Ненокса старое поселение почти на берегу Белого моря. Она имеет богатейшую историю. Отсюда вышли нескольких видных уроженцев, но в первую очередь место это тесно связано с именем монаха Трифона (Кологривова) - зодчего возводившего соловецкую крепостную стену, церковь Благовещения Богородицы и каменный переход от Преображенского собора в трапезную.
Ключевые слова: Ненокса, Нёнокса, Верховка, Белое море, зима, Русский Север, Северодвинск, Летний Берег, Троицкая церковь, Никольская церковь, колокольня, Трифон Кологривов (Кологриев), деревня, деревянный храм, церковь, Соловецкий монастырь, соловецкая крепость. Keywords: Nenoksa, White Sea, the winter, the Russian North, Severodvinsk, Summer Coast, Trinity Church, St. Nicholas Church, the bell tower, Trifon Kologrivov (Kologriv), village, wooden temple, the church.
Информации о Неноксе много, поэтому без нее. Но следует немного сказать о Терентии Кологривове (Трифоне). Под спойлером небольшая справка из не бесспорной книги ненокшанина Шульмана. [Кологривовы]Кологривовы вели свой род от того же предка, от которого “повелись на Руси” Пушкины, в том числе, и наш великий национальный поэт,- Григория Пушки. “У Григория Пушки,- пишет биограф А.С.Пушкина, П.И.Бартенев- было семь сыновей. От них, по разным прозвищам, например, Курч, Рожок, Муса, Кологрив… и проч., пошли многие наши роды, перечисленные в родословных”. В Родословной Книге Пушкиных значится: “Иван Кологрив… а от Ивана пошли Кологривовы”. Родоначальником нёнокской линии Кологривей (конец XV в.) был, по-видимому, Иван Федорович, который, конечно, еще не владел варницами, будучи простым пайщиком-сябром. Но уже в начале XVI века с поразительной быстротой совершается превращение Григория и Михаила Ивановичей с сыновьями Василием, Исаком, Терентием и Семеном Григорьевичами, Иваном, Аверкием и Феофилактом Михайловичами - в крупнейших солепромышленников Севера Руси. Терентий приходит в Николо-Карельский монастырь, принимает постриг с именем Трифон. Он усовершенствует работу монастырских солеварен, сбыт-продажу соли, красной и белой рыбы с обительских же тоней, удостаивается решающего и единоличного права приобретать для монастыря новые усолья, варницы, рыбные и земельные угодья, в том числе и в Нёноксе.Ненокса велика - более 400 жителей. В первую очередь, в глаза бросается большое количество машин. Есть магазин (а может и магазины) с трудночитаемой вывеской, которая видится как "Пембой". Есть, видимо, и детсад и прочие прелести жизни. В центре села, как и положено, устроен мемориал. Первый раз вижу подобный мемориал с такой трибуной. Советская светская пропоганда сменила духовные речи. Вытеснила и морально и территориально. По Неноксе все время снуют снегоходы и мотособаки. Кто-то катает детей на ватрушках, кто-то спешит по делам.
Главное украшение этого места - посад. Это две церкви и колокольня. Сейчас они находятся в ведомстве музея "Малые Корелы". Настоящее "сокровище" - Троицкая церковь, весьма похожая на кижскую Преображенскую. Сейчас она в активной стадии реставрации, и выглядит как новодел. Поэтому первого впечатления "ах" не получилось.
Другая церковь Никольская, 1763 года постройки.
Внешний вид храма совершенно портит обшитый тесом и покрашенный притвор.
Между церквями пристроилась колокольня. Интересно то, что окна-люкарны и несколько обычных окон нарисованы краской.
А еще совсем рядом с Неноксой Летний берег Белого моря. Он, действительно, какой-то летний - море не замерзло, плавает лед. Думаю, что связано это с повышенной соленностью воды.
Берег песчанный, с множеством дюн. С обрывистыми берегами, которые удивляют своей слоистостью.
Из-за сильных ветров здесь очень трудно встретить чистый белоснежный снег. Даже лед напоминает пирожное.