Китай - первые впечатления, ч.1 - транспорт, еда и жилища

Sep 11, 2016 10:45

Китай - первые впечатления, ч.1 - транспорт, еда и жилища
Китай - первые впечатления, ч.1 - транспорт, еда и жилища



Китай ныне не сходит с первых полос. Стремительно растущая экономика №1, порой поражающая дремучестью нравов и жизненных укладов. Столь незнакомая и чуждая страна, кусочки которой, я уверен, есть у каждого. Эта долгожданная поездка полтора года переносилась и откладывалась, но вот наконец я могу про неё рассказать. Самое главное - это даже не города Китая или его природа, а общие впечатления от китайского быта и уклада жизни. Об этом я напишу три рассказа. В этой части - транспорт, еда и жильё - первое, что интересует туриста.
В Китае мы увидели лишь небольшую часть страны вдоль северо-восточного побережья океана и границы с Кореей. Поэтому все "общие" впечатления почерпнуты отсюда. Я прекрасно понимаю, что в других регионах всё может быть по-другому, но для краткости не буду писать это каждый раз, под словами "в Китае" подразумевая "в той части Китая, где я был".

1. Первое, с чем сталкивается путешественник в любой поездке, - это транспорт. До объекта своего интереса сначала нужно добраться. Сразу оговорюсь, что авиационной инфраструктурой Китая мы не пользовались. Границу мы пересекли по суше, на автобусе. Про эту невесёлую составляющую не столько китайской, сколько владивостокской жизни, расскажу как-нибудь потом. После этого же мы попали на скоростной китайский поезд. И вот про это и хочется рассказать. В Китае, как это модно сейчас говорить, не всё так однозначно. Будет в моих рассказах и негатив, и откровенная радость от возвращения во Владивосток (про него - в самом конце цикла моих постов о нашем Маньчжурско-Тихоокеанском путешествии). Но транспорт, а особенно скоростные ж/д, - это именно та сфера жизни, где стремительное развитие Китая налицо, где появляется восторг и то самое "за державу обидно". Сильно грузить рассказ фактами о китайских скоростных ж/д не буду. Подробно о них можно прочитать у periskop вот здесь. Вкратце: китайцы за довольно сжатые сроки создали и продолжают создавать сеть удобных и быстрых скоростных железных дорог. Для них построена отдельная сеть путей, не пересекающаяся с сетью традиционных железных дорог, которых в Китае по-прежнему очень много и которые гармонично уживаются со скоростными, живут, здравствуют и не думают сокращаться. Т.е. наши "Сапсаны", "Стрижи" и "Ласточки" в китайском понимании скоростными и не являются, т.к. ходят по одним путям с обычными поездами и электричками. Пути для китайских скоростных поездов в очень, очень большой своей части проходят по туннелям и виадукам. Каких-то огибаний препятствий здесь очень мало. Сопка? Долбим в ней тоннель. Поле или болото? Строим длиннющий виадук. Учитывая размеры этой сети, перевалившей уже за 15000 км., масштабы этой стройки приводят в оцепенение. Мы проехались по маршруту "Хуньчунь-Далянь". Это немногим более 1000 километров, которые поезд преодолевает примерно за 7 часов. Небольшой отрезок от Гирина до Хуньчуня, позволяющий российским гостям сесть на скоростной поезд фактически сразу на границе с Приморским краем, построили ровно год назад. Причём китайцы не скрывают свои планы договориться с российскими властями дотянуть его и до Владивостока, мотивируя это резко возросшим товарооборотом, с которым старая однопутная неэлектрифицированная российская ветка от Владивостока до границы откровенно не справляется. Пока процесс стоит. Почти уверен, что на нашей стороне, т.к. в случае положительного исхода ситуация получится идиотская: первая полноценная скоростная ж/д ветка в РФ будет находиться на самой окраине страны, вести в Китай и являться по сути аппендиксом китайских ж/д, обеспечивающим в первую очередь интересы китайцев.
Скоростные поезда я бегло разделил на два вида - похожие на наш "Сапсан" (в том числе и тем, что умеют ходить в сцепке по два поезда):


2. И вот такие, с длинным носом. Как я понял, этот вид рассчитан на более высокую скорость. А скорости китайские экспрессы развивают до 300 км/ч. Спокойно могут и до 350-и, раньше они так и гоняли. Но с какого-то момента власти скорость им ограничили, как из-за страшной аварии, так и из-за коррупционного скандала. Уши всё равно закладывает, особенно в тоннелях. На испытаниях новые модели и до 500-т км/ч разгоняли. Все технологии, насколько я понял, западные и японские. Ведущие мировые компании передают Китаю свои разработки и чертежи, на основе которых китайцы уже делают формально свои поезда и инфраструктуру. Уж не знаю, как они этого добиваются. Видимо, это плата за использование Китая в качестве дешёвой сборочной площадки.


