Сейчас практически все компании предлагают своим сотрудникам обучение. Но, даже если человек приходит на работу в компанию, в которой нет сформированной системы обучения, ему все равно нужно там многому учиться. Он учится, как эффективно выполнять свои непосредственные обязанности, как работать в команде, как выстраивать отношения с руководителем и т. д.
Но очень многие (особенно молодые сотрудники) приходят в компанию с отношением к обучению, вынесенным из школы и института. То есть - усвоенным в детстве.
Это отношение составляют следующие установки:
- Учеба - это процесс с внешней мотивацией («мама за пятерку похвалит, за двойку - будет ругать»).
- Учеба - это пассивный процесс («мне дают знания, моя задача - их усвоить»).
- Знания, которые дают на обучении, оторваны от жизни (привет школьному курсу физики!)
- Учеба происходит только в специально отведенном для этого месте в специально отведенное для этого время («делать домашние задания - учеба, гулять во дворе - отдых»)
- Учеба - это скучный процесс (читать в восьмом классе «Мертвые души» действительно не весело).
- Если я чего-то не выучил - я плохой, поэтому свое незнание нельзя показывать («иначе двойку влепят»)
Не удивительно, что таким образом понятая учеба вызывает сопротивление. Особенно на работе, где обучение бесплатное и почти всегда принудительное: на тренинги «загоняет» руководитель. А во многих компаниях они еще и проводятся (о ужас!) в выходные дни.
Когда мы учились в школе - эти установки частично, но отражали действительность. Проблема в том, что к обучению на работе они не имеют отношения. А люди на совершенно другой по своей сути процесс накладывают те же самые детские установки.
Очень часто я слышу следующие фразы относительно бизнес-обучения:
- «Вы даете стандартные методы, а я уникальная личность, я буду искать свой путь».
- «Мне дают теорию, она не имеет никакого отношения к практике»
- «Вы сами не работали в моей должности, поэтому не разбираются в моей работе»
- «Я хорошо работаю. В том, что у меня плохие результаты, виноваты внешние обстоятельства»
- «Я не способен этому научиться»
- «Я хорошо работаю, у меня нормальные результаты, зачем мне тратить время и чему-то учиться?»
- «Я уже был на похожем тренинге, что еще нового он мне может дать?»
В основе этих фраз лежит сопротивление переменам.
Хороший руководитель может изменить это отношение, применяя метод кнута и пряника. Это позволяет ему добиваться от сотрудника хороших результатов, но не ведет к личностному росту сотрудника. По сути, руководитель просто заменяет маму, которая ругала за двойки и хвалила за пятерки.
Хороший тренер может вызвать интерес к тому, о чем он рассказывает. Но это получается не всегда. Потому что «если больной не хочет жить - медицина бессильна».
Но может так случится, что обучением ведет средний тренер, а руководитель не обладает выдающимися управленческими талантами (или просто не хочет вкладываться конкретно в этого сотрудника). Тогда чаще всего сотрудник саботирует обучение. В результате он не получает тех знаний и умений, которые мог бы получить. И когда приходит время начинать свое дело или появляется возможность получить повышение - у сотрудника не хватает для этого технических навыков. И возникает классическая ситуация «Если бы молодость знала, если бы старость могла».
Для того, чтобы такая ситуация не возникла, чтобы не было сожаления об упущенных шансах, достаточно просто пересмотреть свои установки по отношению к обучению.
Установки, которые могут сделать обучение эффективным:
1. Активность
Учеба - это активный процесс. Ни один, самый лучший в мире преподаватель не может научить вас против вашего желания. И, напротив, если вы хотите учиться, вы научитесь и у посредственного преподавателя. Или без участия преподавателя вовсе. За результаты обучения несете ответственность вы и только вы!
2. Осознание
Осознать потребность в обучении в Вашей текущей ситуации. Никогда не бывает такого, чтобы в данный момент человек знал совершенно все, что ему необходимо для успеха. Мы постоянно строим наш проект, и это требует каждый раз новых знаний. Это как с постройкой здания: если человек уже умеет заливать фундамент - это отлично, с этим можно начинать. Но потом нужно научиться тому, как класть стены и стелить кровлю - иначе готового дома не получится. Подумайте о том, каких результатов вы еще не достигли, но хотели бы достичь. Какие знания и умения Вам понадобятся для этого? А какие из них можно получить на конкретно том бесплатном тренинге от компании, который вы сейчас проклинаете за испорченный выходной?
3. Выбор
В любой ситуации важно понимать, что вы выбрали ее сами. Допустим даже, что в данный конкретный выходной день вы не хотели идти учиться, а вас вынудил к этому руководитель. Но за вами остается другой выбор:
- Работать или не работать в этой компании?
- Стать отличным профессионалом или не стать?
- Научиться чему-то на тренинге или потратить силы и время на сопротивление?
