продолжение...
Пройдемся вновь по привлеченным нами источникам и проверим, не упустили ли мы в наших сопоставлениях что-нибудь важное.
В тексте "Жизни картлийских царей" присутствуют два надежных хронологических ориентира, которые способны помочь нам в датировании хазарского похода на Северный Кавказ и появления осетин в этом регионе. Но прежде коснемся самых общих вопросов истории хазар в ее начальном периоде.
По мнению Л.Н.Гумилева в III веке хазары переселяются с равнин Терека и Сулака на Волгу,45 где позднее и сложилось их мощное государство - Хазарский каганат. Но и присутствие хазар на Тереке сохранялось очень длительное время - известно, что русский князь Святослав разгромил хазарский город Семендер, находившийся между станицами Шелковской и Гребенской в 965 или 966 году.46 Следовательно, существовало два центра хазарского государства: один на Волге, другой на Тереке, самый древний, первичный.
Как известно, хазары вошли в историю как единственный народ нееврейского происхождения, принявший иудаизм как государственную религию. Было принято считать, что обращение хазар в иудаизм произошло в VIII веке, когда император Лев Исавр в 723 году издал указ о насильственном крещении византийских евреев, и те, спасая свою религию, переселились в Крым, а оттуда проникли в волжскую столицу хазар - город Итиль. Однако Л.Н.Гумилев приводит средневековые источники, по которым видно, что хазары жили "по законам Моисея" задолго до прихода в Итиль византийских евреев, переняв иудаизм от иранских евреев-маздакитов, бежавших на Кавказ в 529 году.47
Первым царем, принявшим в Хазарии иудаизм, считается Булан. Этот царь, повторим, назван не первым царем Хазарии вообще, а первым, принявшим иудаизм. Были ли у хазар цари до Булана - неизвестно. Источники ничего об этом не говорят.
Единственный источник, в котором упоминается этот царь - знаменитое письмо хазарского царя Иосифа, отправленное им в середине Х века придворному сановнику кордовского халифа Абдаррахмана lll, еврею Хасдаю Ибн-Шафруту. Иосиф в своем письме описывает Булана как первого хазарского царя, принявшего иудаизм. Кроме того, Иосиф сообщает своему испанскому корреспонденту, что Булан, дабы поднять среди хазар авторитет новой религии, совершил поход в страну "Д-ралан" и страну "Ар-д-вил".48
Крупнейший авторитет по истории хазар М.И. Артамонов, не имея других данных о царе Булане, датировал его правление и упоминаемый Иосифом поход 731 годом, когда хазары действительно вторглись в Азербайджан и, в числе других городов, захватили и город Ардебиль ("Ар-д-вил" в письме Иосифа).49 Л.Н.Гумилев считает, что поход этот был предпринят в 718 году.50 Все эти неувязки свидетельствуют о том, что ученые произвольно приписывают Булану любой, более или менее удачный поход хазар в Закавказье. Хотя, как уже говорилось, хазарский царь Булан (его имя по-тюркски означает "лось") упоминается лишь в письме Иосифа, который видит в нем первого царя в ряду хазарских правителей, принявших иудаизм.
