Первый прыг (апрель-2008)

Nov 14, 2009 16:54




В соответствии с пожеланиями ряда читателей моего журнала публикую сугубо личные впечатления о наземной подготовке и первом прыжке с парашютом. Они были записаны полтора года назад, по горячим следам, через день после первого приземления. Читать стоит только заинтересованным лицам. Может быть, кому-то из них они пригодятся.



Первый прыжок с парашютом. Как это было...
Автор - kara_banoff ©

Подобно большинству советских мальчишек с детских лет я мечтал прыгнуть с парашютом. Как это красиво выглядело в наших любимых фильмах «В зоне особого внимания» и «Ответный ход»! Но всегда находились какие-то причины и неразрешимые проблемы, дальше слов и благих намерений дело не двигалось. До тех пор, пока на занятия в наш клуб не пришёл Алексей Капридов, занимающийся парашютным спортом. Алексей очень серьёзно отнесся к моему рассказу о нереализованной детской мечте и по-настоящему помог воплотить в жизнь.

Наземная подготовка. День первый. 30 марта, воскресенье.

Пасмурным мартовским днём к назначенному часу мы втроём (Алексей Капридов, Елизавета Федина и я) прибыли в историческое место - Саратовский аэроклуб имени Ю.А.Гагарина.



В аэроклуб, воспитавший 28 Героев Советского Союза.

На аэродром, с которого впервые поднялся в небо Первый космонавт планеты Земля.

Но весной 2008 года он поразил безлюдьем и общим запустеньем. Хотя по всему было видно, что в условиях прекращения финансирования инструктора и парашютисты аэроклуба не позволили разворовать имеющуюся базу, клуб продолжает бороться за выживание и надеется на лучшие времена.

Вскоре приехал наш инструктор - Максим Николаевич Степанович. Почему-то с лопатой в руках. предназначение мы узнали чуть позже.

А пока для нас начался вводный инструктаж: устройство основного (Д-1-5-у) и запасного парашютов, общие правила совершения учебно-тренировочных прыжков с парашютом, действия парашютиста в воздушном судне, действия парашютиста в воздухе после отделения от воздушного судна, приземление и гашение купола. это сопровождалось демонстрацией расстеленного на полу парашюта Д-1-5-у, уложенного запасного парашюта, закреплённой под потолком подвесной системы, в которую поочередно подвешивали нас и просили повторить последовательность действий при совершении прыжка с парашютом с принудительным раскрыванием купола:

- По команде инструктора «Приготовиться!» занимаю место у открытого люка воздушного судна. Правая рука сжимает на подвесной системе карман кольца на левом плече, левая рука накладывается на предплечье правой.

- По команде инструктора «Пошёл!» отделяюсь от воздушного судна, группируюсь, руки не разжимаю, ноги вместе. Вслух веду отсчёт времени до раскрытия: «Сто двадцать один, сто двадцать два, сто двадцать три!»

- Почувствовав динамический удар, произвожу осмотр раскрывшегося купола, если его форма правильная - приступаю к разблокированию запасного парашюта, придерживая белую петельку, выдергиваю из нее красную стропу.

- Осматриваю воздух впереди, вокруг и ниже себя, чтобы не допустить столкновения с другими парашютистами. Пробую управлять парашютом с помощью клевант, разворачиваю купол против ветра.

- На высоте от 400 до 300 метров слышу срабатывание прибора на запасном парашюте.

- При достижении высоты в 150-100 метров, когда на земле начинают различаться лица людей, трава становится «живой», готовлюсь к приземлению.

- На высоте 50 метров плотно собираю и напрягаю ноги, взгляд перевожу на горизонт.

- Приземлившись, произвожу гашение купола парашюта одним из двух способов: если успеваю встать - забегаю и гашу руками, в случае порыва ветра и протаскивания - из положения лёжа гашу подтягиванием к себе нескольких нижних строп.



При этом в инструктаже Максима Николаевича красной нитью проходила следующая мысль: «Вы все (перворазники) боитесь отделения от самолёта или вертолёта. Но парашют Д-1-5 («дуб») и запаска - настолько отлаженные и надёжные устройства, что с их срабатыванием никаких проблем не возникает. А самым сложным и травмоопасным этапом на самом деле является приземление».

