Вчерашне-утренне-аэропортовое

Apr 08, 2016 15:18

Хочется как-то подвести итог этой моей-нашей поездке. Для Андрюши она ещё продолжается, а я уже улетела из Индии, а домой ещё не прилетела. Самое время (и место) попробовать записать общее впечатление и попробовать сделать какие-то выводы.

Итак,

Во-первых, я ужасно рада, что закрыла очередной гештальт. Столько лет мечтать уехать на зимовку, и каждый год находить то оправдания, то ограничения, - даже стыдно как-то, что понадобилось настолько много времени, чтобы, наконец, осуществить эту мечту. Хотя сейчас, по здравом размышлении, я понимаю, что и год, и два, и три года назад все получилось бы ненамного сложнее, а то и легче. И даже, наверно, дешевле. Просто нужно было плюнуть на все, взять и сделать. Ну вот, хорошо, что в этом году получилось.

Следующий вывод, который уже становится для меня любимыми граблями. Сбыча мечт вовсе не гарантирует счастья. Она гарантирует покой и избавление от ещё одной мечты, которая гложет мозг, - это да, и ради этого покоя мечты (если уж они имеют нахальство все ещё появляться в моей не до конца ещё просветленной башке) все-таки стоит сбывать. А вот обзаводиться новыми явно не стоит. Планы - ок, предвкушения - ок, мысли в духе "наверно, забавно было бы заняться вот этим" с разной аргументацией - не проблема. Но отчаянно мечтать и рисовать в воображении воздушные замки - ну фигня же. Не работает. Кэп, ага. Это я к тому, что всепоглощающего счастья я так и не испытала. Ну и ладно, ну и хрен с ним. Идём дальше.

В-третьих, стоило только поймать за кончик хвоста умение быть в настоящем моменте, а не растворяться в воспоминаниях и планах, как оно (умение) сразу же исчезло. По этому пункту я снова откатилась далеко назад, нужно заново отвоевывать позиции. Подозреваю, что дело в йога-практике, которую я по некоторым непреодолимым причинам если не совсем забросила, то заметно урезала. Ничего, вернусь, налажу режим, наверстаю.

В-четвёртых, в очередной раз убеждаюсь, что я непрошибаемый экстраверт. Если что-то в окружающем мире меня не устраивает, мне хочется вывернуть этот мир наизнанку, перекроить его под свой вкус, а если не получится - вообще отменить. Все это кажется намного более простым и разумным решением, чем просто изменить своё отношение к происходящему. Понимаю, что смешно, но, кажется, это уже не недостаток даже, а просто часть моей природы. И эту часть стоит принимать во внимание.

В связи с этим - пятый и самый главный пункт. Как мне вчера сформулировалось, я в целом имею к миру один-единственный запрос. Это запрос на сказочность. Мне необходимо, чтобы мир вокруг был сказкой. Дома я готова сама принимать деятельное участие в создании сказки. Я даже не против быть единственным её создателем, хоть бы и в оппозиции ко всему окружающему пространству. Такая оппозиция, - если она увенчивается успехами, и мне удаётся "прогнуть" пространство, сделать его более сказочным, чем оно было до взаимодействия со мной, - вообще тянет на дело и смысл жизни. А вот в путешествиях этот запрос почти полностью перекладывается на окружающую реальность, и ожидания к ней подскакивают до небес. Приезжая в новое место, я не берусь сразу же кроить его под себя. Я его уважаю, а иногда даже немножко опасаюсь, и внимательно жду от него действий и сигналов. В конце концов, если у себя дома я навожу тот порядок, который мне нравится, то в гостях я же не стану первым делом двигать мебель, которая стоит не по фэншую, разбирать чужие шмотки, выбрасывать хлам и мыть полы. Хотя, чего уж там, в некоторых гостях иногда потоньку от хозяев таки протираю поверхности и мою посуду, - но это уже тот уровень гостей, когда я действительно чувствую себя как дома. Как дома - значит, можно прибраться, если захочется :) И вот в Москве у меня начало получаться наводить эту сказочность только после того, как я признала её своим домом, ощутила себя не на птичьих правах, а на правах хозяйки места (звучит напыщенно, но это единственный работающий подход для меня).

