Искусства и ремесла Плёса, ч.5 - Осторожно, хрупко!

Jun 22, 2014 01:54


Люди в Плесе живут кто-где. Кто-то в своих собственных домах и квартирах ( и таких, несомненно, большинство ), кто-то в отелях, домах отдыха и просто съёмных углах ( они называют себя туристами и часто количеством превосходят собственно горожан ), кто-то строит или покупает роскошные особняки и называет их "дачами" ( а себя, соответственно, "дачниками" ), но есть и такие, кто превращает дома в музеи ( каких их величать, я даже не знаю ). Но и среди них выделяется Александр Иванович Тимофеев, потому что живет он в музее имени самого себя, что даже для Плёса случай не совсем обычный.


Расположен дом-музей недалеко от автовокзала на улице Льва Толстого и легко распознается по цветным витражам в окнах. Александр Иванович был и остается единственным художником в Ивановской области, кто систематически работал со стеклом. Причем, работал по крупному: его руки закрывали витражами огромные окна общественных зданий, для них же предназначались авторские люстры и светильники, а тематические вазы нередко оказывались в частных и музейных коллекциях. Увы, возраст и развал советской системы поддержки художников ( для создания крупных произведений требуется наличие большого стекольного завода, которого в нашей области отродясь не было ) не позволяют мастеру работать с прежним размахом.
Поэтому сохранившиеся работы он разместил в доме, который построил в Плесе много лет назад и превратил в самый настоящий музей. Но творить не перестал. Сейчас Александр Иванович работает с малыми формами в технике, которую называет "стеклопластикой". О том, что это такое и как делается, я и расскажу сегодня.
В основе произведения всегда лежит керамическая плитка, самая обычная кухонная плитка из строительного магазина. Она покрыта глазурью, которая является ничем иным, как тонким слоем стекла. Плитку расплавить нельзя, а стекло можно. Поэтому расплавленное стекло намертво прилипнет к основе.


Вторая составляющая - собственно стекло, цветное и не очень, годятся самые жалкие обрезки и осколки - почти все пойдет в дело. Под воздействием температуры оно может кардинально изменить свой цвет. Поэтому нужно заранее представлять, какое именно стекло подходит для той или иной задачи. Александр Иванович пять лет отучился в Строгановке на соответствующем отделении, где мудрые и опытные преподаватели открыли ему эти поистине алхимические тонкости.


Для работы нам потребуются инструменты:
- пассатижи. изначально они были одинаковыми, но со временем зубцы стерлись, превратив пассатижи в некое подобие круглогубцев. зато такими удобно закруглять края осколков


- резаки. могут быть разными, каждый для своей цели
- пинцет


Перед сложной работой лучше нарисовать эскиз.


Но для нас с вами, дорогие читатели, Александр Иванович изготовит "стеклопластическое" яблоко, а яблоки он как орехи щелкает!
Яблоко красное, значит, берем кусок красного стекла, обрезаем, обкусываем, кладем на плитку.






В целом, весь процесс из этих трех операций и состоит: обрезаем, обкусываем, кладем на плитку. Операции довольно опасные - осколки имею очень острые края, легко обрезаться, что вскоре и произошло с нашим героем. Из пальца брызнула кровь, но мастер даже глазом не моргнул - приложил на пол-минуты какую-то не слишком стерильную на вид тряпочку и снова за работу








Постепенно яблоко обретает объем, появился разрез, видны сердцевинка и зернышки.


Меня как фотографа особенно тронул молочный осколок на темной половинке. Как думаете, для чего он здесь?


Правильно, это будущий блик!

И какое же яблоко без листиков на черенке?!


Видя такое отношение к деталям, интересуюсь, смог бы Александр Иванович логотип "Apple" изготовить в такой технике? "Эпл?" - переспрашивает художник - "не понимаю, о чем ты говоришь!". Пришлось показать I-phone с откусанным яблоком на боку. "Ах, это... Конечно бы смог, если б обратились. Я в такой технике герб города Иванова изготовил, а там работа посложней, все-таки женщина с прялкой, а тут яблоко! но пока не обращались..."


Постепенно наш apple обрастает окружением. Процесс напоминает выкладывание мозаики и я интересуюсь, получится ли у меня, если я тоже захочу попробовать! "Конечно, получится, ничего сложного! Только сначала пять лет в Строгановке отучись..."




В таком виде нашу мозаику уже можно отправлять в печь. Печи сейчас в магазинах на загляденье: с регулировкой мощности, температуры и времени обжига, но Александр Иванович работает по старинке - выдрал из школьной лабораторной муфельной печи все "лишние" детали и томит в ней свои изделия около четырех часов.


Пока плитка "печется", можно заняться подготовкой подложки. Деревянная кухонная доска подойдет прекрасно!


После печки плитку можно порезать на несколько кусков, художественно обломать края и приклеить на деревянную заготовку: получится очень симпатичное кухонное украшение. Такие доски очень популярны у туристов из столицы, некоторые приезжают почти каждый год и берут по нескольку штук для подарков. Как обычно, интересуюсь ценой. Просто плитка с яблоком стоит полторы тысячи рублей. Наклееная на доску - две.


Я закончил съемку, но не сразу покинул гостеприимный дом. Хозяйка угощала вкусностями с огорода, хозяин предложил для дегустации настоечку из собственной малины. Обязательно вернусь сюда для более серьезного и подробного разговора!

Искусства и ремесла Плёса - совместный проект с газетой "Плёсский вестник"

Плёс, фото, люди, фотопроекты, репортаж

Previous post Next post
Up