Вот для отработки его правильных навыков мы отправились на трамплин, где чрезвычайно весело и увлекательно провели следующие полтора часа. Принесённая Максимом Николаевичем лопата была необходима для перекапывания и разрыхления песка под трамплином. К моему удивлению, наш инструктор занялся этим собственноручно, решительно отвергнув мои предложения посильной помощи. Но при общении с Максимом Николаевичем мне неоднократно пришлось удивляться, причём каждый раз - приятно…

Прыгали мы сначала с высоты в один метр, потом - полтора метра. Со взглядом на землю и со взглядом на горизонт. Контроль трёх точек сведения ног (носки-пятки-колени) дался вроде бы легко, но лично у меня почему-то периодически приземление происходило с небольшим разворотом, что весьма не нравилось Максиму Николаевичу как предпосылка перелома ноги при прыжке с парашютом.

После нескольких десятков прыжков с трамплинов он предложил прерваться и поговорить об «особых случаях в воздухе». Полное нераскрытие основного купола, неполное раскрытие основного купола. Особенности использования запасного парашюта в каждом из этих случаев. Зависание за воздушным судном. Схождение парашютистов в воздухе. Приземление на препятствия. Желание совершить прыжок рассказы об особых случаях у нас не поубавили, в основном - из-за очень спокойных и рассудительных объяснений нашего замечательного инструктора как надо действовать при возникновении критических ситуаций в воздухе.

После мы вновь отправились на трамплин, но положительного итога в этот день добиться не удалось. Посмотрев на наши приземления, Максим Николаевич сказал: «Устойчивый навык не сформировался и сейчас уже слишком устали. Сейчас Вы готовы на 95%, а надо бы - на 110%. Прыжки у нас ожидаются в субботу, 5 апреля. Я предлагаю подъехать Вам сюда в пятницу вечером. Больше чем минут на 30 не задержу, но тогда скажу точно - допущу к прыжку или нет. Но если сильно заняты - приезжайте в субботу утром, хотя тогда я Вам ничего гарантировать не могу».

Поскольку сам до этого не один год занимался тренерской работой, то слова Максима Николаевича для себя перевёл как: «Если Вам это действительно нужно и Вы хотите совершить прыжок с парашютом - быть в пятницу ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!»

При этом наш инструктор отметил, что сам не сторонник совмещения в один день прохождения инструктажа, наземной подготовки и совершения первого прыжка с парашютом, поскольку от отработки приземления с трамплина ноги непременно будут болеть.

Тогда я в это особо не поверил (учитывая свой опыт занятий спортом), но ноги действительно болели три дня, причём сильнее всего - не на следующий, а через день после прыжков.

Также Максим Николаевич сообщил, что в случае положительного решения о допуске к прыжку в субботу нам нужно будет иметь при себе паспорт, свежую справку о состоянии здоровья и 1000-1200 рублей.

Тут я решил задать вопрос об отдельной оплате проведённого с нами занятия, но Максим Николаевич с лёгким негодованием в голосе ответил, что инструктаж - бесплатный, оплачивается только прыжок! При этом он сказал: «Зачем Вы будете платить? А вдруг передумаете и не станете прыгать?» С учётом всеобщей коммерциализации отношений в нынешней России и того обстоятельства, что инструктор в воскресенье специально приехал в клуб только для занятия с нами двоими, такой подход к делу меня довольно сильно и приятно порадовал.

Наземная подготовка. День второй. 4 апреля, пятница.



Чтобы уж точно ничего не сорвалось в пятницу, с утра я договорился с одним товарищем, который на своей машине доставил на аэродром "Дубки" не только нас с Лизой и Алексеем, но по дороге заехал за нашим инструктором. К 18:00 вся учебная группа прибыла к заветному трамплину. Нам было предложено произвести по два пробных и три зачётных прыжка с каждой высоты, т.е. - всего 10 прыжков.