3. Про инфраструктуру вокзалов могу сказать в основном хорошее. Они в большинстве своём удобные, чистые и новые. На вид, правда, унылые и скучные. Бывают старые вокзалы, годов на вид 80-90-х, они конечно похуже. Но учитывая количество китайцев на них, организация процесса всё равно заслуживает уважения. Запускают в поезда за 10-15 минут до отправления. Т.е. Выйти на перрон, полюбоваться на поезда, сесть заранее или проводить кого-то нельзя. И если на скоростных поездах с именными билетами это не столь принципиально, то в обычных, где бывают билеты без мест и, соответственно, работает принцип "кто первый занял, того и место", посадка становится стрессогенной. Впрочем, учитывая менталитет китайцев, если их пустить в поезд и на платформу заранее, как у нас, будет ещё хуже.


4. Один странный косяк с поездом у нас всё-таки был. Если в Хуньчуне мы сели в идеально чистый новый поезд, то на обратном пути из Даляня под посадку подали только что прибывший из другого рейса состав, пассажиры которого покинули его пять минут назад. Убраться там, естественно, никто не успел.

В салоне даже второго класса очень комфортно. Сиденья удобные, места для ног много. После 8-часового перелёта во Владивосток китайский поезд показался раем.

5. Убивает несоответствие крутой китайской инфраструктуры наполняющим её гражданам. Вот в этот суперсовременный поезд на остановках заваливаются откровенно колхозного вида китайцы - шумные, неопрятные, с тюками и полуголыми торсами. На пути из Даляня с нами в вагоне ехала группа с коробками овощей в качестве ручной клади. Видимо, ехали продавать их на большом рынке в Чанчуне. Про их человеческие качества при этом скажу в основном хорошее, в одной из следующих частей. Сами по себе китайцы дружелюбны и непосредственны. Смущает скорее некоторое несоответствие их внешнего вида окружающей высокотехнологичной обстановке. И так в Китае везде - техническое и инфраструктурное развитие страны убежало далеко вперёд социального и личного.


6. Пару слов о междугороднем автобусном сообщении, коим, к сожалению, пришлось воспользоваться. Здесь - ничего сверхъестественного, всё примерно как у нас. Злачные автовокзалы, душные автобусы. Неприглядная публика с тюками, в отличие от скоростного поезда, здесь великолепно вписывается в антураж. Автопарк междугородних линий, я бы сказал, в Китае даже похуже, чем в РФ. Ненавижу автобусное сообщение на дальние расстояния, в России пользовался буквально пару раз, от безысходности. Китай эти чувства лишь укрепил.



7. Про дороги: в целом они лучше, чем у нас, особенно учитывая их плотность. Между всеми более-менее крупными городами - хорошие скоростные трассы (как на фото). Если ранг дороги чуть пониже - то это, как правило, бетонка, но тоже в две полосы и с отбойником, как М-2 от Москвы до Тулы. Все эти дороги, что я видел, платные. Судя по состоянию павильонов оплаты, такой статус у них уже давно. Грунтовки и разбитые однополоски тоже бывают, но только в сельской местности и в деревнях.



8. Учитывая количество китайцев, сравнительно небольшой траффик удивляет. Видимо сказывается дорогой бензин, платные трассы и условия парковки. Сколько мы проезжали подобных платных трасс, выглядят они как М-11 от Москвы до Солнечногорска: шикарно и пустынно. В городах машин гораздо больше. Но в городах ощутимый процент траффика создаёт такси - его тут очень много и оно очень дешёвое. Дешевле, чем в любой российской провинции, не говоря уж про Москву.
Не секрет, что китайцы строят всё с космической скоростью. Так и с этим двухуровневым мостом. Его построили прямо посреди бухты, чтобы при поездке из центра Даляня в Порт-Артур не приходилось огибать её по суше. На панорамах Baidu (китайский аналог Google) на этом месте можно увидеть только опоры, торчащие из воды.

