Адепты политических наций в своих ассоциированиях иной раз обращаются к такой любопытнейшей формулировке, как "русский по культуре" или "вырос в русской культуре". Попытки уточнения, что именно имеется ввиду обычно упираются в язык и на этом смыслы обрываются. Только вот, язык, хоть и является частью культуры, вовсе не становится её синонимом. На английском языке, как на родном, вообще чуть ли не полмиллиарда разговаривают, но не становятся от этого "англичанами по культуре", оставаясь пакистанцами и неграми со своими наборами того, что можно считать их национальной культурой. Сам по себе разбор того, насколько инородцы разные вписались в Русскую культуру и насколько они стали её знатоками и носителями, он, конечно, интересен, но я хотел бы отметить не это. Общий план культурного наследия Русского прошлого не является ни секретом, ни чем-то спорным даже, по большинству моментов. Он уже и описан в большинстве моментов, и вот так вот структурирован. Ну, можно попытаться оспорить некоторые моменты, но в общем целом смыслы выглядят либо очевидными, либо близкими к правде. Поэтому, хочется отметить соотнесение именно Русской культуры с именно ныне живущими современниками и их культурной средой. Досужие разговоры о величии культурных деятелей прошлого с непременным ритуальным треплением имени Пушкина или, скажем, Толстого это - лишь околокультурологический салонный трёп. Он не является культурной средой для людей и воспринимается, в лучшем случае, не враждебно. Большинство же наших с вами современников в подобном трёпе не участвуют, а живут своей жизнью и в своих культурных слоях. Кто-то культурно "отдыхает" в сауне с водкой и "девочками". Кто-то культурно играет в боулинг и культурно смотрит хуливудские сериалы. Кто-то культурно рубится в англоязычные сетевые игры китайским компьютером по пиндосским разработкам на амстердамских серверах, культурно попивая кукуколу. Кто-то культурно стритрейсит на японских машинах под амерский рэп, культурно куря "Честерфильд"... [Spoiler (click to open)]В общем-то, есть же и мировая культура, окромя Демьян Бедного и Сурикова с Чайковским. Есть и зарубежная культура современная. Это тоже культуры и где-то, в чём-то достойные и интересные. Кто-то ими увлекается, кто-то вообще в них живёт чуть ли не полностью. Только вот, к именно Русской-то культуре они отношения никакого не имеют. И, если что-то зарубежное адаптировали через перевод к Русскому языку с разной степенью успешности, оно не становится элементом Русской культуры, каким бы замечательным оно ни было. Скорее, интернациональным, получившим мировое признание транскультурным элементом это можно назвать с максимальным приближением. Русская культура - то, что сделано Русскими для Русских на Русском языке. Да, культура насчитывает очень давнюю историю и она менялась вместе с эпохами, религиями, государствами. Да, она заимствовала элементы и расширяла свой диапазон через них. Но, она оставалась именно Русской культурой, а не становилась интернациональной, сохраняя самость и отличие от иных культур. И это вовсе не говорит о том, что японская культура или шведская культура плохие. Это говорит о том, что они - другие, чужие, инородные. Их можно изучать, ценить, любить, но они от этого не становятся ни Русской культурой, ни её частями. И, если внимательно посмотреть по сторонам, а потом признаться себе честно, осознав увиденное, то можно сделать вывод, что именно большинство наших современников от всего именно Русского если не шарахаются, то или осмеивают это, или никак с ним не соотносятся. То бишь, пытающиеся возрождать культурное наследие прошлого либо пренебрежительно записываются в "реконструкторы", либо просто игнорируются. Это не интересно, не модно, не современно. Касается это почти всего культурного спектра. Музыка, кино, проза - лишь наиболее заметные моменты. Либо общемировое, либо иностранное. Всё Русское вызывает эмоции от неприязни до насмешек. Безусловно, касается это не всех, не во всём, имеет исключения. Но, если посмотреть тенденцию в привязке к возрасту, то не сложно увидеть чёткий упадок и самой Русской культуры и интереса к ней. Можно бы разобрать влияние на неё рассеянства, как полит-культурного рычага, но я хотел обозначить не это и об этом как-нибудь в другой раз. Я лишь пытаюсь попросить подумать, а чего именно Русского в культуре большинства обрассеяненых наших же современников осталось сейчас и чего в ней останется в будущем? Чего специфически Русского в культуре "современного человека"(тм), все элементы культурного окружения которого ни в чём не национальны, чтобы ещё и пытаться искать каких-то "русских по культуре" среди явных инородцев "не по паспорту, а по морде"?
В завершение и не совсем по данной теме, хочу отметить, что культура, вообще-то, динамична. Она изменяется вместе с её носителями и носители сами же наполняют современную культуру своими же культурными элементами. Но, любой классический культурпотребитель не создаёт ничего, а лишь потребляет. Создают те, кто к этому склонен, кто умеет, кто хочет. Это не потребители культуры, это - её творцы. Однако, отчего-то почти ничего, способного заинтересовать культурпотребителя, не рождается. Почему же так? А всё потому, что воспитанный на заимствованных элементах чуждых культур культурпотребитель не воспринимает именно то, что мог бы кто-то создать в именно Русской культуре. Бывают изредка попадания (типа фильма "Брат", например), но они, скорее, исключения из правил (и имеют ещё своих ненавистников, несмотря на широкое признание) . Кроме того, время морока и мультиморали само понятие национальной культуры сильно размыли. Антихристиане из неё готовы исключить всё христианское. Антисоветчики весь савейский период, не осмысляя, чё о чём. Постсавейские тоже много чего на дух не принимают. И так далее... В мультиморали почти нет критериально выверенных культурных наборов "хорошо" и "плохо". Чуть ли не любое что-то встречается "фильм получился неоднозначным..." в котором кто-то находит "савковое дерьмо", "рашкованское дерьмо", "современное дерьмо" или "это не голливуд..". Поэтому, чё не сотвори, оно получается или скандальным, или не понятым, или откровенно подраженческим. Находит какого-то своего потребителя, но это делает его своим не национально, а для некоей страты. Получается тупик, который можно даже и "разнообразием" назвать, но именно национальной культурой он от этого не становится.