Если вы сделаете этот выбор осознанно - скорее всего, он будет выигрышным (мы же не враги сами себе!). В противном случае за нас чаще всего выбирает наша лень, привычка, инерция - и мы проигрываем.
4. Доверие
Доверие к себе, к тому позитивному в нас, что желает для себя лучшего и способно узнать «свое» в любой ситуации. Посмотрите на учебу глазами ребенка. Дети сразу же пробуют новые знания, не боясь сделать ошибку или выглядеть глупо - именно поэтому они учатся быстрее взрослых. А взрослые, прикипевшие к привычному (пусть и неэффективному) стилю поведения, боятся его менять - и потому сопротивляются обучению.
5. Неоценочное отношение
В противовес школьному «не знаю - значит, двоечник». Если вы чего-то не знаете - это не говорит о то, что вы плохой. Даже если все остальные вокруг это знают, и вы кажетесь себе единственным невеждой в кругу «посвященных». Если вы медленно чему-то учитесь - это не говорит о том, что Вы «неумеха». Все мы разные - одному на изучение конкретного предмета требуется год, кому-то - месяц. Не нужно смотреть на тех, кто делает быстрее, нужно идти к своей цели с той скоростью, с которой можете. Знаменитый танцор Михаил Барышников говорил: «Я никогда не стремился танцевать лучше кого-то. Я всегда хотел танцевать лучше самого себя». Поэтому не стесняйтесь учиться, признавая свое незнание. В длительной перспективе это принесет гораздо больше удовольствия от жизни.
6. Управление фокусом внимания
На что вы обращаете внимание, когда учитесь? Можно следить за тем, насколько плох преподаватель, и в чем он ошибается. Можно ревниво наблюдать за теми, у кого получается лучше… Или с чувством собственного превосходства смотреть на тех, у кого получается хуже. Тогда вы фокусируете ваше внимание на моментах, которые не имеют отношения лично к вам, к вашему росту, к вашему успеху. Неудивительно, если обучение в этом случае будет для вас неэффективным.
Перенесите фокус внимания на то, что по-настоящему важно. Чему вы можете научиться у этого преподавателя? Какие знания, которые требуются для достижения ваших целей можно получить на этом тренинге? Что у вас получается делать хорошо, а что можно улучшить?
7. Принятие чужого опыта
Разумеется, каждый из нас уникален. В своих успехах. И до безобразия похож на других в своих ошибках. Я не видела двух хороших продавцов, которые бы продавали одинаково. Но при этом начинающие продавцы совершают совершенно одинаковый набор типовых ошибок. Обучение в компании вряд ли даст вам инструменты вашего уникального успеха. Но оно может позволить вам избежать обычных ошибок - и тем самым существенно сэкономит время.
8. Постановка учебных целей в жизни
На мой взгляд, это самое важное, что нужно знать про обучение: обучение - непрерывный каждодневный процесс. И учиться можно не только в классе или тренинговой комнате. Каждый день мы выполняем множество задач, из каждой из которых можно что-то вынести. Как на работе, так и вне ее.
Для того, чтобы превратить всю жизнь в увлекательный урок, можно в начале любого дела задать себе вопрос: «Чему я хочу научиться, выполняя это действие?». А в конце спросить себя: «Чему я на самом деле научился?».
На самом деле, таких методов гораздо больше. Им посвящена почти вся книга Тимоти Голви «Работа как внутренняя игра». Если вам, дорогие читатели, интересно научиться воспринимать жизнь как увлекательную игру - мы можем поговорить об этом отдельно и подробнее. Оставляйте заявки в комментариях)
Все эти принципы проверены на практике. Применяя их, можно превратить учебу в эффективный и (что немаловажно) интересный процесс - и достичь успехов вличностном росте.
Традиционно напоминаю, что:
1. Больше всего пользы тексты по личностному росту приносят, если читать их в спокойной обстановке и "примерять" текст на себя (в том числе делать те упражнения, которые в них даются).
2. Я готова ответить на ваши вопросы. Не обещаю, что сделаю это сразу, но отвечу обязательно. Возможно, ваш вопрос определит тему следующего поста о личностном росте.
3. Любые советы по улучшению текста принимаются с благодарностью.
4. Мне интересно писать о личностном росте только когда я вижу ответную реакцию читателей. Поэтому если вам понравился этот текст - поставьте в комментариях к нему хотя бы смайлик! Не всегда я успеваю написать ответ на ваши комментарии, но они для меня действительно очень важны.
Те, кто следит за моим блогом через Твиттер, Вконтакте или Facebook: вам не нужно регистрироваться в LiveJornal для добавления комментариев.
5. Предыдущие тексты проекта "Личностный рост" можно прочесть
здесь П. С. Следующий текст проекта личностный рост будет в четверг 18 октября. Уезжаю на две недели, буду интенсивно учиться и много работать, поэтому времени для ведения блога не останется. Надеюсь, двухнедельный перерыв не приведет к тому, что вы меня забудете.