Главный Архитектор (рассказ, часть 2)

Mar 13, 2019 19:38


(НАЧАЛО РАССКАЗА - ЗДЕСЬ)

* * *
-      Ты с ума сошел! - орала Сона на Тихо на третий день второго тура Игры. - Я двое суток проторчала у виртуального макета, а потом отошла поспать на каких-то жалких четыре часа. И что я вижу, придя? Что все кафе в нашем комплексе лишились микро-оранжерей!
-      Оранжереи дают слишком большой расход энергии. Мы можем завозить продовольствие из соседних частей города.
-      Ты что, концепцию не расслышал? Проект должен быть экологичным!
-      Экологичным, а не выпендрежным! Сона, я понимаю, что для посетителя это будет безумно круто: сорвать с куста апельсин, чтобы из него тут же выжали сок. Но это же выпендреж чистой воды! А мне эти твои микро-оранжереи у каждого кафе рушат коэффициент энергоэффективности! Нас снесут к чертям с такими показателями!
-      А где ты был в первом туре, когда мы утверждали концепцию проекта?
-      А в первом туре мы еще не видели проекты конкурентов. Сона, я тебе говорю - если мы ничего не поменяем, то нас как минимум три проекта обойдут по энергоэффективности.
-      А если мы сделаем одну большую оранжерею как элемент комплекса? Чтобы сохранить экологичность и не везти фрукты, овощи и зелень извне? - поинтересовался Гор, неслышно подойдя сзади.
-      А это посчитать надо, - задумался Тихо. - Но, по крайней мере, этот вариант считать имеет смысл.
-      Вот и посчитай, - кивнул Гор. - А Сона пока еще пару часиков поспит. И перестанет на людей бросаться.
-      Это вряд ли, - буркнула Сона. - Я про сон. Мы тут так славно поорали друг на друга, что меня даже «усыплялка» сейчас не возьмет.
-      Тогда пойдем со мной в рекреационную зону, - сказал Гор. - Посидим, поговорим, выпьем каких-нибудь травок.
-      Слушаю и повинуюсь, о Лорд Хаоса! - Сона отвесила Гору картинный поклон.
-      Да какой я Лорд Хаоса? - поморщился Гор. - Я так, координатор бедлама...

Гор - единственный в команде, - не был архитектором. Разумеется, он прослушал базовый курс Главного Архитектора и многому научился за годы работы в «Радуге». Но специальность, на которую он учился, называлась «координатор горизонтальных систем». Официально. Неофициально же за ней давно закрепилось название «координатор бедлама».



Потому что когда начинается, допустим, Игра... В игровой команде - двадцать один человек. Семеро из них - стажеры, на которых еще можно рявкнуть и сказать «делай так, потому что я так сказал». Хотя, как говорил сам Гор: «Если часто рявкать на стажеров - где потом брать архитекторов?». А архитекторы были нужны как воздух. Эль Гато, - главный и фактически единственный город Фелиз, - непрерывно расширялся. Материнская Планета, существенно поднявшая благосостояние за счет ресурсов колоний, активно перестраивалась. На трех колониях-курортах строились новые отели и рекреационные зоны. И весь этот рог изобилия изливался на архитектурные сообщества Фелиз, потому что школе Главного Архитектора не было равных. А чтобы вырастить одного архитектора, способного мыслить в логике этой школы, требовались десятки тысяч человеко-часов. Куда уж тут стажерами разбрасываться...

Но при этом стажеры все-таки в какой-то степени были управляемы. А вот взрослые, сложившиеся архитекторы... Каждый из них знал, что он сложно заменимый специалист. Каждый был равен другим - партнерство не подразумевало отношений подчинения. У каждого были свои уникальные особенности личности (в просторечии - «закидоны»). И при этом создать архитектурный проект эти люди могли только вместе. Старое, пришедшее с Материнской Планеты слово «архитектор» по сути объединяло сейчас конгломерат профессий: от психолога до эколога-урбаниста. Вне команды, в одиночку, каждый из них был способен спроектировать в лучшем случае садовую скамейку.