9. На дорогах Китая творится чёрт знает что. Перестроения и манёвры не поддаются никакой логике, водители едут как Будда на душу положит. Спасает ситуацию то, что китайцы водят довольно медленно. На таких скоростях они успевают уворачиваться и расходиться друг с другом. При этом любой манёвр сопровождается звуковым сигналом. На дорогах постоянный гул от бибиканья. В подаче сигналов - целая система. Сигналят не только перед собственным манёвром, но и перед предполагаемым манёвром соседа по дороге. В зеркала можно и не смотреть - всё равно тебе посигналят. И всё равно пару аварий видели, в том числе - с перевёртышами. Сигнал в привычном для россиянина смысле "Куда прёшь, козёл?" тоже встречается, хоть и реже.
Конкретно на этой фотке машина, в которой я нахожусь, как и впереди идущий автобус, обгоняют кого-то через две сплошные на четырёхполосной дороге. Надо сказать, разметка на китайских дорогах хорошая, не чета нашей. Но она тут, видимо, для лохов. За пару минут до этого кадра наш авто вот так же по встречке обгонял очередного тихохода. В этот момент этот же автобус обошёл и его, и нас справа по обочине...


10. Зато китайцы как-то по-доброму, с любовью украшают свои машины. Не с агрессией, как у нас, когда машину делают либо "злой", либо "спортивной", а как свою любимую комнату. Безвкусно может быть, но с душой. Так же и внутри - сиденья во многих китайских авто обтянуты старомодными чехлами (поверх ремней безопасности), на рукоятке КПП - обязательно вязаный чехольчик. У нас так к машинам относились разве что в советское время. Называли их ещё "ласточками"...


11. Самих "ласточек" также иногда чехлами накрывают, как у нас в года 80-90-е:


12. Машины в Китае можно фотографировать подолгу. Как незнакомые, но очень красивые модели известных марок, так и шедевры местного автопрома. Среди последнего встречаются как вполне нормальные на вид авто, так и откровенная жесть, как этот жутковатый клон Рейнджа под названием Cnevrover. В защиту его надо сказать, что он электрический, и название - не исковерканное по-китайски Range Rover, а вполне осмысленное. "Cn" означает "Китай", "ev" - "электропривод". Хорошо видно, кстати, что на зеркалах и дисках у него привязаны красные ленточки. Это встречается на китайских авто очень часто. В сети говорят, что это оберег такой: красный цвет отгоняет от машины злых духов:



13. Самое удручающее в китайской дорожной жизни - положение пешехода. Он здесь никто, пустое место. Несмотря ни на какую разметку, паркуются в Китае поперёк всех бордюров. Ходить приходится как угодно - по грязи, впритирку к машинам и стенам, по проезжей части.


14. Зебра на дороге - чистой воды декор. Пешеходам не уступают даже если для них горит зелёный. Нерегулируемый переход - вещь чисто формальная. Китайцы на переходах покорно ждут, пока проедут все машины, после чего переходят сами. Особо ответственные водители перед переходом притормаживают, но никогда не останавливаются, если ты не бросаешься под колёса. Обсигналить могут при этом и на переходе, в том числе - на глазах у полиции. С их стороны - ноль внимания. Справедливости ради, китайские пешеходы время от времени отвечают автомобилистам взаимностью и с редкой борзотой перебегают какое-нибудь шестиполосное шоссе вне перехода, откровенно кидаясь под машины и создавая аварийную обстановку.


15. Проектировочно-строительных маразмов вполне в нашем духе очень даже хватает. Переход в газон:


16. Мне очень понравились китайские мобильные ограждения. Стильно, удобно, надёжно. Это не дурацкие конусы или тяжёлые и страшные металлические секции, как у нас ставят, когда надо что-то огородить. Тут прям глаз радуется. Если видишь такую штуку - значит проезд скорее всего запрещён, да и проход тоже:


17. Для путешественников по Азии всякие рикши, самодельные мопеды и трёхколёсные авто в принципе не новость, но всё равно удержаться не смогу:


18. Теперь о питании. Это один из самых главных моментов, заставлявших сомневаться, а стоит ли ехать в Китай вообще? Китайской едой пугали все - и уже побывавшие там знакомые, и интернет. Пророчили нам две недели питания макдональдсом или невкусной острой китайской едой. Возможно, мы правильно выбрали направление - Далянь считается очень продвинутым и космополитичным городом - но с едой нам везло. Конечно, были и странные, и противные блюда, но в целом голодать или питаться сплошными гамбургерами не приходилось. Учитывая количество китайцев, вариантов как и где поесть просто море. Хватало как кафе с условно европейской кухней, так и сносной китайской еды.
Как мне показалось, основу китайской кухни составляет мясо, порезанное длинными тонкими ломтиками, чтобы удобно было палочками хватать. Чаще - говядина, реже - свинина или птица. Готовится в половине случаев на воке. Может подаваться как отдельно, так и вперемешку с рисом, овощами или одним из десятка видов лапши. Главное отличие - в заправке и пряностях. В зависимости от способа приготовления, может быть как просто острым, так и нереально острым, как просто пряным, так и с очень странным вкусом.


