Пять с половиной лет назад французы дали Ильичу Рамиресу Санчесу по прозвищу Карлос Шакал второе пожизненное. Проблемы "исламского терророизма" это не решило - вероятно, потому, что самопровозглашенный "исламский революционер" Санчес был таковым не в большей степени, чем современные отморозки.
Но сейчас не об этом. Давайте посмотрим, как деятельность этой персоны отразилась на кино и прочем pulp fiction - и наоборот.
Начнем с того, что даже вторым прозвищем - Шакал - Ильича наградили не соратники, а журналисты. Причиной был дебютный, на тот момент только что вышедший (в 1971 году) роман Фредерика Форсайта “День Шакала”, который по сообщению “Гардиан” нашли в вещах “революционера”.
Дело было сделано - живой террорист благодаря прессе тут же обзавелся мифологией вымышленного наемного убийцы, “дело” которого было дважды экранизировано - Циннеманом (“День Шакала”, 1973) и Кейтоном-Джонсом (“Шакал”, 1997). У Циннемана Шакала играл Эдвард Фокс, у Кейтона-Джонса - Брюс Уиллис.
Но задолго до появления второго “Шакала” персонаж по прозвищу Карлос Шакал зажил своей собственной литературной и экранной жизнью, породив еще одну важную мифологию. В 1980 году Роберт Ладлэм выпустил роман “Идентификация Борна”, в котором изложил собственный план поимки Карлоса - благодаря которому и возник персонаж по имени Джейсон Борн, двойник легендарного Карлоса Шакала, вьетнамский ветеран, специально натренированный, чтобы ни в чем не уступать своему врагу, и психически измененный, чтобы думать и действовать, как наемный убийца и террорист. Разумеется, из всего этого вытекало, что Карлос и сам весьма крут, раз поймать его может только суперагент.
Роджер Янг в своем мини-сериале 1988 года с Ричардом Чемберленом в основном следовал сюжету романа Ладлэма, но сам Шакал в этом фильме, как и в романе, еле мелькает. Даг Лаймен в “Идентификации Борна” 2002 года с Мэттом Дэймоном сохранил разве что завязку, а всю интригу с Карлосом заменил многозначительным конспирологическим построением с глобальной сетью психокондиционированных наемников (привет Франкенхаймеру), за которое потом на протяжении вот уже трех сиквелов (
"Борн-5" выходит этим летом) отдувался Пол Гринграс. Оцените, как смешная ошибка реквизиторов предсказывает пришествие ЙФЯУ9 (на правом снимке).
К тому моменту, как Карлоса банально - дипломатическим путем - выдали Франции, его персона была уже настолько мифологизирована, что в канадском фильме “Двойник” Кристиана Дюгея (1997) историю его поимки пришлось разогревать до градуса оригинальной “Идентификации Борна”. В фильме заняты, между прочим, Дональд Сазерленд и Бен Кингсли, а Карлоса Шакала и его двойника, американского агента по фамилии, естественно, Рамирес, сыграл американский ирландец Эйдан Куинн.
Наконец, в фильме и мини-сериале “Карлос” (2010) Оливье Ассаяса мы, наконец-то, видим более или менее правдоподобную фигуру Карлоса и историю его “подвигов”, чередовавшихся с провалами. Считается, что Ассаяс взял за основу автобиографию Карлоса "Революционный ислам", но, как пишут, сам Карлос остался фильмом крайне недоволен. В роли Ильича Рамиреса Санчеса - Эдгар Рамирес (!).
Замыкая круг - это не просто какой-нибудь там Рамирес, он играл одного из суперагентов с промытыми мозгами в “Ультиматуме Борна”.
Галерея экранных воплощений Карлоса Шакала останется неполной, если не вспомнить Саймона (Билл Пэкстон) из “Правдивой лжи” Джеймса Кэмерона (1993) - торговца подержанными авто, который на досуге соблазняет замужних женщин, притворяясь международным шпионом, и которого настоящий секретный агент Гарри Таскер (Арнольд Шварценнегер) ловит под тем предлогом, что это ни кто иной, как Карлос Шакал.