"Мегаполису" - XXV лет ( концерт в Политехническом музее )

Apr 30, 2012 06:36

15 апреля в Лектории Политехнического музея в Москве в рамках проекта "Политтеатр" состоялся юбилейный концерт группы "Мегаполис", посвящённый 25-летию творческой деятельности. Как Вы уже догадались из моих репортажей, я в общем-то, человек достаточно ленивый и крайне редко приобретаю билеты на культурно-массовые мероприятия. Обычно я хожу на них по пригласительным с фотокамерой, мешаю зрителям наслаждаться происходящим, да ещё и деньги порой получаю. Но в случае с "Мегаполисом" такая схема не могла сработать: расчитывать, что Олег Нестеров захочет пригласить ивановского фотографа в обмен на фотки было бы верхом наивности ( он и без меня, судя по снимкам и клипам привык работать с лучшими ), а ждать, когда "Мегаполис" выступит с концертом в Иванове, было бы верхом безрассудства (*1)
Поэтому билеты я заказал заранее по интернету, отстоял пасхальную ночь в Храме Серафима Саровского в компании двух замечательных прихожанок Аллы и Кати, скушал с ними на радостях по освященному яичку и после скоромного завтрака и непродолжительного бритья-мытья бегом на автобус в первопрестольную...




Что за "Мегаполис" такой, спросят некоторые из моих читателей, чтобы ради него в праздник мчаться за 300 километров? Я отвечу просто - это одна из лучших групп, которую мне приходилось когда-либо слушать. Я обратил на них внимание ещё в перестроечные времена после премьеры белорусского музыкального фильма "Наш человек в Сан-Ремо". О чем было кино, убейте не вспомню, а вот название группы запомнилось. Музыка была свежая, тексты равно далеки как от политики и сатиры, так и от мещанской пошлости (*2). В те годы страна сходила с ума от Цоя, Макаревича, Кинчева, Шевчука, Талькова и Шатунова на фоне вечной Аллы Борисовны, поэтому запомнить фамилию Нестеров смогли тогда не многие. Я тоже, например, не запомнил, только название "Мегаполис", тем более что по сюжету фильма ведущая роль в группе принадлежала солистке, которой в ней никогда и не было )))

Это потом уже были нередко звучавшие по радио "Карл-Маркс-Штадт" на мотив "Ландышей" и "Течет река Волга" на немецком. Впрочем, высокая поэзия в песенном творчестве трудно воспринимаема среднестатистическим ухом, а потому, зачастую, в плане запоминаемости мало отличима от языка Шиллера и Гете.(*3)

Затем блистательный обратный ход с переводом на русский знаменитой дитриховской "Где цветы?" ( помнится, накачал из инета все доступные варианты этой песни на разных языках самых разных исполнителей и крутил чуть-ли не круглосуточно ). "Белкой и Стрелкой" вообще терроризировал своих сотрудников на заре становления студии - такая трогательная песенка, собачек жалко аж до слез, а этот Нестеров невероятно оптимистическим голосом:
Но в полёте вдруг мотор отказал.
Надо прыгать, но прыгать - куда?
За бортом ведь только звёздная высь.
И решили наши друзья:
Будь, что будет, мы останемся здесь.
Как герои, в людских сердцах
Будем жить мы, будем жить.
И так они летали в космической ракете вместе много лет.
Им улыбалось солнце и звёзды слали им далёкий свой привет.
Где вы теперь, Белка и Стрелка?
Где вы теперь, друзья... (*4)

Потом я где-то прочитал, что "Мегаполис" практически не даёт концертов, а Олег Нестеров переключился на продюсирование других исполнителей. Так что шансы послушать вживую столь интересную группу казались мне крайне маловероятными. Но пару лет назад я узнал об их новом альбоме "Супертанго", который был выпущен в Германии на виниле. Именно из-за желания приобрести этот диск и началось мое сегодняшнее увлечение виниловыми проигрывателями. ( Желающие поиграться с мечтой советского меломана "Эстонией 010" велкам в студию:-)) Так что вопрос брать или не брать билет на юбилейный концерт даже не вставал...

Однако, пора заканчивать лирическое вступление и переходить собственно к перфомансу, который состоялся в необычной обстановке. В Лектории Политеха академические парты полукругом, поэтому единственным человеком, позволившим себе танцевальные движения был сам Олег Нестеров, но ему было легче - на сцене хоть какой-то простор. Не скажу, что народ ломился и зал был переполнен. Но пришло много друзей и настоящих поклонников группы, так что я весь вечер чувствовал себя весьма скованно, как будто без приглашения явился на чужую вечеринку.