Л.Н.Гумилев на наш взгляд противоречит сам себе, перенося время правления царя Булана в столь позднюю эпоху - в начало VIII века. Ведь он сам выявил произведения раннесредневековых авторов, которые писали об исповедании хазарской элитой иудаизма задолго до начала VIII века. Более того, распространение иудаизма среди хазарской верхушки Л.Н.Гумилев связывает с миссионерской деятельностью евреев-маздакитов, расселившихся среди северокавказских хазар в 529 году. А Булан, как пишет Иосиф, был не только первым царем, но и, пожалуй, первым хазаром, принявшим иудаизм.51 Он даже боялся сообщить своим подданным о своем обращении в новую религию и за него это проделал некий "главный князь" - личность весьма таинственная, ибо Иосиф больше о нем ничего не пишет. 52 "Главный князь", "князь изгнания" или экзиларх - так евреи диаспоры называли своих правителей, часто засекреченных, которые непременно должны были происходить от царя Давида - первого царя из колена Иуды.53 Очень похоже на то, что "главный князь", стоявший за спиною обращенного в иудаизм царя Булана и был одним из этих экзилархов, которые и в других восточных странах нередко пользовались огромным влиянием на царей.54
Если следовать выводам Л. Н.Гумилева (а они основаны на достоверных письменных источниках), то обращение хазарской знати в иудаизм началось еще стараниями евреев-маздакитов. А первым царем-иудаистом Хазарии Иосиф называет Булана. Следовательно, мы вправе считать, что Булан жил не в VIII веке, а гораздо раньше, и если удачные хазарские походы в Закавказье - единственная примета, позволяющая определить время его правления, то один из таких походов состоялся именно в том VI веке, когда иранские евреи-маздакиты и расселились среди хазар.
Сирийский автор Иоанн Эфесский во второй половине VI века поведал о нашествии хазар на страну алан, отметив следующее: "Когда над той страной (то есть страной алан - авт.) стал господствовать чужой народ, они были названы хазарами по имени того старшего брата, которого имя было Хазарик".55 Так как сочинение Иоанна Эфесского (“История”)написано во второй половине VI века, а нашествие хазар на страну алан он описывает как уже случившееся событие, то у нас появляется возможность отнести этот поход к эпохе правления в Иране уже упоминавшегося нами врага маздакитов, Хосроя Ануширвана.
Поход этот не ограничился территорией Северного Кавказа. Так, албанский историк Моисей Каганкатваци в "Истории агван" пишет, что в первую половину царствования Хосроя Ануширвана "страна наша подпала под власть хазар, церковь и писания были преданы огню".56 Нападению подверглась не только Кавказская Албания, но и Армения. Персы с трудом справились с этим нашествием и после него построили знаменитую крепость Дербент.57
8
Сопоставим между собой источники и посмотрим, насколько они совпадают. Леонти Мровели так передает ход событий:
Таргамосиане "руками дурдзуков" (то есть войсками вайнахов) наносят хазарам поражение и заставляют их отступить вглубь степей. "Вслед за этим", по выражению Леонти Мровели, хазары избирают себе царя, которого, надо полагать, до этих пор у них не было. Этот первый царь возглавляет ответный поход хазар, чья ярость почему-то направлена не на вайнахов (дурдзуков), как того следовало бы ожидать, а на закавказские провинции Персии. Здесь невозможно не ощутить ауру мести, более актуальной, чем месть вайнахам; действительно, евреи-маздакиты к тому времени еще не могли забыть репрессий Хосроя Ануширвана, подвергшего страшному разгрому еврейский центр в Иране - город Махузу и повесившего на городском мосту экзиларха Мар-Зутру, горячего сторонника Маздака.58
Однако, как повествует Леонти Мровели, вайнахам и дагестанцам пришлось отступить в горы, так как поход хазар в Закавказье прошелся через равнины Северного Кавказа. Далее повествуется о жестокой войне между хазарами и персами, которым с величайшим трудом удалось оттеснить завоевателей за Дербентский проход. Завершается победа персов постройкой мощной крепости Дербента.59
Хосрой Ануширван правил Ираном в 531-579 годах и ученые единодушны в том, что Дербентскую крепость построил именно он.60 М.И.Артамонов определил даже время постройки - между 562 и 571 годами.61 Следовательно, отмечаемый Леонти Мровели поход хазар в Закавказье произошел раньше этого периода. Грузинский средневековый историк отмечает, что в этот поход "хазары освоили оба пути, как то: Морские ворота Дарубанди (Дербентский проход) и ворота Арагвские, которые суть Дариала (Дарьяльский проход)". Затем Мровели пишет, что равнинные земли вайнахов хазарский царь отдал в удел своему сыну Уобосу (эпоним осетин), а приморские равнины Дагестана вручил "своему двоюродному брату".62
Царю Иосиф в своем письме описывает поход Булана, первого царя хазар, принявшего иудаизм. Снова повторим, что нам неизвестно, были ли у хазар цари и до Булана; Иосиф о них ничего не пишет а других данных у нас нет. Однако, если принять во внимание соображения Л. Н. Гумилева о том, что хазарскую знать в иудаизм обратили еще евреи-маздакиты, то у нас появляются основания считать Булана не только первым царем-иудаистом, но и первым царем хазар вообще. Если это так, то топонимические ориентиры похода Булана, отмеченные в письме Иосифа (Дарьям и Ардебил) полностью совпадают с маршрутом похода хазар, описанным Леонти Мровели. Совпадают и хронологии: евреи-маздакиты поселились среди хазар в 529 году и у них в запасе оставалось еще 30-40 лет для того, чтобы побудить одного из вождей хазар принять иудаизм и отправить его воевать с персами.
