Логико-психологическая задачка

Feb 03, 2009 18:51


В книге P.Medawar “Advice to a Young Scientist” я вычитал такой тест на "наличие интеллекта".

"Многие полагают, что на картинах Эль Греко некоторые фигуры (особенно фигуры святых) неестественно высокие и худые. Один офтальмолог, имя которого я не хочу называть, высказал предположение, что Эль Греко страдал дефектом зрения, из-за которого он именно ( Read more... )

Leave a comment

Comments 39

russhatter February 3 2009, 19:57:40 UTC
Про Эль Греко ничего не знаю - но позволю себе усомниться в Вашем осносном утверждении - не про очки, тут всё чисто. И даже - предложить некую гипотезу о том, как оно могло получиться.
Дело ведь - в нелинейности. Предположим, что предметы по центру зрения-изображения художника не искажаются - зато сильно искажаются по краям. В таком случае, художник может увидеть свой объект и правильно, и неправильно, стоит только переместить направление взгляда. В таком случае искушение изобразить по центру картины то, что он видит с краю - мне кажется, само напрашивается.

Reply

kamchatnov February 4 2009, 08:10:35 UTC
Поскольку глаз - сложное оптическое устройство, то в любом случае мозгу приходится "пересчитывать" то искажённое изображение, которое регистрируется на сетчатке, в правильное восприятие внешнего мира. Например, как известно, изображение на сетчатке гдаза перевёрнуто вверх ногами, что не мешает нам ориентироваться в пространстве. Именно поэтому в эксперименте с очками мозг научается пересчёту с искусственно перевёрнутого изображения на обычное восприятие. Я думаю, что всё это верно и для любых нелинейных искажений, которые в любом случае присутствуют - главное, чтобы фокусировка на сетчатке была резкой. Вот нерезкое изображение пересчитать невозможно, из-за чего этот дефект и приходится исправлять очками. Но во всём обсуждении остался нераскрытым вопрос: если основная работа по восприятию делается мозгом, то можно ли вообще установить такой дефект зрения по восприятиям изображений и их рисованию аналогично тому, как устанавливается дальтонизм?

Reply

russhatter February 4 2009, 11:09:34 UTC
Под системой зрения я подразумевал весь комплект, включая процессы в мозгу. Нелинейный не-норматив может быть при любой "оптике" - и он-то - по гипотезе - считается отклонением.
Кстати, "оптика" как раз в глазу - сама по себе, по современным техстандартам - никуда не годная. Да и в ушах "акустика" такая же. Вот такие чудеса обработки информации. Так что если рассматривать процесс хоть как-то аккуратно - говорить надо только о результате после обработки в мозгу.

Reply

kamchatnov February 4 2009, 11:42:29 UTC
А что такое "нелинейный не-норматив"? Если Вы за таковой считаете неспособность мозга учесть дефект зрения при пересчёте, то согласен, что он проявится и при рисовании. Но я на основе "опыта с очками" предполагал, что мозг обладает такой способностью.
А на том, что "говорить надо только о результате после обработки в мозгу", по сути и основан этот пост, так что тут я полностью согласен с Вами.

Reply


он для офтальмологов и писал картины... prkrust February 18 2009, 01:23:04 UTC
После вашего примера с дальтоником я вспомнил, что о Кандинском говорят похожие вещи. Что его необычная живопись отчасти обусловлена банальным дальтонизмом.
Однако я понимаю, что это совсем другой пример. И то что совсем не годится в качестве объяснения "феномена Эль_Греко", в случае с Кандинским может быть верным. Ведь дальтоник действительно может перепутать оттенок цвета?

Reply

а Генри Мур творил для анатомов :) kamchatnov February 18 2009, 15:52:44 UTC
Конечно, может, что легко распознаётся с помощью каких-нибудь цветовых таблиц. Впрочем, астигматизм тоже существует и определяется медиками, но он приводит не к "вытягиванию" изображений, а к их плохой фокусировке на сетчатке, что и приходится исправлять очками аналогично близорукости или дальнозоркости. Очевидно, что к Эль Греко это отношения не имеет. Хотя предполагаемая близорукость импрессионистов вроде как обсуждалась, но не знаю, насколько это точно установленный медицинский факт.

Reply

Re: он для офтальмологов и писал картины... bes_comments April 10 2009, 17:44:24 UTC
не, Кандинский дальтоником не был. для него цвета - это не преломление световых лучей или как там в оптике? для Кандинского - это пульсирующие миры, живые организмы, в сочетании друг с другом рождающие эпизоды, которые можно воспринять более точно и полно только на уровне эмоций. не думаю, что его душевные переживания и их производные связаны с каким-то дефектом зрения. скорее, души или что там у нас..
и он не путал оттенки цветов, в его теоретических трудах желтый - это желтый, а красный соответственно:))
а объясните мне, пожалуйста, "феномен джузеппе арчимбольдо"
http://www.tereks.com/albums/archimboldo.htm
:)))

Reply

Re: он для офтальмологов и писал картины... prkrust April 11 2009, 00:00:11 UTC
А Арчимбольдо писал для... э, забыл, как называется эта особая профессия, где все специалисты по угадыванию очертаний львов среди облаков?

Reply


anonymous October 12 2010, 13:35:52 UTC
Оптические иллюзии показывают, что очень легко обмануть видение человека.
Может, художник обладает видением, которое "его обманывает". Дальтоники "знают" где зеленый сигнал светофора, что показывает зависимость видения от ситуации. Коротко: нам никогда не понять как видел картины Эль Греко, ибо нет возможности у него спросить :(

Reply

kamchatnov October 13 2010, 10:54:22 UTC
Вопрос был поставлен всё-таки не в такой общей форме ("понять как видел картины Эль Греко"), а более конкретно: можно ли объяснить вытянутость фигур специфическим дефектом зрения? Простое логическое рассуждение показывает, что нельзя.

Reply


Leave a comment

Up