Согласно традиции, отчитываюсь перед самим собой и вами.
Как я предполагал, 2012-й был (и остается пока еще) очень насыщенным на события годом. Правда, не предполагал я, что до такой степени насыщенным!
Конечно, весь год прошел лично для меня под знаком 100-летия российской анимации. Великое счастье, что эту идею подхватили многие люди и компании. Когда я читаю в новостях, что в Курске, Смоленске, Новосибирске и т.д. и т.п. открываются фестивали-форумы-дни анимации, посвященные этой дате, что в Нижнем Новгороде или Санкт-Петербурге дни города совместили с юбилеем мультипликации, у меня радостные мурашки! Честное слово! А уж в Москве сколько всего произошло за год - не пересчитать. Пытался поначалу вести хронику на "Аниматоре", но не справился, не уследил... Еще и потому, что сам по уши во всем этом погряз. Когда я начал пытаться отбрыкнуться хоть от чего-то в этой мощной программе, то нередко слышал: "Сам заварил эту кашу, не фига прятаться!"
Отдельная радость, что удалось пробить хотя бы трех человек на почетные звания. Эдуард Васильевич Назаров ("Жил-был пес") стал народным артистом России, Анатолий Резников ("Кот Леопольд") - заслуженным деятелем искусств, Наталья Богомолова - заслуженным художником. Полтора года длится эта эпопея, и она еще не закончена. Список большой. Теперь я понимаю, почему многие замечательные актеры или режиссеры отмахивались от этих звания, называя процедуру их получения "адским адом". Когда-нибудь - если не забуду - я еще опишу эту историю... как составлялся список, как РПЦ вычеркнула из него Бардина и Алдашина, как я писал письмо Собянину от лица Михалкова, как ВГИК по традиции засосал в бюрократическую трясину свою часть достойных людей... Просто чудо, что проскочили первые трое. Правда, до сих пор они на руках не имеют ни документов на звание, ни почетных значков. У президента руки не доходят.
В общем, это лишь мааааленькая часть того, чем пришлось заниматься в течение года.
А теперь по месяцам.
Январь
- Впервые встретил Новый год за границей. Новогоднюю ночь провел на центральной площаде Риги и в старом городе. Очень необычно!
- Впервые снялся в скандальном шоу Первого канала "Пусть говорят". Согласился на это только ради
памяти Светланы Николаевны Харитоновой, вокруг ее имени было слишком много домыслов и неправды. Получилось вполне прилично.
- На телеканале "Время" вышел последний фильм по моему сценарию в рамках цикла "Человек в кадре",
он посвящен Ефиму Гамбургу - режиссеру "Шпионских страстей", "Фантика", "Голубого щенка" и проч. Так как я ушел с канала еще в 2010-м, а сценариев моих осталось еще немало, фильмы уже делались без меня. Этот смонтировал Алексей Вескер.
- В Доме кино "Эхо Крока" было посвящено юбилею президента фестиваля Эдуарда Назарова. Прошел огромный капустник с участием многих любимых людей - преимущественно аниматоров. Мы спели протестные куплеты Винни-Пуха и Пятачка (Пятачком был
plushev). А потом пили горилку с салом, разумеется.
- А потом был юбилей Вадима Жука, гения импровизации, изумительного драматурга, актера, поэта. Выступать на сцене Дома актера наряду с Альтовым, Мишиным, Шендеровичем, Кимом, Радзюкевичем, Смолкиным было страшно, поэтому
мы с Саней сделали видеоролик.
Февраль
- Впервые снялся на НТВ в "Русских сенсациях". Потому что меня попросила об этом дочь Георгия Вицина Наташа. Фильм посвятили троице великих комиков. Получилось такое дерьмо, что зарекся иметь с этим телеканалом дело, даже не буду ставить ссылку на эту хрень.
- Закончил подсчет и подготовил к публикации
"Золотую сотню" отечественной анимации.
- Эпохальное событие - создание Ассоциации анимационного кино под предводительством Ильи Попова. Из физических лиц в Правление ААК включили троих - меня, Ларису Малюкову и Сергея Меринова. Презентовали новую общественную организацию на Суздальском фестивале уже в марте.