19. Касательно остроты. Конечно, за две недели были моменты, когда после принятия пищи горел весь рот. Но в целом это были скорее единичные случаи. Гораздо больше удивила любовь китайцев к сладкому. Сладкое попадается везде. В супермаркетах, наверное, треть ассортимента - десерты. Вот характерный пример. В хорошем далянском тц нашлась пиццерия. Не международной сети (типа Pizza hut например), а местная, но подражающая западным. Во-первых, тесто - на масле, как у чебурека. Ну это ладно. С хлебом в Китае вообще проблемы. Главное - в корочке пиццы, которую многие любят оставлять и не доедать, внутри, спряталась сладкая начинка! А ещё позабавило наличие в упаковках с магазинными сладостями пакетика для удаления влаги, как у нас обычно в коробки с обувью кладут.


20. Хороший способ перекусить в Китае - hot pot, или, как его называют по-русски, "китайский самовар". В хорошем hot pot-кафе на каждом столике есть электрическая плитка. Вы заказываете бульон (или несколько их видов) и набор продуктов. Бульон закипает на этой плитке, и Вы варите в нём продукты, по своему вкусу. Недорого, демократично и довольно вкусно. Особо хороша пекинская сеть hot pot-ов "Xiabu-Xiabu". Несколько смутило только то, что китайцы варят в этом бульоне зелень и листья салата. Попробовал, не понравилось. Тот же салат, только варёный.


21. Не могу не упомянуть про дуриан. Этот, как его иногда называют, "король фруктов" из-за своего запаха не транспортируется в другие страны, поэтому попробовать его можно только в юго-восточной Азии. В некоторых городах региона ему установлены памятники. Дуриан теряет свежесть достаточно быстро. В испорченном состоянии или при разделывании он источает резкий запах, похожий на вонь протухшего лука. Запах чрезвычайно стойкий и плохо выветривается. Говорят, его вкус настолько же прекрасен, насколько ужасен запах. Мы рискнули попробовать. Первая нотка - сладкая сливочная, а потом - всё тот же тухлый лук, только во рту. Как и запах, послевкусие остаётся очень надолго. В принципе, есть можно, но восторгов не понимаю. С собой в Москву удалось увезти леденцы с очень натуралистичным вкусом дуриана. Половина попробовавших выплёвывали сразу и полоскали рот. А местным нравится, тут даже целые фестивали дуриана устраивают...
Да, и про цены. Тропические фрукты, которые в московских супермаркетах лежат на отдельных полочках и стоят не меньше 300 руб. за килограмм, здесь стоят копейки. Реальные копейки. Допустим, что-то около 15 рублей за целую питахайю. Ну и так далее. Если приехали в Китай - всё это надо пробовать!



22. Китайцы обожают всякий сублимат. Такими вот вакуумными пакетиками со всем, чем только можно, завалены все магазины. Особенно популярны готовые к употреблению сосиски-колбаски в вакууме. Качество их прямо скажем ужасное. Ядовито-розовая масса, по вкусу похожая на ливер, которую и мясом-то не назовёшь. У нас такое обычно только в самом низовом сегменте бывает, бродячих псов подкормить или водку закусить. А китайцы берут их с собой везде, как снек. При прогулках по всяким достопримечательностям они любят устраивать привалы с перекусами. Вот эти колбаски на них всегда присутствуют.



23. Вообще качество еды в Китае не особо высокое. Видимо, с учётом того, какое количество пищи требуется для всей этой толпы, делать относительно натуральные продукты они просто не могут. Химические и резиновые привкусы попадаются постоянно. В РФ грех жаловаться на пальмовое масло...
Ассортимент китайского уличного фаст-фуда - настоящее развлечение для русского глаза. Чего только тут не бывает...



24. Пробовать не рискнули, конечно. Почти изо всех, кстати, дешёвых китайских забегаловок пахнет какой-то одной и той же пряностью. Когда несколько кафешек стоят рядом, запах этот распространяется на всю улицу. Что-то очень знакомое, но так и не смог вспомнить, что. Точно не соевый соус.