За прошедшие дни много думал над своими воскресными ошибками и выбрал следующую тактику исполнения:
Я не спрыгиваю с трамплина на землю! Я отделяюсь от него в воздух и снижаюсь с напряжёнными и совмещёнными в трёх точках (носки-пятки-колени) ногами и прямой спиной до соприкосновения с поверхностью! Амортизирую удар только ногами, приземляясь на полную стопу.

Тактика имела успех. После двух зачётных прыжков с малого трамплина инструктор приказал перейти на большой и выполнить три - сразу на зачёт. Результатом он оказался доволен и однозначно велел идти на скамейку и отдыхать. С Лизой отработка была продолжена.

Через некоторое время был объявлен перерыв, во время которого мы еще раз повторили порядок действий при совершении прыжка с парашютом, особые случаи в воздухе и правила приземления на препятствия. После Максим Николаевич вспомнил свои первые прыжки с парашютом, совершённые в 1987 году, а также годы расцвета Саратовского аэроклуба.

Все вместе мы сходили к замечательному, но очень глубокому колодцу, отрытому вручную местными парашютистами, в т.ч. - нашим инструктором, попробовали очень вкусную местную воду.

И вот после такого расслабляющего лирического отступления прозвучала команда: «На трамплин! На вторую ступеньку (1.5 м)! Три прыжка на зачёт!» Пришлось быстро сосредоточиться, вновь войти в образ снижающегося парашютиста.

Зачёт мы сдали.

После этого Максим Николаевич вновь предложил присесть на скамейки и задал вопрос: «А как у Вас с медицинскими справками?» Справки мы были готовы продемонстрировать прямо сейчас. «Ну тогда Вы - идеальные перворазники» - подвёл итог наш инструктор.

Нам было велено явиться на аэродром в субботу к 9 часам утра. Начало прыжков запланировано на 10 утра. До этого под руководством Максима Николаевича мы должны успеть осмотреть воздушное судно, с которого будем десантироваться, пройти врача, оплатить прыжок в бухгалтерии и … в Небо!

В это время на аэродром приехала группа спортсменов-парашютистов, , и мы поняли, что нам пора собираться домой. Но от Максима Николаевича услышали несколько иную вещь: «Ребята, я бы предложил Вам тут с нами остаться и переночевать, но поверьте мне на слово - перед первым прыжком не надо. В другой раз - да. А перед первым надо как следует отдохнуть и раз взвесить». Мы с ним, конечно, согласились.

Когда мы собрались и уходили, Максим Николаевич произнёс следующее: «Только не думайте, что я Вас просто так, из хорошего личного отношения допустил. Сейчас Вы по-настоящему готовы совершить прыжок». На этой мажорной ноте и завершился второй день нашей наземной подготовки.

День третий. Решающий. 5 апреля, суббота.




Утром я проснулся с одной-единственной мыслью: «А надо ли это мне?».

Надо.

Но организм сопротивлялся и всячески тормозил сборы. В итоге я чуть не опоздал на автобус в Дубки. Но чуть - не считается.

В 08:40 мы уже были на аэродроме, нашего инструктора не было, начались тягостные минуты ожидания.
Но на этот раз на территории аэроклуба было намного оживлённее. Несколько приехавших на одном автобусе с нами спортсменов принялись укладывать свои купола, проверять и подгонять подвесные системы. Меж деревьев уныло бродили около десятка перворазников. Нас с Лизой позабавила их форма одежды и, главное, - обувь. Мы, в отличии от них, уже представляли, что именно предстоит.

Минут через 30 прибыл старший инструкторский состав аэроклуба, в том числе - наш любимый Максим Николаевич. Вот тут-то подготовка к рыжкам закипела по-настоящему. Было объявлено, что сегодня прыжки совершаются с вертолёта Ми-2. Для перворазников это означало - прыжки с принудительным раскрыванием парашюта будут не «на верёвку», а с расчековкой, что добавляет одну секунду к свободному падению.

При составлении примерного плана выяснилось, что помимо спортсменов, постоянно занимающихся в аэроклубе, прибыло человек десять «чистых» перворазников, мы двоё - перворазники, прошедшие курс наземной подготовки, и трое - прыгавшие пару-тройку раз более полугода назад. Всех нас собрали и повели на инструктаж.