- Радостное и волнительное дело - работа с Оркестром кинематографии и Сергеем Скрипкой. После прошлогоднего успеха "Мультконцерта" надо было создать концерт совершенно иной - Музыка из фильмов о Москве. Это была проверка. На мой взгляд,
концерт получился очень удачным, я его люблю, не скрою. Он вышел ностальгическо-уютный, не пафосный, даже где-то познавательный. Музыка волшебная!
Март
- Фестиваль в уздале, 17-й по счету, для меня - 16-й (пропустил всего один год, 1999), всё время что-то да делал - в разных ипостасях. На этот раз объявлял "Золотую сотню" и участвовал в презентации ААК.
- Снялся в документальном фильме "Имя мне - женщина" о Кларе Румяновой.
- Поставил концерт
"Двойной портрет: Кирилл Молчанов - Никита Богословский" в Зале Чайковского. Играли музыку из фильмов. Одна из составляющих успеха этого концерта - конферанс Олега Нестерова, очень хочется поработать с ним еще.
- Отметили 85 лет бабушке. Замечательный вечер получился! Бабуля танцевала, пела, общалась с подругами и немногими сестрами, дожившими до этих дней... К сожалению, очень скоро после праздника здоровье сильно пошатнулось, дальше - всё хуже и хуже...
Апрель
- Девочки с работы опекают детский дом в Ярославле. С радостью выделил выходной день, чтобы съездить вместе с ними туда: одни отвезли очередную партию вещей, стиральную машину... Я привез подарки со студий - диски с мультфильмами, игрушки, угощения (спасибо "Анимаккорду" и "Пилоту"!!!) Выступил с рассказом о создании мультфильмов, показал кое-что из привезенного.
- Очень сложный
концерт "Музыка из фильмов Ролана Быкова", под каким-то невероятным давлением из космоса... Но выдержали, получилось хорошо.
Изумительные артисты Петя Маркин, Игорь Портной, Володя Ябчаник - весь вечер на сцене. Прекрасный Айболит - Володя Юматов.
- Снялся в очередной серии из цикла "Хроники московского быта", на этот раз
посвященной пластической хирургии в СССР. Как всегда, тема мимо меня, но меня просили рассказать о Нонне Мордюковой, что я с удовольствием и сделал.
Май
- В родном институте РХТУ с волнением позаседал в жюри ежегодного конкурса красавиц.
- Презентовал в Доме кино свои новые документальные фильмы. Это цикл "Роман с судьбой" киностудии "Мастер-фильм", в рамках которого 4 года назад я сделал фильм о Лилиан Малкиной. В этот раз снял сразу две серии:
одна о певице Елене Дриацкой, другая о художнике Викторе Чижикове. К сожалению, студия продвижением фильмов не занимается, телеканалы в них не заинтересованы, для фестивалей это тоже не формат... Конечно, когда есть связи, всё везде берут, и всё формат, но мне заниматься этим некогда, студии неохота, потому фильмы так и лежат на полке. Надо еще Чижикова в сеть выложить, пусть хоть здесь будут жить.
- Как член сразу двух Художественно-экспертных советов - в Минкульте и Фонде кино - прочитал больше сотни сценарных заявок, поданных нашими аниматорами на финансирование. Впечатление удручающее, самые лучшие "произведения" могут быть, а могут и не быть - ничего не изменится от этого. Никаких открытий, захватывающих сюжетов, трогающих за душу историй, радующих глаз эскизов. Всё формально, скучно, пресно. Немного обнадежили заявки от "Союзмультфильма" в категории детского кино. Правда, на днях увидев их воплощение на экране - огорчился... Высших баллов никому не ставил. Подумал про себя - какой я злой становлюсь! Но в Фонде кино мне потом сказали, что из всех экспертов я оказался самым добрым, другие ставили единицы и двойки.
Июнь
- Очень спешно сделали московский фестиваль "Мультяшкино". Лет 5-7 назад я собирал программу первого "Мультяшкина" в Архангельском, и вдруг вот его решили возродить. Надо было недели за две его скомпоновать. Спасибо нашим студиям, которые пошли на встречу и все быстро сделали. Ну и Алена Шварц вошла в положение, что мне страшно некогда - и многое взвалила на свои плечи.