Фоток будет сегодня будет немного, всё-таки я шел отдыхать, а не работать, и даже не был уверен, что вообще стану там снимать. Но когда сразу же после начала концерта я оказался облеплен фоторепортерами с огромными "пушками" (всё-таки хорошие места удалось заказать по интернету!) я просто вынужден был расчехлить свой марк2, чтобы чужой стрекот затворов перебивать по возможности своим)))








Справа на возвышении, подобном профессорской кафедре, под лампой с книгой в руке воссел ныне уже израильский поэт Александр Бараш, соавтор большинства песен "Мегаполиса". Он читал свои стихи, а музыканты исполняли соответсвующую им песню. Такой подход мне пришелся по душе, я совершенно по-новому взглянул на давно знакомые тексты. Бонусом шли стихотворения, которые пока не дождались своей музыки.




Несколько ниже расположился другой отец-основатель Михаил Габолаев.






С противоположного края - Дмитрий Павлов


Над ними - Андрей Карасёв и Виталий Лукьянов




Исполнение песен, как и положено серьезной публичной лекции, сопровождалось показом клипов и слайдов




Нашлось место и для бывших гитаристов группы. Юрию Маценову


Андрею Кифияку


и Максиму Леонову


Ох, уж эти их фирменные гитарные пассажи! И если бы не было никакой поэзии вовсе в песнях группы или автором текстов выступал колдун-людоед с берегов Новой Гвинеи, гитарные проигрыши "Мегаполиса" всё равно бы рвались в моё сердце, даже если рядом не бьётся женское...
Каждый из принимавших в концерте бывших участников группы продемонстрировал своё собственное звучание, которое при этом оставалось абсолютно узнаваевым и ни с чем не сравнимым "мегаполисовским" саундом.
Соло в "Супертанго", кстати, НМВ было исполнено несколько иначе, чем в альбоме, более плотно и проникновенно. Но возможно я и ошибся, находясь под впечатлением момента.










Одним из кульминационных моментов концерта стал выход Маши Макаровой (*5) с маленьким Дамиром на руках. Маша всячески благодарила Олега за всё, что он сделал в её жизни. Тот назвал её алаверды "Марией с Младенцем". Младенец активно пытался спеть в микрофон, а потом благословил маминого продюсера, погладив его к всеобщему умилению по голове. Круг замкнулся:-)






















































*Примечания:

1) Из сообщения Артема Онащенко на фэйсбуке от 29 марта этого года: "сегодня в Минске должен был пройти долгожданный концерт "Мегаполис", но организаторы не смогли продать каких-то 380 билетов за 12$ (минимальное количество билетов). Зато на стаса михайлова две недели назад продали 7000 билетов по цене от 25 до 100$. в очередной раз так стыдно, что я - белорус :("
Почему-то я уверен, что ивановцы в своей массе не очень сильно отличаются от своих единокровных братьев-славян...

2) Авторами текстов песен, принадлежащих собственно "Мегаполису" из прозвучавших в фильме были:
"Гвозди" - Васко Попа, один из наиболее известных сербских поэтов, академик.
"Новые московские сиртаки" - Андрей Вознесенский
"Там" - Иосиф Бродский (!)
"Утро" - Александр Бараш

3) Не так давно по ящику любимец всех российских и, как теперь выяснилось, белорусских женщин ( см. прим. *1) читал под бурные апплодисменты стихотворение собственного производства о чем-то очень высоком. Очень хотелось выключить телевизор или провалиться под диван...

4) Я расскажу Вам где. Белка и Стрелка благополучно вернулись героями, жили долго и счастливо под присмотром ученых и нарожали милейших щенят. В космосе погибли Лайка, Чайка и Лисичка, Пчелка и Мушка. Именно полет последней пары наиболее точно соответствует тексту. Но кто сейчас помнит их имена? А песня все равно сердце щемит...

4) Мария Макарова - та самая "Маша и Медведи", которая "РейкьявИк-РейкьЯвик". Не редкость, когда ученики имеют в массах бОльшую популярность, чем их учителя...

З.Ы. Через пару дней уже в Иванове, после прослушивания дисков купленных на концерте, во время лежания в горячей ванне у меня родился лирический рифмованный текст. Первый за последние 15 лет ( почему такой долгий перерыв, расскажу как-нибудь при случае ). И пусть начало и конец текста состоят из известных фраз, отображающих различные космологические теории, разделенные пятью тысячами лет, а между ними никаких особых поэтических находок Вы не обнаружите, я все равно очень рад его рождению. Поэты-специалисты - с критикой идите на спец ресурсы, а остальные считайте его постмодернистским и поздравьте, если понравился...

Теория большого взрыва

Вселенная сжимается до точки сингулярной,
когда твоя ладонь касается моей,
ни Солнца, ни Луны, нет и Звезды Полярной -
пропали в жерлах временных полей!

Но если руку убираешь ты, быстрее света
планеты мчат занять привычные места,
согласно розданным Создателем билетам…
одна Земля безвидна и пуста.

фото, стихи, театр, репортаж

Previous post Next post
Up