Моисей Каганкатваци уточняет дату этого похода -"первая половина царствования Хосроя Ануширвана". Следовательно, до 555 года. У Иоанна Эфесского мы находим любопытную деталь, подтверждающую сведения Леонти Мровели. Сириец, почти современник описываемых событий, отмечает что "царь Хазарик" отдал своему младшему брату в управление приморскую часть Дагестана, примыкающую к Дербентскому проходу. 63То же самое, по сути, писал и Леонти Мровели, только у него вместо младшего брата хазарского царя фигурирует двоюродный брат.
Таким образом, появление осетин на Северном Кавказе можно датировать промежутком времени между 529 и 555 годами и всплывает несомненный факт - осетины представляют собой потомков ирано-язычных евреев-маздакитов, бежавших на Кавказ от репрессий Хосроя Ануширвана. Их оседание на Северном Кавказе является одним из эпизодов знаменитого похода хазар в Закавказье, примерную дату которого мы попытались определить.
9
Интересная особенность древнегрузинских летописей, которая теперь нам не покажется странной - в этих летописях хазары постоянно "путаются" с осетинами (овсами), а последние - с евреями.64 Но здесь нет никакой путаницы - грузинские авторы были прекрасно осведомлены об истинном происхождении осетин и, называя их то хазарами, то евреями, отражали общеизвестные в те времена факты наличия среди хазар ирано-язычных евреев. Однако нынешние осетины считают почему-то для себя зазорным признать факт своего еврейского происхождения и всеми силами стараются отмежеваться от своих собратьев и соседей - горских евреев Кавказа, которые, как пишет Л.Н.Гумилев, также являются потомками иранских евреев-маздакитов.65 Впрочем, Л Ч Гумилев выявляет еще потомков евреев-маздзкитов, которые путаются в своем происхождении; это - терские казаки и караимы Крыма.66 Если караимы породили такого прославленного деятеля советской истории, как Лаврентий Берия67 (кстати, Берия - типичное еврейское имя, присутствующее в Библии и означающее "несчастье" - см. Парал.7;), то из горских евреев вышел знаменитый на все времена Иосиф Джугашвили (Сталин)68 - слово "джуга", опять же, кстати, означает по-грузински "еврей" ( у вайнахов - джугти), а “швили” - антропонимический суффикс в значении "ребенок".
Все помнят, как в начале 90-х, в эпоху Горбачевской оттепели, когда в центральной печати стал дискутироваться вопрос, не убрать ли захоронение Сталина от кремлевской стены, в Осетии стали устраивать какие-то сходки с требованием передать им для захоронения останки великого вождя и соотечественника осетин. Уже тогда можно было задуматься - как горский еврей Сталин, никогда в Осетии неживший, стал вдруг соотечественником осетин? Они-то ведь считали и до сих пор считают себя потомками алан и даже свою республику назвали Аланией, хотя ей, несомненно, больше подошло бы название "Маздакия" или "Махузия". Тем более, есть и город с созвучным названием - Моздок, знаменитый теперь на весь мир своей военной российской базой и своим концлагерем, в котором "вахтовым" методом проходят практику садисты и живодеры со всей России.