25. Выглядит всё это крайне живописно. Но желания отведать не возникает. Да и по поводу санитарных норм тут явно не заморачиваются.



26. Рыбу сушат прямо на пешеходной дорожке:


27. Легендарного китайского чая в Китае так вот запросто и не попробуешь. Для китайцев это настолько естественная повседневная вещь, что в кафе и забегаловках нормального чая как правило нет. Все делают сами и носят с собой в специальных термосах. Чаю можно попить втридорога на всяких "чайных церемониях" для туристов. Ну или, как говорят, бесплатно в любом магазине чая. Мы настолько внаглую этим пользоваться не решились. Напились бесплатно, но при этом купив его с собой.

На кадре, кстати, запечатлелся ещё один элемент китайского быта - телевидение. Оно тут удивительно уныло, несмотря на большое количество каналов. Почти все они являются подразделениями одной конторы CCTV. Это как если бы у нас все каналы были бы "Россия-3, 4, 5.... 75". Многие скажут, что так и есть. Это они китайского ТВ не видели. "Рен-ТВ" и "Пятница" покажутся рупорами демократии. Здесь показывают либо протокольную эстраду (типа какого-нибудь нашего концерта ко дню МВД), протокольный юмор (на уровне "Аншлага") и бесконечные сериалы. Сериалы занимают процентов 80 эфира, причём более половины из них - про войну с Японией, где одетые в форму актёры сурово морщат лбы (как на фото), там даже экшена особого нет. Либо про бытовуху.



28. Зато прохладительных напитков везде полно, и они великолепны. Не в бутылочках в супермаркетах, а в отдельных точках в ТЦ или на улице. Как правило, на основе чая или фруктов. Выбор - огромный, все очень вкусные. По этому делу я теперь откровенно скучаю. На вывеске, кстати, хорошо виден уровень английского в Китае. С надписями не заморачиваются вообще. Вывески и надписи на английском в большинстве своём настолько же нелепы и забавны, как таковые на русском языке, в приграничных с РФ городах. У нас любят в сети плодить приколы с китайскими надписями на русском. С английскими можно делать то же самое.


29. Когда кому-то слабо знакомому с Китаем говорят про еду в этой стране, он начинает острить на тему тараканов и гусениц. Конечно, сегодня в крупных городах такого особо не найдёшь. По крайней мере повально китайцы насекомых не едят. Но элементы китайской всеядности всё ещё сохраняются. В Даляне для приёма в пищу ловят цикад, которых там очень много. В продаже повсеместно встречается древесный гриб, который тоже едят. Женщина на фото несёт с пляжа в пакете водоросли. Обычные водоросли, которые море прибило к берегу и которые обычно воняют и мешают купаться. На ужин, наверное...


30. Большая часть продуктов - местные. Для импортных товаров, не принадлежащих к крупным международным корпорациям, в гипермаркетах выделяют отдельные полки. Бывают и специальные магазины. В таких магазинах встречаются вполне нормальные российские товары, сами магазины - вполне приличные. Ничего общего с трэшовыми русскими магазинами для мигрантов в западной Европе. Из ассортимента особо запомнилась наша мука, которую в таких магазинах и отделах выставляют почему-то целыми паллетами. Странно, что при близости границы не продают российское молоко, а гонят его химический сублимат аж из Европы.



31. Ну и ещё хотелось бы сказать про облик китайских зданий и городов в целом. Какой-то старины мы видели крайне мало. Центральные улицы, как правило, застроены высокими домами, похожими отдалённо либо на американские небоскрёбы, либо на торговые центры, в зависимости от значимости города. Вечерами всё светится и сверкает в чисто азиатской манере. Много, ярко и бестолково. Фасад Китая в принципе и ждёшь таким увидеть. Другое дело, что это далеко не весь Китай.



32. Пыль в глаза китайцы пускать любят. Там, где возможно появление иностранцев, всё будет по-азиатски "дорого-богато". Т.е. нагромождение форм из современных стройматериалов, подсветка, какие-нибудь странные инсталляции и даже звуковое сопровождение. Весьма забавно выглядят мусоросборочные машины, которые при езде по городу восьмибитным звуком наигрывают "Jingle bells", в июле. Короче у китайцев главное, чтобы побольше всего и поярче. Чтобы, в их понимании, у всех сносило крышу от крутости происходящего и казалось, что здесь всё суперсовременно. Сверни за угол - и там всё по-другому. Но надо признать, и такую пыль в глаза надо было суметь пустить.