Первоначально Максим Николаевич сказал, что Лиза и я можем как только надоест отойти и где-нибудь посидеть, однако далее по ходу объяснений заставил нас раз разблокировать запасный парашют, залезть в подвесную систему, четко изложить порядок действий при совершении прыжка. От отработки приземления с трамплина, правда, освободил.

Тут к нашей группе пришли и забрали на первый взлёт трёх прыгавших ранее. Лиза попросила разрешение пойти и посмотреть на их прыжки. Инструктор дал «добро». Если честно - лучше бы я этого не делал. Стоял почти полный штиль, выброску этих трех товарищей произвели практически над точкой старта и я в деталях смог оценить всю жесткость их приземления. При этом один парень решил то ли попридуряться, то ли действительно сильно ударился, но после приземления не вставал около минуты, пока к нему не подбежали инструкторы.

Настроения мне это зрелище не добавило.

К слову, в беседе с нами Максим Николаевич рассказывал, что никому из перворазников не рекомендует подниматься в воздух с парашютистами просто, чтобы посмотреть как прыгают другие.

«Если Вы не прыгали сами - это не слишком приятное зрелище». Когда кто-либо из особо одарённых перворазников уж слишком сильно его достаёт, а сам он уверен, что этого человека к прыжку допускать никак нельзя - тогда ему предлагается слетать и посмотреть как это выглядит. У большинства желание прыгнуть утрачивается.

Но долго мне унывать не дали. К нашей группе перворазников подошёл инструктор Григорий Марченков и предложил Максиму Николаевичу выделить людей для следующего взлёта. Он отобрал двух парней из утреннего набора и, разумеется, нас двоих. С этого момента события завертелись по нарастающей.



Во-первых, нас сводили к вертолёту Ми-2, мы отработали порядок посадки и десантирования. Меня вертолёт поразил полным отсутствием боковой двери (снята, чтоб не мешать прыжкам) и каких-либо сидений кроме пилотских. В пассажирском салоне было два жестких топчана, обтянутых дермантином, один, примыкающий к пилотским сидениям побольше и пошире - на 3-х человек, и напротив него - второй, примыкающий к задней стенке вертолёта, на 2-х человек.

Максим Николаевич разъяснял: «Вас четверых будем выбрасывать в два захода».

В первый заход назначена выброска двух парней, пришедших на подготовку сегодня утром. Во второй заход я должен идти первым, Лиза - второй.

Отработали отделение от вертолета - сидим спиной к пилотам, смещаемся вправо к открытому люку, по команде «Приготовиться» - руки скрещиваем на груди (правая на кармане кольца, левая на правой), правую ногу ставим за борт на ступеньку. По команде «Пошёл!» наклоняемся вперёд вправо, чтоб не воткнуться ранцем основного парашюта в верхний край люка, отталкиваемся и отправляемся в полёт.

Далее мы прошли в медпункт, совмещенный с бухгалтерией. Написали заявление, заполнили бланк договора, заплатили 1100 рублей, прошли медосмотр.

После наш инструктор попросил парашютистов-спортсменов: «Братья, помогите перворазникам одеть парашюты!» Возились с нами как с грудными детьми, причём как с собственными. Затянули ремни подвесной системы, подогнали шлем. Дышать стало чуть тяжелее, появилось ощущение некоторой нереальности всего происходящего.

Уже на выходе меня перехватил один из братьев Марченковых:
- А перчатки у тебя есть?
- Нет.
- Подожди!

Он сбегал в одну из комнат, принёс мне пару перчаток: «Одевай, но только не потеряй их!» одну пару перчаток принесли Лизе.

Максима Николаевича, который пошёл с нами выпускающим, такое дополнение к экипировке отнюдь не порадовало: « А Вы сможете в них разблокировать запасной парашют?» После того как мы трижды продемонстрировали разблокирование в перчатках, он сказал: «Ладно, прыгайте в них».