Ну так вот. Индия - это ну вот вообще не такое место. Сюда со своим уставом ехать - заведомо проигрышный вариант. А мне за два с половиной месяца разъездов так и не удалось ни снизить запрос согласно моему уставу (и попробовать воспринимать все таким, какое оно есть, безоценочно), ни найти ничего, что бы отзывалось бы на мой исходный запрос по сказочности. Индия оказалась ужасно прозаичной страной. В других (например, европейских) странах кажется, что каждый булыжник мостовой готов рассказать тебе сказку, ты только уши открывай пошире. А в Индии такого настроя не оказалось нигде. Ни в одном месте я не ощутила щемящего восторга от таинственности и одухотворенности окружающего пространства. Если сказки тут и есть, то они то ли примитивые и недобрые, то ли настолько старые, что их уже и местные-то не понимают, не говоря о приезжих. Местная земля то ли вообще молчит, то ли говорит на всеми забытом языке, но никто её уже давно не понимает и не слушает. Зато везде мерещится вечный Омммм, звенящий, как колокол, и пустой, как пространство внутри него. Вот эта информационная пустота меня практически доконала. Уж не знаю, это только моё личное ощущение, или оно и для других людей так.

Наверно, дело в том, что сказки не берутся из ниоткуда. Их придумывают и рождают своими делами и чувствами люди. А здешние люди (в массе своей) уж очень ленивы, тупы, ограниченны, неразвиты, и, главное, не считают это недостатком и не стремятся исправить. Индуизм оказался не очаровательным сборником экзотических языческих сказок, а примитивной и туповатой религией, совершенно не стимулирующей духовный и интеллектуальный рост своих адептов. После столкновения с многочисленными местными обрядами желание знакомиться с ней дальше совершенно отпало.

Но вообще это понимание - что мне ничего не нужно от мира, кроме проявлений его волшебности, - это довольно-таки свежий взгляд. Климат, бытовая устроенность и окружающие люди отходят на второй план. Их дело - не мешать этим проявлениям. А уж если и помогать будут - ну, тогда совсем хорошо. Хотя и не обязательно. Если нет - справлюсь и сама. По крайней мере, буду очень стараться.

И тут приходят на помощь те рассуждения, которые мы с Андрюшей вели почти всю поездку. Это рассуждения о личной дистанции и о дистанции ответственности у разных людей и разных народов. Чем выше уровень развития человека, тем шире его ответственность. Например, для среднего индуса норма - выбросить обертку от чипсов или пластиковую бутылку прямо на улице, себе под ноги, из окна автобуса или поезда, нассать на стену древнего дворца, вынести мусорное ведро в заповедный лес. Для среднего русского, увы, норма - поддерживать порядок у себя дома, но спокойно относиться к грязному подъезду и разрухе на улицах и дорогах. Мало кто задумывается, скажем, о своём вкладе в облик своего города и о последствиях своих действий для мира в целом. Тот же раздельный сбор мусора и стихийные "субботники" в местах отдыха - уже проявления большей, чем обычно, дистанции ответственности. Для нас с Андрюшей уже стало нормальным приехать, скажем, в лес или на пляж и первым делом пройтись по окрестностям с мусорным мешком. Мы пока не придумали эффективного способа учить этому других, - тут, кроме личного примера, почти нет других инструментов.

И, конечно, дистанция ответственности и личная дистанция - палка о двух концах. Чем она шире, тем больше уважение в том числе и к чужой свободе, чужому одиночеству и молчанию, тем прохладнее и скуднее общение между людьми. Индусы - люди с личной дистанцией, заканчивающейся в районе границ их собственного тела. Они очень, очень контактные, общительные (вплоть до навязчивости), они не дадут тебе посидеть спокойно (даже если ты демонстративно уткнулся в книжку), они будут пытаться разговаривать с тобой, даже не умея связать двух слов по-английски, они хватают тебя за руки, ты для них с первых же слов - друг и брат. Многие ещё и вполне добрые, хотя многим другим это совершенно не мешает обдирать тебя как липку. Количество раз, когда нас пытались адски надуть с ценой за услуги, вполне перекликается с количеством раз, когда нам помогали абсолютно бесплатно или платили за нас, проявляя гостеприимство (так поступали даже незнакомые люди). Я знаю, что многих приезжих, истосковавшихся по простому человеческому теплу, эта доброта и открытость очень подкупает. А для нас она была чужеродна и даже неприятна, так как мы понимали, откуда у неё ноги растут, - оттуда же, откуда и кучи мусора на улицах. Мы много раз практически ругались с нашими индийскими друзьями, которые категорически запрещали нам платить за нашу еду в ресторане, - все разы абсолютно безрезультатно. Объяснить им, что такой уровень гостеприимства не просто не доставляет удовольствия, а раздражает и заставляет чувствовать себя скованно и неловко, нам ни разу не удалось.

Резюмирую: во-первых, я поняла, как важно не ждать милостей от окружающего мира, а самой брать на себя ответственность за позитивные перемены и принимать деятельное участие в жизни своего дома. Который, конечно, - весь мир, но сейчас мне комфортно ограничиться рамками моего города (а в некоторых вопросах - рамками национальности). А во-вторых, поняла, в каких направлениях мне особенно важно действовать. Это направления сказки и чистоты.
Previous post Next post
Up