Что-то не особо мне понравился этот месяц в плане книг: и начала я его с научной фантастики, которую давно хотела прочитать, но оказалось фу-фу-фу!, и по ФМ 2014 книга прошла мимо, а то, что мне досталось по командной игре, вообще заняло 3 (!!!) недели моего времени. В итоге прочитано 7 книг, а положительных впечатлений мало. Но...
1. "Автостопом по галактике" Дуглас Адамс. Ребята, а вы вообще уверены, что это фантастика?! Ну, это же бред чистой воды!!! На ЛЛ целая куча положительных и восторженных отзывов, а у меня книга вызвала крайнее отторжение. И язык сумбурный, и юмора (а это был юмор?) практически не нашла, и с пародией (на что?!) как-то не случилось. Я, конечно, не самый лучший знаток фантастики (да, с братьями Стругацкими не дружу), про Буджолд, Гамильтон, Лукьяненко, Азимов в моих списках всё-таки есть, Хайнлайна читала (да, не пошёл, но всякое бывает). Но вот ЭТО и назвать ФАНТАСТИКОЙ?! (милые фанаты-автостопщики, простите, ежели чего не так, это сугубо имхо).
2. "Смерть лорда Эджвера" Агата Кристи. Ну, тут всё понятно. Люблю я её и продолжаю в хронологическом порядке поглощать романы о Пуаро. :))
3. "Моралите" Барри Ансуорт. "Моралите", что же ты такое? Детектив? Здесь нет главного героя, который бы по полочкам разложил подозреваемых и мотивы преступления. Исторический роман о Средневековье? Это не "Айвенго" и не "Робин Гуд" в их классическом понимании. Моралите как жанр средневековой литературы? Нет, нет и нет! Это, скорее, диалог между читателем и автором, между героями театральной постановки и зрителями-жителями городка. Диалог этот начинается с первой страницы, когда монах-францисканец вспоминает о случае, что завёл его в труппу комедиантов, и продолжается вплоть до последней страницы книги, где всё тот же францисканец наконец находит ответы на мучавшие всю театральную группу вопросы.
Однако и детектив всё же присутствует, но не в обычном его понимании. Герои и не помышляют о том, чтобы пытаться выяснить, кто же убил 12-летнего мальчика. Им просто надо заработать на хлеб и крышу над головой, поэтому они играют события, которые накануне произошли в городе. А это вопиюще! Такого никогда не было! Зрителям непривычно, тем более, что Игра-то о них. И, конечно же, их не удовлетворяют неточности и ошибки в Игре. В эту Игру они вступают сами как резонёры, как следователи, как свидетели по делу об убийстве.
И в то же время это и исторический роман о средневековой Англии с её чумной катастрофой, с её герцогами и королевскими судьями, с её рыцарскими турнирами и поединками. И с гнетущей атмосферой промозглого позднезимнего леса. Это и моралите, где есть Гордыня, Алчность, Благочестие... Это абсурд, потому что беглый монах становится тем, кем он не мог стать в принципе, - комедиантом.
Это серо-чёрный гобелен жизни XIV века, в который мы случайно рассмотрели, но вот забыть его теперь, наверное, уже будет сложно.
4. "Самые распространённые заблуждения о собаках" Дудинский Д.И. В наш век информационных технологий появилось большое количество экспертов-кинологов, которые рассказывают, как правильно воспитать собаку. Они пишут книги, создают сайты, публикуют на них свои статьи, отвечают на вопросы начинающих владельцев собак. Иной раз один горе-кинолог настолько противоречит другому, что хозяева теряются и бросаются из крайности в крайность в воспитании своих питомцев, совершая при этом грубейшие ошибки.
Эта же книга отличается и подходом к проблеме, и качеством наполнения. Короткие заметки на тему самых распространённых заблуждений в разных сферах собачьей и человеческой жизни, ясные и понятные объяснения, краткие рекомендации и, что немаловажно, советы обращаться к специалистам в том или ином вопросе, где хозяева сами не смогут справиться с проблемой. Автор хорошо разбирается в зоопсихологии вообще и в психологии собак в частности. Мне как кинологу было действительно интересно почитать, кое-что узнать, хотя и кое с чем не согласиться. Но это уже варианты подхода к методам воспитания у двух разных специалистов.
Поэтому, если хотите приблизиться к тайне поведения вашего четвероногого друга, прочитайте эту книгу. Как практикующий кинолог вам говорю. ;))
5. "Горы моря и гиганты" Альфред Дёблин. Вы когда-нибудь читали учебник по мировой истории? Вот просто так, удобно устроившись на диване и попивая горячий чай, ваша кошка (или собака) свернулась рядом и... войны, даты, правители, видные исторические деятели, технический прогресс, открытия, завоевания. Именно так обрушилась на меня эта книга. Чуть позже, когда начали появляться диалоги, произведение стало напоминать документальный фильм с хроникой и закадровым голосом Василия Ланового.