- Вновь принимал экзамены во ВГИКе. На этот раз уже в качестве председателя государственной комиссии. Сначала - дипломы в мастерской Аиды Зябликовой и Владимира Зуйкова, затем - госэкзамены в мастерской Наташи Дабижи и Нины Виноградовой. Все очень разные, работы очень интересные и неожиданные, но - честное слово - хочется больше жизни в творчестве молодых аниматоров, меньше замаха на глобальные вопросы и попыток объять необъятное.
- Встретил 40 лет вдали от дома. Уехал с семьей в Испанию, причем именно в день рождения, поэтому получил бонусом дополнительные 2 часа, которые провел на берегу моря с графином сангрии.
Июль
- Вместе с Плющевым озвучили
мультфильм Наташи Березовой "Сказ хотанского ковра" (в цикле "Гора самоцветов"). Сбылась многолетняя мечта идиотов. Мы озвучили всех зайцев в фильме, а Саня еще и ежика. Старого зайца - по моей наводке - озвучил Игорь Ясулович. Правда, надо было делать все быстрее-быстрее, тон-студия оплачивалась почасово, и возможностей "творческого поиска" оказалось меньше. Поэтому результат меня не очень удовлетворил. Недавно на премьере я услышал, что получилось, и это подтвердило мои опасения - можно было сделать лучше, ярче. Если позовут еще, буду более настойчив в дублях! Хотя, режиссеру виднее, как лучше. Спасибо, Наташка!
- Дал интервью казахстанской прессе. Мой давний знакомый, журналист из Алматы Сергей Лесковский приехал в Москву и предложил встретиться, рассказать о своей ненормальной жизни.
Вышла вот такая статья.
Август
- Получил грант РГНФ на создание справочника отечественной анимации. Много недель по заполнению идиотских форм, бумаг, подсчету цифр и проч. и проч. увенчались успехом. Правда, теперь приходится всей этой фигней заниматься постоянно. Думаешь, никаких грантов не нать, если даются они такой ценой!
- Отметили 10-летие программы, где я тружусь в качестве одного из шеф-редакторов - "Утро России" на телеканале "Россия-1".
Записали веселый ролик, где мы все танцуем. И вскоре вышли на первое место в утреннем телевещании по стране. Нас смотрит четверть населения, что очень круто.
Сентябрь
- Стал гастрольным режиссером.
Поставил "Мультконцерт" в Питере с Международным молодежным симфоническим оркестром п/р Михаила Голикова. Хотя как режиссер сделал немного, Миша сам себе режиссер, да еще и Маша Ланда - режиссер, не только композитор "Смешариков". Мне досталось самое страшное - связать несвязуемое: 100-летие анимации, открытие фестиваля "Крок" и чистое творчество.
- Любимый фестиваль "Крок", уже 19-й. Плыли из Питера в Москву. Я плыл уже в 15-й раз. Интересно, когда надоест? Пока не надоедает, пока каждый раз волнение, предвкушение счастья, открытий, веселья. Все-таки пионерлагерное детство откладывает отпечаток на психике...
Октябрь
- Концерт "Веселая музыка кинокомедий" в зале Чайковского готовился нелегко. Казалось, всё идет не так, почему-то возникало ощущение, что неверно подобраны исполнители. Особенно не везло двум номерам, где актеры поменялись несколько раз. И вдруг всё вышло идеально!
К счастью, концерт до сих пор можно посмотреть на сайте КЗЧ. Люблю каждое произведение из него, люблю каждого исполнителя, люблю Жука, люблю Скрипку и весь оркестр. Правда, после этого концерта Филармония взялась за этот абонемент со всей страстью с желанием вогнать его в шаблонные филармонические рамки - больше классики, больше пафоса, меньше эстрадного, праздничного, неформального. На будущий сезон у двух концертов из предложенных нами четырех заставили сменить тему.
- На телеканале "Россия-1" состоялась премьера
документального фильма "Мы родом из мультиков" к 100-летию анимации. Идея и продюсерство - Ирины Муромцевой. Режиссер - Татьяна Архипцова, я автор сценария. Получилось очень стильно, красиво, насыщенно.
По содержанию - абсолютно для тех, кто вообще ничего не знает о нашей анимации. Профессионалам смотреть не рекомендую.
