Cто лет, один год и один день

May 07, 2016 13:00

Сто один год и для ровного счета один день назад родился великий Орсон Уэллс.

Полюбуйтесь, каким наш красавец был в шестнадцать лет, и каким стал к шестидесяти:



К 24 годам этот молодой нахал успел не только овладеть кучей художественных и театральных профессий и выучить наизусть всего Шекспира. Он уже поставил в гарлемском «Лафайете» главного, как многие считают, «Макбета» в истории театра, стал звездой американского радио (которое тогда имело примерно такое же значение, как сейчас телевидение вместе с Интернетом), создал собственный театр Mercury, поставил в нем антифашистского «Юлия Цезаря», снял пару фильмов - странную короткометражку «Сердца поколений» и немую комедию «Слишком много Джонсона» (которая должна была служить киноиллюстрацией к одноименному спектаклю - наподобие «Дневника Глумова» Эйзенштейна), напугал всю Америку радиопостановкой «Войны миров», приобрел очаровательную привычку обедать двумя стейками с бутылкой скотча и подписал исторический контракт на полную творческую свободу с RKO Radio Pictures.




В 1941 году, в возрасте 26 лет, наш друг выпустил свой первый настоящий фильм « Гражданин Кейн», фильм-инновацию и фильм-спецэффект, трагедию шекспировского масштаба в 20 веке, абсолютный шедевр всех времен и народов. Главные титры фильма Орсон разделил со сценаристом Херманом Манкевичем и великим оператором Греггом Толандом. Еще Уэллс сыграл в «Кейне» главную роль, в остальных ролях снялись актеры театра Mercury.



Больше всех люблю Джозефа Коттена. То, как он произносит: «You talk about the people as if you own them! As if they belong to you!» - ни с чем не спутаешь.

Он же сыграл главную роль в следующем фильме Уэллса «Великолепные Эмберсоны» 1942 года, который дошел до нас не во всем своем великолепии - студия RKO нарезала его примерно как сейчас у нас режут двухчасовые полные метры из сериалов. Кино, тем не менее, совершенно магнетическое - Орсон то поражает сложными сценами, в которых все ясно без слов, то прибегает к невероятным оптическим иллюзиям, совершенствуя свой (и наш) киноязык. Еще бы - знаменитый роман Бута Таркингтона, который лег в основу фильма, был в некоторой степени списан с судьбы родителей рано осиротевшего Уэллса.



Следующие пять лет Орсон не снимает собственных фильмов, потому что ему не дают. Зато он нарасхват, как актер, и это пока он не занят своей основной деятельностью - театральными постановками и гастролями в качестве фокусника (одного из лучших в мире, естественно).

Свой третий фильм, «Леди из Шанхая» 1947 года, с собой и со своей очередной женой Ритой Хейворт в главных ролях, Уэллс снимает, чтобы поддержать одну из своих театральных постановок. Разумеется, студия перемонтировала картину, но злая ирония, с которой Орсон сопоставляет своих героев с разными хищными тварями, никуда не делась, а сцена в зеркальной комнате не давала покоя многим - от Андрея Тарковского до Брюса Ли - и спустя десятки лет.



«Макбет» 1948 года был трибьютом Уэллса собственному знаменитому спектаклю, и, конечно же, не последним его шекспировским фильмом, причем снимал он к тому времени уже на совсем какие-то копейки, перепадавшие в основном от европейских студий. «Отелло» 1952 года Орсон начинает примерно как «Кейна» - сценой похорон Отелло и Дездемоны. За этот фильм свой первый и единственный Гран-при в Каннах получает королество Марокко, как страна производства шедевра. Затем (в 1955 году) Орсон снимает в Испании очень интересного «Господина Аркадина» - кино про очередного монументального героя, который притом является переосмыслением Хэри Лайма, которого Уэллс уже играл в «Третьем человеке» Кэрола Рида - это тот, кто в критический момент начинает рассказывает про швейцарцев и ходики.

image Click to view



По дороге в Мексику, где Уэллс хочет запуститься с «Дон Кихотом», он заезжает в Калифорнию и случайно снимает для Universal « Печать зла». Назначение Уэллса режиссером позволило собрать на незначительной картине блестящую актерскую команду - помимо Чарлтона Хестона (который подсказал продюсерам, что Уэллс, которого нанимали на роль второго плана, вообще-то способен на большее) на фильм пришли Джанет Ли, Аким Тамиров, несравненная Марлен Дитрих и даже Жа Жа Габор. Сам Уэллс играл с тонной пластического грима и был, как всегда, круче всех. Для экономии нервов Уэллс снимал преимущественно ночью (пока спят студийные боссы), а для экономии бюджета - реализовал несколько длинных и сложных однокадровых сцен, снял сцену в автомобиле без платформы и т.д. и т.п. - в общем, сделал то, что вскоре вошло во все учебники. Так состоялась одна из лучших картин в истории кино. Это был 1958 год, студия по привычке перемонтировала фильм, но спустя 40 лет энтузиасты перемонтировали его обратно.



И тем не менее, лучшее у Уэллса было еще впереди. В 1963 году он снимает в Германии свой великий кафкианский «Процесс», в котором он озвучил всех, кроме Жанны Моро и Роми Шнайдер.



В 1965 году он реализует свой самый амбициозный шекспировский проект - «Фальстаф», он же «Полуночные колокола», сразу по четырем шекспировским пьесам, воплощение великого несостоявшегося театрального проекта Уэллса.



На этом, к сожалению, обязательная фильмография Орсона Уэллса заканчивается. В 1968 году он сделал для французского ТВ заказную «Бессмертную историю» с собой и Жанной Моро, в 1972 году - отснял, но так и не закончил один из первых в мире псевдодокументальных фильмов «Другая сторона ветра», который с прошлого года обещает выпустить, но все никак не выпустит Питер Богданович. В 1975 году Орсон выпустил очаровательный документальный фильм-розыгрыш «Ф» - значит фальшивка» с участием своей последней жены и соавтора, красавицы-хорватки Ойи Кодар.

Такой была не слишком длинная, но, несомненно, большая фильмография Орсона Уэллса - вундеркинда, плейбоя, великого актера и режиссера, перевернувшего кинематограф и при этом реализовавшего далеко не весь свой потенциал.



Уэллс умер в 1985 году. Можно упрекнуть его в том, что он не снял ничего круче «Гражданина Кейна» («Печати зла», «Процесса» - нужное подчеркнуть). Хотя, с другой стороны - а кто снял круче?

БОНУС - Винсент Д'Онофрио играет Орсона Уэллса в собственной короткометражке «Пять минут, мистер Уэллс» (Орсон сочиняет монолог про ходики) и в «Эде Вуде» Тима Бертона (Орсон завещает режиссерам бороться за свое видение):

image Click to view



image Click to view



Дитрих Марлен, Ли Джанет, "Гражданин Кейн", Коттен Джозеф, Д'Онофрио, Уэллс Орсон, Шнайдер Роми, "Печать зла", Хестон

Previous post Next post
Up