрастному фильму, где сплошной трагизм и пафос в каждом кадре.
Фильм очень в духе ВВС получился, но мне это понравилось. Я, конечно, вижу, что они весьма поверхностно прошлись по этим сложным Толстовским движениям «загадочной русской души», даже пребывание в плену Пьера смотрится как экшн, а не как его катарсис и озарение. Но я в такой момент пытаюсь представить - а как наши сняли бы, например, «Джейн Эйр»? Или «Гордость и предубеждение»? Усложнили бы бесхитростные домашние переживания и осознания провинциальных девушек или наоборот всё свели бы к гротесковому юморку?