Несмотря на то, что иудаизм, перемешанный с маздакизмом, давным-давно выветрился из среды осетинского народа, многие и далеко не лучшие его представители и сегодня не забыли одну из главных заповедей Талмуда, которая гласит: "если вы идете на войну, то идите не в первых рядах, а лучше в последних рядах, чтобы вы были первыми, кто вернется домой" ("Пезахим, 113а). Так было во время резни ингушей осенью. 1992 года, так было и во время резни чеченцев зимой 1995 года, когда "доблестные потомки алан", словно шакал Табаки из сказки Киплинга, следовали за российским "Шарханом", грабя, насилуя и добивая беспомощных женщин, детей и стариков. Но вайнахи - не тот народ, с которым такие вещи можно проделывать безнаказанно, и когда наступит время предъявления счетов, едва ли поможет издевательский (по мнению опьяневших от крови и водки палачей-мародеров) лозунг, который неоднократно украшал борта следующих через Осетию в Чечено-Ингушетию грузовых машин: "С вами Аллах, а с нами Россия". Мы с благодарностью принимаем своего Покровителя, ибо Он вечен, в отличие от любых империй.
Но это - дела дней сегодняшних и складывающегося на наших глазах будущего Кавказа. Все имеет свой черед и свои причины. Мы еще станем свидетелями многих удивительных изменений. А пока обратимся снова к истокам.
10
Существует старый анекдот о "внутреннем голосе ковбоя". Ехал себе ковбой на лошади по прериям. И вдруг видит перед собой широкий и глубокий овраг. Остановился он и слышит какой-то голос: "Перепрыгни через овраг". Ковбой, не видя кругом ни единой души, кроме себя и лошади, спросил в испуге: "Кто это разговаривает со мной?" Послышался успокоительный ответ: "Я твой внутренний голос. Прыгай". Ковбой разогнал лошадь и прыгнул. Лошадь сорвалась в овраг и погибла. "Ну все, конец мне", - подумал ковбой, оставшись без лошади. "Еще не конец, - проговорил голос, - видишь дымок вон за тем холмом? Иди туда". Ковбой обогнул холм и наткнулся на толпу свирепых индейцев, сидящих у костра. "Все, мне конец", - подумал он. "Еще нет, - успокоил его голос, - подойди к вождю и врежь ему как следует". Ковбой подошел к индейцам, они поднялись ему навстречу, и ковбой ударом в челюсть сшиб вождя с ног. Индейцы завопили от ярости и обнажили ножи и томогавки. "Конец мне", - подумал ковбой. "Н-да, похоже, что теперь тебе действительно конец, - сказал голос. - Ну, я полетел искать другого ковбоя".
У хазар с евреями получился примерно такой же этнический симбиоз, какой вышел у ковбоя с внутренним голосом. Пришедшие в 723 году в Крым, а оттуда перебравшиеся на Волгу, византийские евреи-рахдониты в скором времени вытеснили из политической и экономической жизни Хазарии своих соплеменников, евреев-маздакитов, которых презирали за то, что те "запачкали" чистый иудаизм примесями из манихейства (маздакизма). А уж евреи-рахдониты взялись за хазар основательно!
