В 1922 году Иван Шадр(Иванов) получает заказ от Госзнака для создания образов рабочего, красноармейца и крестьянина на новых денежных ассигнациях в связи с обменом денег. Как пишет Ольга Воронова в своей книге "Шадр", ему удалось убедить представителей Госзнака, что создание скульптур позволит выбрать наилучший вариант для гравюр за счет того. что скульптуру можно снимать под разными ракурсами, разном освещении. Изображения появились и на почтовых марках.
В отличии от типично русских лиц красноармейца и крестьян, не так с изображением рабочего, как говорил Шадр, тут он пытался создать "символ международного пролетариата". В поисках натурщиков для скульптур крестьян он поехал на родной Урал, в Шадринский уезд, в деревню Прыговую, где жили его дальние родственники.
Красноармеец
Найти натурщика для скульптуры старого крестьянина оказалось не просто - не хотели старики позировать. О разговоре с первым стариком, подходящим по внешности, Шадр писал: "Дед неожиданно встал, выпрямился, длинные седые брови косамами затряслись, он высоко взмахнул над моей головой палкой: - Окаянный, что ты меня улещаешь? Я на карточку-то отродясь не снимался, а ты с меня куклу стряпать хочешь, гадина этакая!"
Второй старик твердил: - Я не пойду, я не маленький, не чеши язык зря, не пойду, и шабаш.
После долгих уговоров, с помощью родственников, уговорить удалось третьего - Перфилия Петровича Калганова, чье изображение мы и видим.
Найти молодого мужика для изображения сеятеля было проще, ему позировал Киприан Кириллович Авдеев. Но у него было много требований: чтобы его семейство с сыновьями избавили от продналогов и натуральных повинностей; если он и его сыновья вздумают торговать, чтобы безданно и без пошлины, чтобы младшую дочь взяли в Москву на воспитание (в покормыши) за счет государства. И чтобы на деньги с его изображением не плевали. Шадр обещался похлопотать, да так ничего и сделал, Авдеев спустя два года после окончания работы жаловался на это матери Шадра, да и до этого часто заходил в Шадринске в дом Ивановых по поводу обещанных благ.
О своей работе натурщика Киприан Авдеев красочно рассказывал:
"У других или лицо неподходящее, или руки не такие, а у меня тютелька в тютельку. Дело было перед самым покосом. Жара несусветная. Я стою голый среди ограды на особой подставке. Рука на отлете затекает и пошевелить ею нельзя. Пот градом, а он, Иванов, значит, вокруг меня танцует, и оттуда зайдет, и оттуда подойдет. А то заставит меня насыпать в лукошко песок и ходить - язви его! - вдоль ограды: рассеивать, значит. Народ, бывало, соберется, глазеет. Пострадай, кричит, Киприан. А я молчу, знаю, что им завидно".
Крестьянин
Фотография из журнала Искусство №3 за 1934 год:
Рабочий
Ниже фотография из журнала Прожектор №3 за 1923 год:
Сеятель
Черно-белые фотографии из книги О.Вороновой "Шадр" и книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", том 3, 1988.
Также можно посмотреть:
Девушки с веслами Ивана Шадра Иван Шадр "Портрет жены", 1940 г. Иван Шадр "Сезонник" (1929 год) И. Шадр "Скорбь", 1929 год Иван Шадр "Булыжник - орудие пролетариата", 1927 год Скульптор Иван Шадр (1887-1941) на фотографиях