С приходом весны для людского взора открывается, то, что было спрятано под снегом. И человеческая сущность подобно природе отогревается, просыпается, пробуждаются чувства и любовь. И весеннюю программу хотелось представить особенную, к чувствам человеческим обращенную. Хотелось найти глоток свежего воздуха в современном кино, в этом мире клипового мышления и спецэффектов. 3D, 4D, 5D и дальше - названия технологий скоро будут напоминать диагноз, а стремление к новым ощущениям, направленные к их физиологическим составляющим, постепенно изменят внутренний мир человека, на мой взгляд, не в лучшую сторону. К современному кино почти уже не применим аристотелевский катарсис, который заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его. Происходит подмена переживаний и чувств на физиологические ощущения удовольствия. Напоминает все это историю про лабораторную мышку с вживленным электродом в мозг, нажимающую на педаль.
В этом году благодаря триумфу фильма «Артист» Хазанавичуса многие зрители открыли для себя, что современное кино может быть хорошим и без цифровых технологий, совсем необязательны даже изысканные диалоги. Секрет успеха в пластике актерской игры, в музыкальном сопровождении, в ритме и приемах монтажа и других выразительных средствах, исторически используемых в кинематографе, которые в последнее время меняют на спецэффекты. Многим зрителям возвращение немого кино подается как чудо, хотя на самом деле с приходом звука в 30-х годах прошлого века немой кинематограф не умер, а остался полем для творчества одиночек-экспериментаторов.
Задача, поставленная киноклубом при составлении программы - найти этих немых «динозавров» звукового периода, и показать какое оно современное немое кино. Не обязательно это должна быть стилизация под эпоху, представленная примером «Артиста», это могут быть и цветные фильмы, не похожие на своего «прародителя», в которых языком повествования служит все что угодно (визуальный ряд, действия героев, их жесты и мимика и т.д.), но только не человеческая речь.
Всегда приятно чувствовать себя немножко первооткрывателем, на территории постсоветского пространства подобные тематические программы не показывались, о зарубежных программах также нет информации.
За бортом программы остались некоторые фильмы, которые стоит упомянуть для полноты картины об исследовании современного немого кино. Фильмы короткого метра не попали в программу из-за формата, среди них интересны экспериментальные работы Майи Дерен, «Фильм» Сэмюэля Беккета и Алана Шнайдера, «Песнь любви» Жана Жене, «Патриотизм» Юкио Мисимы и другие. Из среднего метра стоит отметить «Зов Ктулху» Эндрю Лемана.
«Дом Ханны» Чада Смита и «Помешательство» Джона Паркера - интересны как жанровое кино, но ценителей такого кино немного. Из-за не смешных туалетных моментов не прошла отбор индийская комедия «Отель Пушпак». «Маленькая банда» Мишеля Девиля интересна как сюрреалистический ответ на нашу «Сказку о потерянном времени». Фильм «Нас мало» Шарунаса Бартаса, снимавшийся в Иркутской области больше напоминает неигровое кино, впрочем, и в других своих фильмах автор неразговорчив. Интересна «Икота» Дьордь Палфи, но боюсь, изобретательный юмор автора будет непонятен многим зрителям.
mso-ascii-theme-font:minor-latin;mso-fareast-font-family:Calibri;mso-fareast-theme-font:
minor-latin;mso-hansi-theme-font:minor-latin;mso-bidi-font-family:"Times New Roman";
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;
mso-bidi-language:AR-SA">Как видите, динозавры в современном мире большая редкость.