Нет, я, конечно, понимала, что, начиная читать антиутопию (для меня этот роман в первую очередь антиутопия), не следует ждать лёгкого чтива, но вот чтобы настолько всё было плохо? сложно? страшно? завораживающе? РЕАЛЬНО? Слишком реально!!! Мне трудно представить, что Альфред Дёблин писал ЭТО в 20-х годах прошлого века. Подумайте сами: выход США на мировую арену, дикий, ничем не управляемый феминизм, свободная, ни к чему не обязывающая любовь, тоталитаризм, терроризм, бесконечная вражда между Востоком и Западом, объединение Европы в единое государство с отдельными градшафтами, всеобщее вооружение, огромный технический прорыв, города превалируют над деревней, создание синтетической еды, завоевание Африки и нескончаемые потоки людей, переезжающих в Европу и Америку, - и это далеко не полный перечень вИдений (или же предсказаний?) автором нашего дальнейшего развития. Мне страшно было читать, потому что, если вдуматься, половина всего описанного в книге уже сбылась. Оставшаяся половина может легко сбыться в ближайшие столетия или даже десятилетия.
Самым же страшным для меня стал главный герой романа - человек. В смысле, не один какой-то конкретный, жестокий, злой, эгоистичный. Таких в книге много, большая их часть не продержится и пяти страниц повествования. Нет, самое страшное - это человек вообще. Человечество. Народ. Народомасса. Она существует своей жизнью, не имеет ни ценностей, ни стремлений. Из этой народомассы выделяются только лидеры, Сенаторы, элита, но и они не хотят ни развиваться, ни идти вперёд. "Хлеба и зрелищ" - вот тот девиз, с которым живут в этой книге. Самая жестокая война, разразившаяся на планете и уничтожившая половину населения, была создана только для того, чтобы занять чем-то уставшие от отдыха и безделия народомассы. Поклонение и религиозное почитание магов и целителей также следует из жажды человечества жить и получать удовольствия. У народомассы нет имени, она бледна и безлика. Те единицы, что получают имя от Дёблина, либо правители, либо их враги, либо возлюбленные, либо и то, и другое вместе. Но и они являются зеркальным отражением народомассы - угрюмые сумасшедшие, помешанные на власти и думающие только о себе и своих страстях. Они постоянно находятся в состоянии борьбы то с врагами или друзьями, то с самими собой. Если не убийство - то самоубийство, если не саморазрушение - то разрушение. И так все семь столетий, описанных как будущее человечества.
Если говорить о моём личном отношении к роману, то тут всё очень сложно. К Альфреду Дёблину я вряд ли когда-то вернусь, но он не прошёл бесследно. "Горы моря и гиганты" останутся в моей голове уже навсегда.
6. "Осколки чести" Лоис Макмастер Буджолд. Вот это фантастика! В смысле, и фантастика как жанр, и фантастика как отлично. Первая (по моим понятиям, хотя есть ещё в книга "В свободном падении") книга, с которой начинается сага о моём любимом Майлзе Форкосигане, лучшим из всех фантастических героев. Здесь мы впервые встречаемся с его родителями и дедом, с лейтенантом Куделкой и будущим шефом Имперской безопасности Иллианом, внимательный читатель даже найдёт здесь пилота Мэйхью. В романе нет каких-то глубинных идей и подводных камней, но вы получите истинное удовольствие от чтения научной фантастики.
Настоящее зло делается совсем иначе - его творят спокойные люди, которые собираются в светлых комнатах, обитых зелёным шёлком. Они раздают смерть оптом, целыми кораблями, без страсти, без гнева, вообще без всяких эмоций. Единственное чувство, которое ими движет, - это страх перед будущим. Но преступления, которые они надеются предотвратить в этом будущем, - воображаемые. А те, что они совершают в настоящем, - реальны.
...испытания - это дар свыше. А трудные испытания - великий дар. Не выдержать испытания - это неудача. Но отказаться от него - значит отказаться от дара. Это непоправимо, это хуже, чем несчастье.
Уход, не имеющий других мотивов, кроме собственного покоя, - это окончательное поражение. В нём нет даже зерна будущей победы.
7. "Мост" Иэн Бэнкс. По идее, эта книга о тёмных глубинах нашего подсознания, о внутреннем "я", о том, как наши проблемы (да и мы сами) проявляются через сны, фантазии и бессознательное. Главный герой - инженер-геолог, вся жизнь в расчётах, планах, взлётах и падениях. Куда уж рациональнее? Он даже на похоронах у матери рыдал не о том, что её больше нет, а о своём положении в обществе и мироощущении, из-за которых его любимая девушка не согласится выйти за него замуж (хотя предложение он ей на тот момент так и не сделал). Он попадает в аварию, и его мозг начинает вытворять всякие кульбиты и прогулки по самым дальним уголкам его разума.
Это по идее. Однако странное ощущение, что я далеко не всё поняла, не даёт мне права анализировать эту книгу хоть в какой-то мере. Роман вообще оставил меня равнодушной: ни капли восторга или хоть какой-то заинтересованности, ни всплеска отрицания или неприятия книги. Всё равно, что её не было, хотя и язык очень интересный и метафоричный (кроме, разве что, ломаного русского языка рубаки-варвара, на котором я постоянно в три-четыре раза снижала скорость чтения), и интрига в произведении присутствует, и повествование не затянутое. Закрывала я книгу без лишних разочарований, но и без сожалений.