Позже мне объяснили, что перчатки могут пригодиться, если после приземления из-за порыва ветра парашютиста потащит по земле, чтобы не ободрать ладони.

На старте нас раз построили, проверили парашюты, разъяснили направление ветра, показали в какую сторону должны будем развернуться лицом после раскрытия купола.

В этот момент выяснилось, что во втором взлёте мы идём вместе с группой из пяти спортсменов, а они уже давно в вертолёте. Посадка в Ми-2 проходила в условиях лимита времени и пространства - было уже далеко не так просторно. Положение поправила просьба нашего инструктора: «Братья, ну потеснитесь и потерпите до 1000 метров, там перворазники выйдут!» до отрыва от земли инструктор пристегнул к креплениям в вертолёте вытяжные фалы наших парашютов, заботливо поправил и затянул потуже ремень на моём шлеме.

Полёт на вертолёте с открытым люком был великолепен. Кажется, что до земли уже метров 500, инструктор наклоняется к нам: «Запомните! Сто пятьдесят метров!» Еще набор высоты, инструктор о чём-то спрашивает пилота, после наклоняется к каждому из нас, выдергивает из запасок какие-то шпильки. Вспоминаю: высота выше 400 м, включаются приборы автоматического раскрытия на запасках.

Забираемся все выше и выше, разворот. Инструктор свешивается из открытого люка, смотрит вниз. Вскоре команда пилотам: «Боевой!» И, через некоторое время, первому: «Приготовиться! Пошёл!» Максим Николаевич чуть-чуть ускоряет его выход, подталкивая в ранец парашюта. Вот уже и второму: «Приготовиться! Пошёл!» Второй выпрыгивает сам, без какой-либо помощи инструктора.

Даже в этот момент мне до конца не верится, что вскоре и я шагну за борт вертолёта. Страха нет, но как-то не по себе. На секунду представляю, что сейчас могу забиться в угол и отказаться прыгать. Тогда Лиза и все пять спортсменов будут проходить на выход мимо меня и шлепать по шлему. Смешно.

Сижу в готовности у открытого люка. В это время Максим Николаевич, заметив мое напряжение, решает немного развлечь: «Посмотри, Волга какая красивая!» Да, красивая, но с берега она выглядит как-то приятнее. После показывает мне на лесной массив внизу: «А вот эта поляна называется «Бутылка»! Видишь «Бутылку»?» Действительно вижу, послушно киваю, но разговаривать почему-то совсем не хочется.

Максим Николаевич еще пару раз выглядывает вниз.

И вот теперь для меня: «Приготовиться!»

Правая ложится на карман кольца, левая ладонь на предплечье правой, правая нога уже за бортом на подножке.

«Пошёл!»

Робко и медленно выдвигаюсь из люка.

Слышу повторную команду «Пошёл!», отталкиваюсь правой, одновременно чувствую тяжелую ладонь инструктора на ранце парашюта.

Спасибо, Максим Николаевич! Это именно то, чего мне не хватало! Я лечу…

Прыжок.



Когда на подготовке мы слушали инструктора и повторяли за ним: «Отделившись от воздушного судна, считаю вслух: сто двадцать один, сто двадцать два, сто двадцать три…», то у меня и в мыслях не было попытаться вести отсчёт этих трех-четырех секунд до раскрытия купола таким образом. Уж я-то, со своим опытом и чувством времени, сумею засечь эти секунды или просто подождать совсем чуть-чуть…

Не сумел.

Отделившись от вертолёта, я четко сгруппировался: руки остаются скрещенными на груди, ноги плотно вместе, колени чуть согнуты.

Лечу.

Парашют не раскрывается. Успеваю посмотреть на поля, маленькие домики и дороги внизу.

Нет раскрытия.

Чувствую простор и прохладу воздушного потока, который я рассекаю.

Где же купол? Тут меня начинает разворачивать из вертикального в горизонтальное положение, лицом к солнцу, спиной к земле. Помню, что это далеко не самое лучшее положение для раскрытия парашюта, но группировку рук и ног нарушать боюсь. И вот в этот миг по боку змеёй проскальзывает за голову и вверх оранжевый вытяжной парашют.

