Jan 28, 2010 23:44
Выношу из дискуссии в одном из постов в отдельный пост. В виде ремарки. К дискуссии не расположен.
Почему я позитивно отноесся к "Аватару" и считаю этот фильм более "христианским", чем нехристианским.
Потому, что он утверждает подлинно человеческие ценности, которые сейчас в обществе в целом под угрозой, и потому что без этих ценностей ни христианство, ни Церковь, ни христианская миссия невозможны.
Собственно, я считаю не вполне христианскими вещами (а) утрату цельности восприятия мира, при которой весь универсум - люди и живая природа - воспринимаются как находящиеся в гармонии под эгидой "высшего", и как существующие не только для себя (и при этом в определенной иерархичности); (б) утрату общинной и подлинной этнической идентичности - в частности, этнических культурных практик определенного рода, подлинно "этнического" воспитания (не путать с имитацией фольклора), утрату осознания подлинного значения семьи и народа - как культурных единств, а не "кровных связей", где культурная принадлежность первична , а кровь вторична; (в) распространенную идею о том, что "своих" надо поддерживать любой ценой, даже если они совершают беззаконие.
Все три этих ущерба современного общества "Аватар" пытается восполнить в сказочной форме. Конечно не явно христианским образом, однако следует отметить, что "язычество" Аватара - это "праведное" язычество (монотеистическое, при этом высшее существо, хотя и первично воспринимается как нейтральное, действует на правой стороне). В этом народ Аватара напоминает мне "праведное язычество" дохристианского вида, близко к тому виду этой идеи, которую излагал Толкин.
Вот собственно эти базовые моменты в этой сказке и видятся мне христианскими. Т.е. основные переданные ценности - подлинная любовь, верность тем, кто действительно (а не по крови) является "своим", отказ от поддержки тех "своих", которые встают на сторону зла и т.п. - это вполне христианские базовые ценности. Как и понятие подлинного единства людей, принадлежности к культурной семье, победа справедливости.
Ничего же сугубо отрицательного, противного христианству я в "Аватаре" не усмотрел. И это притом, что мое первичное отношение к фильму, до просмотра, было "прохладно-настороженным".
Наверное, стоит еще добавить, что на мой взгляд именно утрата перечисленных мной ценностей - часть той причины, по которой и общество и Церковь в этом обществе переживают сейчас глубокий кризис. Поэтому фильм, напоминающий об этих базовых ценностях подлинно человеческого я и воспринял весьма позитивно и считаю, что он льет воду на мельницу христианской миссии, а не наоборот.
Про возможность усмотреть в фильме вещи опасные, вроде "обожествления экологии". Не считаю такой подход здравым, а такие интерпретации неизбежно следующими из фильма. Негативные прочтения фильма лично мне кажутся сильно притянутыми за уши и искусственными.
Если видеть дурное во всем, из чего можно, при желании его выкопать путем надлежащего истолкования, то надо тогда запретить, конечно, и Нарнии Льюиса, и Толкина, и сказки Андерсена (наряду с народными), и, между прочим, те же послания ап. Павла (о которых св. Петр писал, что они местами неудобовразумительны и понимаются некоторыми себе во вред) - как верно заметил один мой друг.
Я считаю также, что к произведениям искусства в целом надо относиться так же как к людям - т.е. с презумпцией положительного. Если они не явно разрушительны в плане эстетического, нравственного и т.п. начал - и негативное прочтение не следует из них прямо, здоровый христианский разум видит в них скорее возможность позитивного, а не негативного. Иными словами, смотря на такие произведения искусства "добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек - из злого сокровища сердца своего выносит злое". Поэтому тем, кто видит везде "опасные соринки" стоит задуматься о том, не указывает ли это скорее на болезнь восприятия и не являются ли эти соринки оптической иллюзией, вызванной тенью, отбрасываем бревном в глазу смотрящего...
Есть произведения искусства куда более явно дурные и негативные, действительно явно разрушительные - про них спора нет. А сказка - она подобна волшебной стране. Она опасна - да. Но преимущественно тем, что в некоторых условиях способна как линза увеличить в слушателе/зрителе и доброе и дурное, с которым он в нее входит.
Dixi.