И задача Гора заключалась в том, чтобы подобное «стадо из кошек»4функционировало как единый организм - и функционировало эффективно. Он справлялся с этим почти десять лет, координируя различные проекты «Радуги» - и неофициальный титул Лорда Хаоса носил заслуженно.

«Вот и сейчас он за три секунды нашел компромисс, - подумала Сона. - И увел меня в рекреационную зону, чтобы дать Тихо время обсчитать новый вариант. Потому что Тихо считает точно, но медленно, и ему нужна спокойная обстановка. А когда я вернусь - Гор попросит меня подыскать в архивах «Радуги» проекты оранжерей, которые можно быстро адаптировать к Песне Кита. А потом мы увязнем в процессе адаптации. И когда закончим, я уже полюблю вариант с единой оранжереей всем сердцем, потому что вложу в него кучу усилий. Когда Гор такие штуки делает - я их задним числом всегда понимаю. А вот проворачивать их на ходу, на голой интуиции - нет, не умею. Впрочем, когда я поступала, я факультет горизонтальной координации не рассматривала даже в качестве самого запасного варианта. Каждому - свое».

-      Второй этап - он всегда самый трудный, - сказал Гор, усаживая ее в кресло и заказывая какой-то хитрый травяной напиток. - На первом этапе мы, фактически, рихтуем почти готовую концепцию. Подгоняем ее под точные границы «пятна застройки» и все такое. На третьем, когда упор будет на эстетичность проекта, тоже попроще. А сейчас, когда нужно рассчитать этот безумный комплексный коэффициент эффективности - сейчас и начинается самый кошмар. Раньше самым трудным был первый этап, до того...
-      До того, как его сократили до семи дней, потому что потенциальные «пятна застройки» стали известны заранее и команды начали выходить с «домашними заготовками». И тогда же было введено требование, чтобы не менее трети людей в каждой команде участвовало в Игре в первый раз. Чтобы Игра не замкнулась.
-      Ты хорошо знаешь историю Игры, - со странной интонацией сказал Гор, пристально глядя на Сону. - Я бы даже сказал - очень хорошо...
-      Если ты хочешь меня о чем-то спросить - спроси прямо, - сказала Сона, услышав во фразе намек.
-      Я хотел дождаться конца Игры. Или хотя бы конца этапа, - вздохнул Гор. - Но раз уж я выдал себя... Сона, как тебе дважды подряд удалось угадать, на каком «пятне застройки» будет проходить Игра?
-      Дважды? - брови Соны удивленно поднялись. - С чего ты взял?
-      Как минимум дважды. Ты пришла в «Радугу» за три месяца до прошлой Игры, когда участки уже были разобраны под предварительную разработку. И попросилась именно в «желтую» команду. И была при этом очень настойчива. Тогда ты попала на Игру как стажер. А в этот раз ты впрямую рекомендовала мне взять в разработку Песню Кита. И я понятия не имею, сколько времени ты до того следила за Игрой. В чем твой секрет, Сона?
-      Ну ты даешь! - Сона огорошено уставилась на Гора. - Неужели ты решил, что у меня есть какая-то секретная формула, по которой я вычисляю, на каком «пятне застройки» развернется Игра?
-      Я ничего такого не решил, - сказал Гор несколько смущенно. - Я просто обратил внимание на факт - и хотел бы получить его объяснения.
-      Нет у меня никаких объяснений, - искренне сказала Сона. - Я действительно слежу за Игрой с двенадцати лет, и довольно часто угадываю, какое «пятно застройки» выберет Главный Архитектор. Не всегда, но часто. Но это не расчет, а... ощущение. Я смотрю на карту - и мне кажется, что Главному Архитектору будет интересен «вон тот» участок. Но я никогда не пыталась как-то это ощущение проанализировать, вывести закономерности... Мне кажется, это было бы глупо. Главный Архитектор - он же художник. Творец. Я не думаю, что у него самого есть алгоритм выбора «пятна застройки». Скорее это должен быть порыв, творческое вдохновение... В общем, предлагаю считать, что мне просто дважды повезло.
-      Хорошо, - кивнул Гор. - Но в следующем году, когда предварительно откроются «пятна» - ты же поделишься со мной своими... ощущениями?
-      Конечно, - улыбнулась Сона. - Что же мне, жалко?
-      Тогда сиди, пей травки, - Гор заботливо пододвинул к ней чайник. - А как успокоишься - приходи смотреть, что там насчитал Тихо. А я пройдусь, посмотрю как дела у остальных, - с этими словами Гор поднялся с кресла, кивком попрощался и вышел из рекреационной зоны.