Заняв прочные позиции в управлении и торговле, византийские евреи приступили к биологическому порабощению хазар. Известно, что евреи и по сей день являются единственным цивилизованным народом в мире, сохранившим при смешанных браках материнское, а не отцовское определение национальности. Поэтому рахдониты охотно выдавали еврейских красавиц замуж за знатных хазар, а их обращенных в иудаизм сыновей принимали в еврейскую общину. Сами хазары, как и другие народы, определяли этническую принадлежность ребенка по национальности отца и воспринимали этих детей-метисов как своих соплеменников. Те, вырастая, снова женились на еврейках, но продолжали в глазах хазарских простолюдинов считаться потомками древних степных родов, хотя, на самом деле, давно уже стали евреями не только по религии, но и по крови.69
Постепенно в Хазарии сложилось двоевластие, которое Л.Н.Гумилев называет "грандиозным обманом" хазарского народа. Номинально на троне восседал потомок рода Ашина, носивший титул кагана, но фактическую власть осуществлял еврейский царь ("пех").70 Наконец, в 866 году, еврейские цари перестали прятаться за спинкой трона и открыто взяли власть в свои руки. Каганы, которые давно уже стали евреями, все же были оставлены - их раз в году демонстрировали народу.71
Еврейская верхушка в Хазарии опиралась на наемников из сопредельных стран, не доверяя оружие "своему" народу. Оплачивать этих наемников заставляли самих же хазар. Как пишет Л.Н.Гумилев, "за все приходилось платить самим хазарам, превратившимся в собственной стране в покоренных бесправных подданных правительства, чуждого им этнически, чуждого по религии и задачам".72 Об этих "задачах" мы скажем позже, а пока коснемся вопроса о том, как жилось хазарам под управлением евреев-рахдонитов.
Жилось очень тяжело. Их угнетали так, как не угнетался правителями ни один народ в сопредельных странах. Из хазар выжимались все соки, их заставляли за свой счет содержать огромную армию, нанятую евреями из среднеазиатских тюрок и печенегов. И, что странно, хазары ни разу не восстали против своих угнетателей! Л.Н.Гумилев замечает в этой связи: “Хазар нельзя винить, так как их положение было не только тяжелым, но и безнадежным. Любое восстание их против правительства, располагавшего регулярной армией, было обречено".73
Потом, в Х веке, когда киевский князь Святослав подверг хазар страшному разгрому, евреи переселились со своими богатствами в Крым и там занялись прибыльным бизнесом - продажей рабов-славян во все страны, где нуждались в рабах. Совсем как в том анекдоте - хазары, к которым все окружающие народы питали жгучую ненависть, обвиняя в грабительских походах их, а не евреев, прикрывавшихся хазарским именем, погибли, а евреи, не ожидая варяжских дружин Святослава, заблаговременно ушли к своим крымским соплеменникам. Ковбой погиб, а "внутренний голос", управлявший им, улетел искать другого ковбоя.
Зачем мы это пишем, зачем нам нужно копаться в трагической истории давным-давно погибшего народа? Для того лишь, чтобы сказать то, на что Л. Н.Гумилев, умерший в 1992 году, лишь намекает своей книгой. Сказать, что описывая судьбу хазар, он усиленно старался показать трагическую судьбу русского народа XX столетия; предупредить свой народ, чтобы он не дал увести себя к гибели безжалостным, расчетливым и чужеродным правителям, засевшим ныне в Кремле. "Овцу режут, а блохи спасаются", - писал Э.М.Ремарк. Ненависть народов направляется против русских, которых стравливают со всеми народами вокруг, и когда возникнет настоящая, большая драка, "блохи" улетят к своим заграничным счетам, к своим семьям, к своему награбленному и наворованному. А когда страсти поулягутся, русские очередной раз изумятся тому, какие жулики и ничтожества управляли все эти годы их действительно великой страной. Если, конечно, эта страна, Россия, сохранится великой...
11
Но мы забыли о евреях-маздакитах, оттесненных своими более предприимчивыми и удачливыми соплеменниками на самые задворки Хазарии, в Предкавказье. Они мирно и тихо дожили до наших дней, особо не вмешиваясь в разные исторические передряги. Нашествие монголов в XIII веке окончательно загнало их в горные трущобы и лишь приход русских на Кавказ позволил им снова вылезти на равнину. "Деяния овсов", фиксируемые на страницах средневековых летописей, это походы и войны хазар, которых, как уже говорилось, часто путали с овсами, а последних нередко называли евреями.
