Он и гири

Dec 19, 2024 20:29


Вчера, по совету друзей из френд-ленты начал читать Уикхема - «Средневековая Европа: От падения Рима до Реформации» Полностью текст лежит здесь:

https://flibusta.is/b/530576/read



И там в самом начале  меня ждало открытие: «Летом 1159 года король Англии Генрих II (1154-1189) заявил права на южнофранцузское графство Тулузское. Генриху уже принадлежала почти половина Франции, герцогства и графства от Нормандии на севере до Пиренеев на юге, доставшиеся ему от родителей и в приданое от супруги Алиеноры, наследницы большого южного герцогства Аквитания. Наследственные притязания Алиеноры распространялись и на Тулузу, но сперва Генриху нужно было преодолеть сопротивление графа Тулузского. Всеми своими французскими землями Генрих владел, в 1158 году присягнув на верность французскому королю Людовику VII (1137-1180) и взяв на себя обязательство защищать его жизнь, однако Людовик, чья непосредственная власть ограничивалась Парижским регионом, не мог тягаться с Генрихом в военной мощи. Летом Генрих вторгся в Тулузу с огромным войском, вероятно самым многочисленным из когда-либо им собранных: в походе приняли участие большинство подчинявшихся ему крупных английских и французских баронов и даже король Шотландии Малкольм IV, принесший ему вассальную присягу. Людовик не мог допустить дальнейшего расширения власти Генриха, а кроме того, граф Тулузы Раймунд V был его зятем, поэтому его требовалось поддержать, но как? Людовик прискакал в Тулузу с довольно немногочисленным сопровождением (и потому быстро), и, пока Генрих двигался туда с войском, король Франции закрепился в городе и начал организовывать оборону. Вполне возможно, Генрих взял бы город, несмотря на его укрепления, но теперь за стенами Тулузы находился его сюзерен. В одном источнике той эпохи говорится, что «он не пожелал осаждать Тулузу из почтения к королю Людовику Французскому, оборонявшему город от короля Генриха», а в другом (автор которого не был согласен с действиями Генриха), что он принял совет не нападать «из пустого предубеждения и преклонения». Иными словами, Генрих оказался в тупике. Если он нападет на сюзерена, которого поклялся защищать, чего будут стоить клятвы его собственных баронов в верности ему самому? И что он будет делать с плененным королем, оставаясь его вассалом? Поэтому он не стал нападать и, основательно разорив за лето окрестности, попросту отступил. Генрих, один из двух самых могущественных монархов Западной Европы, не рискнул прослыть клятвопреступником и предпочел пожертвовать (и это была крупная жертва) репутацией полководца.»

Иными словами, в этом фрагменте говорится, что летом 1159 года Генрих II и Людовик VII в своих непростых отношениях руководствовались идеями «Он» и «Гири», с которыми читающую Россию познакомил Пелевин. Открываем «Чапаева»:  "Социальный долг, - прочел Сердюк, - сплетается у них с чувством естественного человеческого долга, рождая  пронзительную эмоциональность драмы. Такой долг выражен для японцев в понятиях он и гири, вовсе не ушедших еще в прошлое. Он - это долг благодарности ребенка к родителям, вассала к сюзерену, гражданина к государству. Гири - обязанность, обязательство, требующие от каждого человека действовать в согласии с его положением и местом в обществе. Это также обязанность  по отношению к себе самому: соблюдение чести и достоинства своей личности, своего имени. Должно быть готовым принести себя в жертву во имя он и гири, своего рода социального, профессионального и человеческого кодекса поведения."

Генрих II, как следует из первого отрывка, руководствуясь представлениями Он о верности вассала к сюзерену, пожертвовал своей репутацией полководца - вернулся из похода ни с чем, принеся себя в жертву, но сохранив свою честь в соответствии с моральным императивом Гири. И произошло это в Европе в середине XII века.

Потом я добрался до статьи о понятии верности и долга в самурайской культуре (на Киберленинке)

https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiya-vernosti-i-dolga-v-yaponskoy-traditsionnoy-samurayskoy-kulture/viewer

и прочитал, все еще не веря своим глазам: «Как полагает японский культуролог Р.Минамото, понятия благодарности Он и морального долга Гири восходят еще к дофеодальной эпохе, однако окончательно они сложились только в период правления самурайского сословия, начиная с эпохи Камакура (1185-1393).

Что же получается? Кодекс чести Он и Гири был в полном ходу в Европе еще в 1159 году, по меньшей мере за 25 лет до того, как эти же понятия оформились в Японии. Вот и задумаешься, кто, на кого и каким образом повлиял.

Previous post Next post
Up