* * *
Тридцать семь дней спустя Сона сидела в том же самом кресле в рекреационной зоне. Вернее, она только что опустилась в кресло - на минуту, чтобы отправить видеовызов.
-      Поздравляю! - Лер отозвался на вызов мгновенно. - Я хотел сам позвонить, но не был уверен, что вы уже наобнимались. Набрать 42%, когда голосование идёт за три обалденных проекта - это очень здорово!
-      Главный Архитектор снял свой проект. Если бы мы соревновались с ним - были бы другие цифры. Жаль, - со вздохом добавила Сона.
-      Почему жаль-то? - удивился Лер. - Главный Архитектор уже давно выставляет свой проект на финальное голосование жителей Фелиз, только если не находится трёх достойных проектов от других финалистов. Ну или если как в прошлом году - один из проектов становится совместным. Так что это же хорошо, что он снял свой проект. Все равно его выкупят и где-то построят...
-      Да я не о том, - снова вздохнула Сона. - Жаль, что Игра закончилось. Это что-то особенное - быть в Игре. С одной стороны, соревнуешься с лучшими и из штанов выпрыгиваешь, чтобы их обойти. А с другой стороны - полная безнаказанность. Даже если все напридумывают полную фигню - Администрация просто построит проект Главного Архитектора, который заведомо прекрасен. То есть можно пускаться в любые эксперименты... Я была так счастлива в эти дни. Даже когда недосыпала или орала на кого-то... или когда кто-то орал на меня.
-      Ясно, - улыбнулся Лер. - Пост-игровой отходняк. Я помню, как это было в прошлом году. Не волнуйся, мы завтра все соберёмся тебя поздравлять - и не дадим тебе впасть в депрессию.
-      Это будет здорово, - улыбнулась Сона. - Но я вообще-то по делу тебя вызвала. Я же в этот раз была концептуальным координатором проекта. Поэтому, во-первых, мне согласовали три приглашения на награждение в Холл Администрации. У Ника пропуск для прессы, так что это для тебя, Руты и Крис. Скажешь им? Я с ног валюсь, у меня нет сил и их тоже вызывать...
-      Конечно, скажу, - кивнул Лер. - А что «во-вторых»?
-      А во-вторых, я буду на награждении говорить речь.
-      Обалдеть! Прямо как мы мечтали в детстве - что выиграем Игру, и будем сидеть в Холле Администрации, и все у нас будут брать интервью и снимать нас. Помнишь? И для тебя мечта уже сбылась!
-      Ага, - вздохнула Сона. - А еще мы мечтали, что сделаем настолько крутой проект, что Главный Архитектор захочет нас поздравить лично. А потом пригласит работать вместе с собой.
-      Ну... - развел руками Лер. - Скажем так: сбылось все, что от нас зависело. Кстати, ты уже решила, о чем будешь говорить?
-      Конечно, - улыбнулась Сона. - Гор торжественно разрешил мне говорить о чем угодно. А это значит...
-      Что ты будешь говорить о Главном Архитекторе, - закончил за нее Лер. - Я бы тоже так поступил. Может, приехать, забрать тебя домой?
-      Не надо. Нас всех развезут за счёт «Радуги». А дома я просто упаду и усну. Сил нет уже ни на что...
-      Тогда до встречи, - улыбнулся Лер.