Маздакизм - форма манихейства. Теперь мы можем понять, почему и как на Кавказ проникли все эти истории о "сыне вдовы", которые были затронуты в предыдущей главе. Мани называл себя "сыном вдовы" и воплощением солнца - Митры. Митра родился из камня. Мы не будем повторять все то, что вращается вокруг символов Солнца, Огня и Камня. Об этом уже написано достаточно подробно в предыдущих главах. Скажем только одно.
Когда осетинские ученые яростно доказывают, что нартский эпос на Кавказ принесли их предки, в этом есть резон. Этот эпос - не более, чем остатки разных преданий и легенд, сложившихся вокруг личности Мани, "сына вдовы", воплощения, по его утверждениям, солнечного бога Митры. В нартский эпос вошло и множество иных сюжетов, например, популярные анекдоты о Ходже Насреддине, которого мы легко узнаем в образе "нарта" Сырдона (так в осетинском языке было воспринято имя "Насреддин"). Впрочем, это не отрицает и В.И.Абаев.74
В нартском эпосе нет ни одного оригинального сюжета, аналога которому нельзя было бы отыскать в других эзотерических концепциях, обрамляющих древний культ Верховного Существа. И рождение из камня, и некрофилия, и богоборчество, и "мудрость огня", и масса других мотивов - все имеет свои повторы в древних мистериях и в философских моделях их преемников - тайных обществах и орденах (альбигойцы, манихеи, тамплиеры, исмаилиты, розенкрейцеры, франкмасоны и т.д.). Но, к сожалению, вайнахи не могут сказать, что их предки были чисты от культа Верховного Существа, что нартский эпос лишь заимствован ими в форме безобидного фольклора. Символы этого культа мы обнаруживаем задолго до появления на Кавказе предков осетин. Так, бронзовые изображения отрубленных рук и отрубленные человеческие головы на спицах Солнечного Колеса можно увидеть среди кобанского бронзового литья, датируемого концом II - началом 1 тыс.до н.э.,75 и само это колесо даже в осетинском нартском эпосе носит вайнахское название Малсаг ("солнце-человек").76 Все это - свидетельство того, что не только вайнахи заимствовали нартские сюжеты у осетин, но и те кое-что переняли у вайнахов. Впрочем, углубление в тему вайнахо-осетинских культурно-лингвистических взаимоотношений увело бы нас слишком далеко.
Завершая эту главу, необходимо призвать читателя к тому, чтобы он не упускал из внимания тот факт, что многие из концепций манихейства и маздакизма, обнаруживаемые в фольклоре и эпических традициях вайнахов, пришли из Ирана не через посредничество закавказских народов, у которых эти концепции отсутствуют почти начисто, а привнесены на Северный Кавказ самими маздакитами - бежавшими в 529 году от репрессий Хосроя Ануширвана иранскими евреями, попавшими в историю как осетины.
Происхождение этого народа не являлось тайной для ученых и прошлого века. Так, видный кавказовед прошлого столетия В.Б.Пфафф оставил о происхождении осетин такие замечания:
"Осетины никогда не были чистыми сарматами, - они уже в глубочайшей древности перемешались со многими другими племенами, прежде и раньше всего - с каким-то семитическим племенем". "Наружность, жесты, говор у весьма многих осетин напоминают евреев. Осетинские обряды погребения и жертвоприношения во многом сходны с древнееврейскими". "В этнологическом отношении осетины представляют огромную, и поэтому в высшей степени интересную, смесь еврейских и мидо-персидских элементов, с заимствованиями от других народностей, с которыми они в продолжении своей многовековой истории бывали в соприкосновении". 77
У осетин действительно очень древняя и богатая история и знатное происхождение, но это история не скифов, сармат и алан, а другого народа, имеющего всемирную славу и старинные корни - евреев одного из двенадцати колен Израилевых.