- Главный "Мультконцерт" года в Кремлевском дворце. На него были угроханы главные силы года. Столько же шла подготовка, параллельно со всей остальной жизнью. На этом проекте познакомились и поженились два продюсера - Ира Муромцева и Макс Волков. До сих пор не могу точно сформулировать своё отношение к тому, что получилось. Разочарований много, очень болезненных. Здоровье подорвал - не то слово. Понял, что нельзя ни в коем случае рисовать в своей башке предполагаемый блестящий результат, ибо он таким все равно не будет. Но дело сделано. Главное - устроили чествование ветеранов анимации и
выдали им эксклюзивные призы. Телеверсия (очень усеченная) будет на "Культуре" 7 января в 11-30. Запишите кто-нибудь, пожалуйста!!! Хоть частично посмотреть, что вышло.
Ноябрь
- Полмесяца приходил в себя после "Мультконцерта", ничего не делал. А потом тряхнул стариной и написал сразу две статьи для возрожденного журнала "Эгоист". О дирижере Сергее Скрипке и актрисе Марии Капнист.
- Приступил к работе над сценариями двух фильмов нового документального цикла студии "Мастер-фильм" "Возвращение легенды" - о постсоветской анимации.
Декабрь
- Начали селекцию фильмов к грядущему Суздальскому фестивалю анимации. Просмотрели около 150 работ. Впечатление странное. Хорошие фильмы есть, но опять-таки, нет жемчужин. Нет того одного, кого можно было бы назвать безусловным лидером. Нет ни одного претендента на гран-при. Студенческих фильмов - аж за 60! В былые времена столько не собирала вся конкурсная программа фестиваля по всем номинациям. Сейчас много всего, но какое-то уныние... А главное, будто бы и не было предыдущих 100 лет русской анимации, будто мы снова начинаем всё с нуля. Да, прекрасные кукольные работы, но по технологии они недалеко ушли от Старевича. 3D - как 10 лет назад у американцев. А куда делась классическая рисованная анимация? Почему мы не перепрыгнули своих же "Снежную королеву" (1957), "Маугли" (1971), "Карлсона" (1970), "Необыкновенный матч" (1955)? Годы выпуска оставил специально. Неужели мультипликат Дёжкина, Котёночкина, Попова уже никто никогда хотя бы не повторит? С такой-то историей анимации мы даже не топчемся на месте, а свалились в пропасть! Из фильма в фильм ходят унылые серые персонажи на коричневом фоне, даже не ходят, а вяло перемещаются. Я аж радостно закричал, когда включили новый фильм
Рима Шарафутдинова - человека, который ОДИН в далекой Уфе следует нашим традициям старого "Союзмультфильма". После чего мы вновь заспорили с Наташей Лукиных. "Вот вам вечно подавай хиханьки-хаханьки, беготню какую-то! - сказала она. - А анимация должна быть разной, в том числе эстетическо-непонятной!".. В том-то и дело, Наташа, что эстетическо-непонятной, я бы даже сказал псевдоэстетической, стало слишком много, перекос давно случился, а нормальную классику забыли! Уже никто не умеет так, как умели раньше. А уж анимацию для детей делают такой убогой, что их беречь от таких мультиков надо. Откуда эта мода пошла - раз для детей, то надо под детский рисунок, с примитивными движениями и озвучить детским голосом?! Да по себе помню, что маленького меня от таких шедевров тошнило прямо на телевизор. Но я оптимист, и все равно по-прежнему верю в своих друзей, которые должны справиться...
- Провели с Плющевым презентацию новых серий "Горы самоцветов" в "Актовом зале", возродили старую традицию. Я рад, что проект жив и пополняется новыми сокровищами!
- Завтра приедут на интервью снова "Хроники московского быта", будут спрашивать о Рине Зелёной. Пора брать гонорары как постоянному участнику программы...
Такой вот интересный год!
Чего-то явно забыл...
Заполняю пробелы в литературном плане. Наконец, прочитал "Подстрочник" Лунгиной, "Трех товарищей "Ремарка, "99 франков" Бегбедера, "Кафку на пляже" Мураками, две книги Славы Сэ, "Роман с луной" Москвиной, что-то новое из Акунина (уже забыл), купил мемуары Олега Басилашвили - теперь в предвкушении...
Спасибо, что не забываете. Если кто-то дочитал до конца - особый респект!
2007 2008 2009 2010 2011