* * *
Через три дня они впятером пришли в Холл Администрации на награждение. Друзья заняли места в зале, а Сона вместе с командой прошла на сцену. Когда она подошла к микрофону - у нее перехватило дыхание. Это действительно было, как в ее детских мечтах. Сона глубоко вдохнула и медленно выдохнула, стараясь расслабиться:
-      Я принадлежу к тому поколению, которое не помнит Фелиз без Игры, - начала она. - Первые частные проекты Главного Архитектора, то как он договаривался с Администрацией и устанавливал правила Игры - все это случилось еще до моего рождения. О том, что до него некрасивые архитектурные проекты считали функциональными и по ним строили, я узнала в двенадцать лет - и ужаснулась. Я выросла, воспринимая красоту Эль Гато как что-то само собой разумеющееся. И сейчас я хочу сказать спасибо тому, о ком мы не знаем ничего - Главному Архитектору. За мир,  в котором я живу. За Игру, которой я живу. За меня - потому что той меня, которая сейчас стоит перед вами, без него бы не было. Я хочу сказать, что вне зависимости от того, повезет ли мне еще участвовать в Игре, я буду делать то, чему он нас научил - созидать. Строить красивый, гармоничный и экологичный мир. Для меня и для всех, кто меня окружает. Я обещаю быть благодарной не на словах, а на деле. Спасибо за внимание, - Сона коротко кивнула и сошла со сцены.



* * *
Прошел месяц с окончания Игры. У Соны был выходной и она гуляла по городу - просто так, без всякой особенной цели.

Наручный терминал заиграл мелодию официального вызова.
-      Кто? - страдальческим голосом спросила Сона у терминала.
-      Личный голосовой вызов с облака Главного Архитектора, - отрапортовал терминал.
Сердце у Соны заколотилось, как после долгого бега. Голосовой вызов от Главного Архитектора? Лично ей?
-      Принять вызов, - скомандовала она терминалу голосом, севшим до шепота.
-      Здравствуй, Сона, - терминал развернул голографический экран. На экране появился аватар - антропоморфная рыжая лиса.
-      Здравствуйте, - автоматически ответила девушка.
-      Я бы хотела с тобой поговорить, - у лисы был очень приятный женский голос, низкий и бархатистый. - Лично, при встрече.
-      Я... я на улице... и вообще у меня выходной... сейчас? - Сона чувствовала, что голос у нее прерывается, но ничего не могла с собой поделать.
-      Да, сейчас. Приезжай в Сад Администрации, в Утиное кафе. Сможешь там быть через час?
-      Да, я успею, - Сона сначала автоматически ответила, и только потом поняла, что и правда успеет.
-      Хорошо. Я буду ждать тебя там. Ты меня узнаешь. И не волнуйся, Сона. Мы просто поговорим. До встречи.
-      До встречи, - кивнула Сона уже потемневшему экрану. И побрела в сторону канатной дороги.

Пока Сона ехала в кабинке канатной дороги, она не знала, что и думать. Облако Главного Архитектора было абсолютно защищено от взломов, поэтому вызов не мог быть чьим-то розыгрышем. Но девушка ни разу за всю свою жизнь не слышала, чтобы кого-то из ее коллег Главный Архитектор вызывал ЛИЧНО. Сона глубоко вздохнула и уговорила себя ни о чем не думать. А, например, просто любоваться панорамой Эль Гато...

* * *
Утиное кафе располагалось на берегу одного из небольших прудов Сада Администрации. Столики стояли у самой воды, на широком деревянном настиле, повторявшем изгибы берега. Кафе называлось «утиным», потому что каждому посетителю официанты приносили вместе с заказом корм для уток, облюбовавших пруд.