33. Большую часть городов составляют современные многоэтажные спальные районы. Дома очень похожи на наш эконом-новострой. В ближнеподмосковных городах такого полно. Как и у нас, прилегающая территория как правило плохо обустроена. Детские площадки - просто вымирающее явление. Чаще во дворах - небольшие спортплощадки для взрослых. Каких-то парков, скверов со скамейками в жилых массивах крайне мало. Из-за этого китайские города выглядят достаточно скучно и однообразно. Хотя первое впечатление всегда "Вау!"


34. Про китайские гостиницы. Если это не отель международной сети, то скорее всего будет по-азиатски красиво и напыщенно, но грязно. Мебель ставят дорогую, капитальную. Украшают номера с размахом. Но о стиле не думают. Об уборке - тем более. Под кроватями стабильно клочья пыли, окна снаружи покрыты слоем грязи, на полу зачем-то - ковёр. Естественно, с пятнами всех сортов. Ревизорро бы умерла от безысходности. Зато унитазы всегда идеально чистые. Не только в отелях, а вообще везде. Это какой-то пунктик видимо...


35. То, что хочется назвать китайским частным сектором, выглядит довольно своеобразно. Бывает он и на окраинах городов (как правило по соседству с полями, т.к. поля возделывают даже в крупных мегаполисах), чаще - в посёлках и непосредственно около полей. Бывает новый (как на фото) и старый, с черепичными крышами (покажу в одной из следующих частей). Общая - всегда компоновка. Дом всегда вытянутый, узкий, один-два этажа. Похоже на барак, если бы не двухскатная крыша. Если стоит в поле - то посадки начинаются вплотную к его стенам. Учитывая высоту китайской кукурузы, домики часто стоят по крышу в зелени. При этом все эти частные дома как один похожи друг на друга.


36. Обычный же среднестатистический китайский микрорайон, если это не новостройка, выглядит так. Немного грязновато и проводов очень много, но в целом терпимо:



37. В этих кварталах, как правило, первые этажи повсеместно отданы в аренду. Расположены там преимущественно не очень приятные на вид заведения, начиная от обычных продуктовых магазинов и китайских забегаловок на 4-5 столов, заканчивая шиномонтажами и мастерскими по ремонту всего на свете. Вот так и тянутся эти пёстрые, завлекающие запахами, яркими вывесками и иероглифами, но в то же время типовые витрины квартал за кварталом. Для меня они стали одной из основных деталей китайского колорита:


38. Есть и элитные кварталы. Довольно качественные, кстати, на вид. Смотрятся гораздо лучше, чем их подмосковные аналоги. Но встречаются редко. Плюс, в Даляне, который считается самым зелёным городом Китая, они очень уместны и гармоничны. Трудно представить себе такие же кварталы в других китайских городах с их каменными джунглями, где подходящего ландшафта для такой застройки просто нет.


39. Можно наткнуться и на полноценные трущобы. Но их как-то мало показалось. Китайцы массово их уничтожают и переселяют людей в квартиры в высотных домах. В общем-то, полузаброшенные трущобные районы я видел только огороженные, за забором, видимо под снос. Ну и из окна поезда на большой скорости. Это так, сараи какие-то. Но по стилистике китайские трущобы выглядят похоже:



40. Пара кадров непарадного китайского сельского населённого пункта. Парадному курортному посёлку, выглядящему лучше, чем многие китайские города, будет в дальнейшем посвящён отдельный пост.



41. Здесь ни о какой аккуратности нет даже и речи. Сплошные неприглядные дома и торговля с сервисом, без тени лоска:


Китай очень, очень разный. Первое впечатление было - здесь всё вперемешку. На участке в сто метров - и распаханные поля, и заводы, и трущобы, и новое жильё, и административные здания. Впоследствии это впечатление показалось верным. Тут всего хватает - и впечатляющего техногена с небоскрёбами, и сельских трущоб, и простоты, и современности. Китай - настоящая, живая, бурлящая страна, которую хочется осмотреть со всех углов. Я очень рад, что удалось хоть немного его увидеть.
Как итог: китайский транспорт вызывает в основном восхищение и зависть; пища - интерес и, с некоторой осторожностью, желание повторить; жильё и застройка - скорее скуку и безразличие. В следующей части моего поверхностного рассказа про Китай - о китайской природе и взаимоотношениях китайцев с ней. Вот тут будет куда больше негатива...
Previous post Next post
Up