почему я практикую буддизм

Apr 22, 2009 12:17

Вот уже больше десятка лет я считаю себя буддисткой. Многие друзья считают это моей милой странностью, для новых знакомых это зачастую становится чем-то совершенно непонятным, и мне давно хотелось объяснить, что я в этом нахожу.
Я когда-то уже писала о том, чем не является буддизм. Повторяться не буду. Сегодня я хочу сказать о том, что он дает мне и многим другим современным людям. Зачем нормальному человеку между работой в офисе и семейными делами садиться в позу медитации, что-то повторять и что-то представлять?
На самом деле я очень практичный и приземленный человек. Я не люблю ни во что верить и мой ум всю новую информацию всегда подвергает тщательной и придирчивой критической проверке. И если в чем-то нет прикладной пользы на каждый день, то этому вряд ли удастся удерживать мое внимание на протяжении стольких лет. И уж тем более этому вряд ли удастся стать чем-то настолько важным для меня.
Буддийская практика действительно меняет привычки. Мы состоим из привычек: что бы мы ни делали, мы делаем это в силу привычек. И не все из них помогают нам жить. Какие-то просто крадут наше время, ничего не оставляя взамен, какие-то откровенно мешают жить. И одного лишь осознавания «эта привычка мне мешает» не достаточно. Особенно когда дело касается непосредственных реакций на уровне эмоций и действий на основе этих эмоций. Наступили нам в автобусе на ногу, и насколько бы мы ни были убеждены в том, что с незнакомыми людьми надо разговаривать вежливо, насколько бы мы ни были убеждены в том, что злость разрушает - и прежде всего разрушает ваше собственное тело, вы все равно злитесь и все равно это проявляете. Вам не хватает дистанции к произошедшему, чтобы не сразу следовать по цепочке «стимул-реакция», а вместо этого решить, хотите ли вы сейчас отреагировать так. Очень часто реагировать надо мгновенно, и времени решать нет. И тут вступает в силу программа, которая заложена в нашем подсознании. Наши убеждения создают нашу реальность. А убеждениями повелевает подсознание - оно на автомате выдает ту реакцию, которую считает адекватной ситуации. И если вас не устраивает то, что оно вам выдает, то его надо перепрограммировать.
Это не всегда легко. Чаще всего это адски трудно. Если убеждение прописано повсюду: в ценностях, в мировоззрении, в воспитании, в культурных нормах, то оно обладает неимоверной мощью. Многократные повторения реакций в течение жизни накачивают мышцу такого способа реагировать. И недостаточно просто решить: с сегодняшнего дня я перестану ревновать. Недостаточно подумать: сию секунду я навсегда перестаю злиться. Вряд ли поможет просто подумать: отныне привязанность - не моя черта. Скорее всего, привычки положат вас на лопатки с легкой ухмылочкой. Им это не составит труда.
Недостаточно просто решить. Недостаточно себе это постоянно повторять. В этой схватке привычки все равно окажутся сильнее. Здесь нужно какое-то более мощное оружие. Некие методы работы с умом. И для меня, как и для миллионов людей на протяжении вот уже 25 веков такими методами являются буддийские медитации. Это ничто иное как работающий, апробированный тысячелетиями способ работы с умом.
Человек, который эти методы обнаружил 2500 лет назад, индийский принц Гаутама, которого в последствии назвали Буддой, сам избавился от всех мешающих чувств и застывших концепций, и рассказал другим, как они могут повторить его фокус. Он заметил, что, оказывается, нет никакого пути к счастью - счастье и есть путь. Путь к так называемому «просветлению» - состоянию ума вне опасений и ожиданий, вне каких либо ограничений. Это состояние, в котором ум покоится сам в себе и переживает самое полное счастье, которое только возможно, в котором полностью реализован весь его потенциал. Будда, достигнув этого состояния ума, увидел, что нет истины больше, чем счастье. И главная идея, которую он привнес в человеческую цивилизацию - «высшая истина - это высшая радость». Он не только возвел счастье в абсолютную и самую приоритетную ценность, но еще и показал, как такого неразрушимого счастья можно достигать. Каждый из нас может повторить этот путь. И у многих отлично получается.
Будда сообщил людям, что ум по природе своей совершенен, и в него нечего добавить. Но мы не переживаем этого совершенства на опыте из-за различных омрачений - изначальной запутанности. Мешающие чувства и жесткие идеи подобны облакам, мешающим нам увидеть солнце. Но облака маленькие, а солнце большое. Как только они уйдут, мы обнаружим, что счастье неотделимо от нашего ума и всегда было таким. Просветление - это не Человек+что-то. Просветление - это Человек минус что-то. Если из ума убрать его омраченные состояния, его совершенная природа проявится сама.
И поскольку привычки очень сильны, это долгосрочный проект. Но все является искусством возможного, и привести его в исполнение вполне реально в пределах одной человеческой жизни. Это можно сравнить с тем, как крестьянин выращивает бамбук. Он садит его в землю, присыпает пеплом и каждое утро поливает его в течение 4 лет. Все это время бамбук остается под землей. 4 года крестьянин поливает каждый день. И по истечению 4-го года над поверхностью появляется росток. В течение 90 дней бамбук вырастает на 20 метров. Он вырастает быстро и мощно, но только благодаря тому, что его поливали каждое утро.
Регулярная буддийская практика свои ростки дает гораздо быстрее. Откуда ни возьмись у людей появляется много беспричинной повседневной радости и энергии. Мешающие чувства по-прежнему есть, но они уже не хозяева, а незваные гости, которых можно не замечать и даже не поить чаем. В конце концов им надоест, и они уйдут сами. Дистанции между стимулом и реакцией появляется несказанно больше, и ты все чаще чувствуешь себя хозяином любой ситуации.
Это мой опыт и опыт сотен моих друзей и знакомых. Я не знаю более эффективного и мощного способа менять себя.
Богатству нужно учиться у богатых, силе - у сильных, вкусу - у тех, кто им обладает. А счастью нужно учиться у счастливых. Нигде больше я не встречала такой концентрации стабильно счастливых людей на квадратный метр, чем в буддийских центрах. Это счастье, независящее от условий - оно просто есть, потому что является единственным неразрушимым качеством ума. Его не надо искать, приобретать, гнаться за ним. Его надо просто обнаружить. Оно уже есть, ближе, чем кожа. И было всегда.
Для меня буддизм - это просто здравый смысл. То, что Будда утверждал еще два с половиной тысячелетия назад, наука начала открывать только сейчас. Эти методы исполняют все заложенные в них обещания: люди становятся свободнее, счастливее и сильнее. Ты принимаешь ответственность за все, что с тобой происходит на себя и только на себя. И это становится первым шагом к счастью - потому что теперь только ты сам решаешь, как все будет. Когда мы виним в своих неудачах кого-то другого, мы передаем им власть над собой и своей жизнью. Когда мы забираем ответственность за свою жизнь у всего мира, мы обретаем власть над своей жизнью. Мы понимаем, что никто и ничто не сделает нас счастливыми в окончательном смысле, кроме нас самих. Но мы сами - мы сами на это вполне способны.

практика, счастье, буддизм, Будда, мешающие чувства

Previous post Next post
Up