За одним из столиков, задумчиво кидая кусочки корма уткам, сидела стройная женщина в ярко-оранжевом платье. Сона улыбнулась. Действительно, сходство с аватаром было несомненным. Сона подошла к столику и села на свободный стул.
-      Приятно познакомиться, - улыбнулась женщина, протягивая руку через стол. - Меня зовут Кэтрин, я из команды Главного Архитектора.
-      Сона, - девушка несмело пожала протянутую руку. - Архитектурное сообщество «Радуга», желтая команда. Концептуальный координатор проекта «Песня Кита».
-      Подпиши, Сона, - Кэтрин протянула ей планшет с функцией распознавания биометрии - лица, сетчатки глаза, отпечатков пальца. Такие использовались для официальных документов.
-      Что это? - спросила Сона, вглядываясь в текст на экране.
-      Соглашение о неразглашении. Предварительное, на этот разговор. На случай, если ты откажешься от моего предложения.
Сона дала планшету отсканировать свое лицо и приложила большой палец к графе для подписи. Вернула планшет Кэтрин.
-      Что ты хочешь мне предложить? - спросила она.
-      Я хочу предложить тебе умереть, - просто сказала Кэтрин. - Для всех, кто тебя знает. На самом деле ты останешься жива. И станешь частью команды Главного Архитектора.
-      Что?!! - Сона не могла поверить в то, что услышала.
-      Мы хотим тебя в команду Главного Архитектора, - терпеливо повторила Кэтрин. - Но в команду можно попасть только одним способом - умерев для мира. У Главного Архитектора не может быть помощников, которых знают по именам. Его команда не может состоять из людей, которых можно встретить на улице и взять за руку. Иначе мы не удержим непредвзятость Игры. К нам будут приходить с просьбами подсудить, нас будут пытаться шантажировать... Даже если никто не согласится - пойдут слухи, и сама идея Игры будет дискредитирована. Поэтому у нас нет имен и нет лиц. Есть облако в сети, которое называют Главным Архитектором. Это дает нам статус... не совсем человека. Абстрактного существа, духа Игры. И этот статус очень важен.
-      Я увижу его? - тихо спросила Сона.
Кэтрин печально улыбнулась - она поняла, что ее собеседница не меняла тему. А потом покачала головой:
-      Главный Архитектор умер четырнадцать лет назад.
-      Жаль... - это слово вырвалось у Соны как стон. Когда она мечтала о том, что когда-нибудь Главный Архитектор позовет ее к себе - она мечтала увидеть его. Поговорить. Сказать спасибо лично. Не помещалась в ее мечту реальность, в которой Главный Архитектор умер так давно, что у них не было даже шанса встретиться.
-      Да. С тех пор команда работает без него. Но остались ученики - те, кого он вырастил. И мы, как ты знаешь, неплохо справляемся.
-      А почему вы решили, что я соглашусь? - спросила Сона. - Все-таки умереть для близких и больше никогда их не видеть - это суровый выбор. Неужели я была так убедительна, когда говорила речь после последней Игры? И, кстати, как это будет сделано технически - моя смерть?
-      Инсценировка несчастного случая с летальным исходом, пластическая операция, новые документы, - небрежно, как список покупок в кондитерской, перечислила Кэтрин. - Об этом можешь не беспокоиться, мы уже не раз все это делали. А убедительна ты была не только месяц назад, когда произносила речь. Убедительной была твоя жизнь с пятнадцати лет.
-      Вы наблюдаете за мной с пятнадцати лет? - Сона не поверила своим ушам.
-      Да. С тех пор, как ты прочитала «Источник»5.
-      Что? При чем здесь «Источник»? Он упоминается в открытой лекции и лежит на публичном облаке!
-      Он упоминается в предпоследней лекции одного из курсов Главного Архитектора, которые считаются дополнительными. Не все доходят до этой лекции, и уж совсем единицы скачивают книгу.
-      И что?
-      «Источник» лежит на единственном публичном облаке во всей планетарной сети. На облаке, которое неофициально и через третьи руки принадлежит команде Главного Архитектора. Все остальные копии «Источника» мы давно удалили. Этот файл заражён следящей программой. С тех пор, как ты перенесла эту книгу на свое личное облако, мы знаем о тебе все.
-      Этого не может быть! Это же сколько лет должно быть этой программе? С тех пор как я в «Радуге», мое личное облако - внутри периметра сообщества! У нас лучшая, самая современная защита!
-      Как тебе парк? - неожиданно спросила ее рыжеволосая. - Красивый, правда?
-      Совершенный. Только при чем тут это?
-      При том, что это был очень, очень дорогой проект. И все деньги с него ушли на создание следящей программы, зашитой в «Источник». Мы собрали команду лучших программистов, - они до сих пор работают у нас. Они подписали пожизненное соглашение о неразглашении и отказ от всех патентов, которые можно было бы зарегистрировать на основании их разработок. Все это стоило огромных денег, но результат мы получили выдающийся. Нет, эта программа до сих пор не устарела и адаптируется к любым новым защитам. Поэтому когда я говорю, что после установки «Источника» мы знаем о твоей жизни все - поверь мне, это означает именно «все». Твой наручный терминал писал тебя круглосуточно - и отправлял записи нам. Как и твой компьютер. Прости, но все твои рассуждения о Главном Архитекторе - и в одиночестве, и с друзьями, - мы слышали. И читали все твои частные записи о нем. Твоя речь просто стала последним зернышком, упавшим на нужную чашу весов.
-      Но это же!!! - задохнулась от возмущения Сона.
-      Совершенно неэтично, да. Именно поэтому мы так дорого заплатили, чтобы программа не ушла на рынок. Но нам она нужна, чтобы пополнять команду Главного Архитектора. Поверь мне, я тоже не в восторге от этого способа. Но на данный момент он - оптимальный.
-      Я вам верю, - помолчав, кивнула Сона. - Когда я смогу... начать работу?
-      В течение месяца-двух.  Обычно мы укладываемся быстрее, но в этот раз перед нами стоит нетривиальная задача. Редко бывает такое, что в команду вливаются... дай-ка мне проверить, - Кэтрин сверилась со своим наручным терминалом. - Да, сейчас, если вместе с тобой - четверо. Думаю, через несколько минут у нас будет уже пятеро новых сотрудников. Лер немного опоздал на встречу с моей коллегой...
-      Они что... тоже? - Сона была так ошеломлена, что не смогла закончить фразу.
-      Да, все твои друзья тоже получили приглашение. Вы же тогда все вместе читали «Источник».
Сона закрыла глаза. Открыла снова. Глубоко вдохнула. Ущипнула себя за руку.
-      Я сплю? - жалобно спросила она у Кэтрин. - Все это слишком похоже на мечту, чтобы быть правдой.
-      Ты не спишь, - улыбнулась Кэтрин. - Считай, что сейчас ты усвоила урок, который нам всем когда-то преподал Главный Архитектор: если достаточно деятельно мечтать, то мир перестроится под твои мечты.