Успеваю подумать: «Наконец-то!»

Шелест, лёгкая встряска, я повисаю в подвесной системе под полностью раскрывшимся куполом. Первая мысль: «Отлично!» Вторая: «Подвесная как влитая, нигде не давит, не трёт. Спасибо Вам, ребята, снаряжавшие меня в этот полёт!».

Как учили, осматриваю купол.

В норме.

Разблокировать запаску! На удивление, эта операция протекает без каких-либо проблем. Боялся, что руки не будут слушаться, что будет плохо видно белую петлю и красную стропу на запаске. Напрасно волновался. Все выходит с первой попытки, просто замечательно.

Осматриваю воздух, метрах в трехстах слева и выше от меня спускается Лиза. У все нормально. Вертолёта и других парашютистов не наблюдаю. Смотрю вниз. Примерно под собой на коричневом поле вижу ярко белую точку. Что это - понять не могу. Не хотелось, чтоб это оказалось побеленным бетонным столбиком, на который я сяду. Ладно, позже разберёмся.

Теперь хочу развернуть купол в сторону аэроклуба и скользить до высоты метров 300 с горизонтальной скоростью 2,5 метра в секунду, чтобы приземлиться поближе к старту и поменьше тащить на себе все снаряжение. И тут впадаю в лёгкий ступор: красных клевант управления там, где они должны быть, нет. Смотрю выше по подвесной - нету! Вижу, что нет и красных строп управления и отсутствуют разрезы в задней части купола парашюта. Понимаю, что у меня просто другая модель парашюта. Не Д-1-5-у, на котором мы учились (позже на земле выяснили - мне случайно выдали Д-1-5-серии 6).

Вспоминая прочитанные мною наставления по парашютной подготовке, собираюсь подтянуть группу строп и перевести купол в скольжение в сторону аэроклуба. Но объективно оценив свои навыки парашютиста, от этой мысли отказываюсь. Лучшее - враг хорошего! Не буду сам себе создавать проблемы и неприятности. Ведь идет просто замечательно. Ветра вроде нет, спускаюсь практически вертикально.

Разборки с управлением заняли какое-то время и на осмотр достопримечательностей Дубков с воздуха уже мало что осталось. Вскоре я услышал щелчок прибора запаски. Значит, высота - от 400 до 300 метров, готовимся к приземлению. Смотрю вниз - травы нет, начало апреля, сухие кусты вроде видны, но сколько же до них? И тут я вижу мою «белую точку» - это полиэтиленовый пакет-маечка, который гоняет ветерок.

Если я вижу, что это пакет - значит пора! Ноги вместе, чуть напряжены, взгляд - на горизонт. В последние секунды полета понимаю, что ветер есть, меня несет спиной вперед. Земля убегает из-под ног. Группируюсь еще больше, готовлюсь к перекату на спину, ноги под себя. Касание!

Соприкосновение с поверхностью было ощутимым, но совершенно безболезненным. Перекатываюсь на спину, хочу сразу встать, забежать, погасить купол, но ветер чуть-чуть меня опережает. Ну уж тащить себя не дам! Выбираю нижние стропы, а в голове одна мысль: «Надо скорее встать и показать всем, что со мною в порядке! В помощи не нуждаюсь!» Пара рывков, купол лёг, я встал.

С облегчением вижу, что у Лизы тоже в порядке, она на ногах, начинает собирать парашют.

Мы это сделали!

Без ошибок, проблем и особых случаев.

Еще раз хочу выразить глубокую признательность нашему инструктору - Максиму Николаевичу Степановичу.

Как он не запрещал нам, перворазникам, фотографировать его за работой,
но все-таки мне удалось запечатлеть.




P.S. Для заинтересованных лиц, дочитавших этот пост до конца, сообщаю контактный телефон
Максима Николаевича: +7 917-204-63-74 (г.Саратов).

P.P.S. Распространение данных заметок разрешается
при условии соблюдения авторских прав kara_banoff

парашютисты, перворазники, Саратовский аэроклуб

Previous post Next post
Up