Эпилог

Полтора месяца спустя Сона шла по Эль Гато. Вернее, не Сона - по новым документам ее звали Вэйл. Она уже получила не только новое лицо и рабочее место в офисе Главного Архитектора (остроумно спрятанном на самом виду у всех, в центре Эль Гато), но и доступ к его личному архиву. В том числе к информации, которая определила ее маршрут на сегодня.

Вэйл дошла до Первого Городского кладбища и зашагала по дорожкам, сверяясь с координатами, которые залила в ее ручной терминал Кэтрин. На углу двух дорожек терминал издал мелодичный перезвон, сообщая, что девушка добралась до места. Она осмотрелась. Простая серая плита, ничем не отличающаяся от соседних. На табличке имя - Александр Манназ, - и две даты. Родился девяносто шесть лет назад, умер - четырнадцать лет назад.

Сона-Вэйл опустилась на колени, коснулась таблички рукой...
-      Спасибо, - прошептала она. И положила на могилу букет белых, на длинных стеблях, роз.



_____________________
Примечания:
1. Айя-София - Собор Святой Софии в Константинополе, всемирно известный памятник византийского зодчества.
2. Нативный - находящийся в природном состоянии, не модифицированный, естественный
3. Биом - совокупность экосистем одной природно-климатической зоны (в данном случае - планеты).
4. Отсылка к фразе С. П. Капицы: «Собрать стадо из баранов легко, трудно собрать стадо из кошек».
5. «Источник» - роман Айн Рэнд.

рассказ

Previous post Next post
Up