(эпиграф #01)
Эта история об очень скромных людях...
(пролог)
У многих Вселенная -- это вот чёрное там вверху, звёздочки, солнышко... Мы не шли простым путём, выбирая свой тернистый. Мы не смотрели в небеса в надежде на внеземной контакт с туманностью всяких там Андромед. Мы не роняли слюни на пол планетариев. Мы не заглядывали телескопом в окна дома напротив. Мы -- холодные практики и спокойные циники планеты Земля. Мы смотрим под ноги и вокруг себя. Мы видим то, что другие не увидят никогда. Мы -- покорители нашей Вселенной. И имя ей ЭМ...ГЭ...ТЭ...
(эпиграф #02)
ЭМ-ГЭ-ТЭ - МГТ - МосГорТранс
(необходимый исторический экскурс)
Это всё началось в 1987 году, когда автора этих строк жестокие родители каждые выходные начали сливать на двое суток -- с вечера пятницы до вечера воскресенья -- дедушке с бабушкой... Конфликт поколений, непонимание, разные возрастные языки -- пропасть в 55 лет -- взаимопонимания между 9-летним Илюшенькой и АлесанФёдрычем & ТатьянСергевной не вышло. Илюша рос сообразительным мальчиком, и потому, чтоб оградить себя от рассказов про войну и рецепт картошки по-крестьянски, выход он нашёл быстро. На полу расстилалась схема Москвы размером с Илюшеньку, на которой были указаны все маршруты всего общественного транспорта Москвы. Изо дня в день, из года в год, каждые выходные, долгие часы он тратил на изучение... Прошло время, годы, и вдруг выяснилось: всё изученное плотно осело на подкорке. Илюша рос, пил, курил, любил, писал песни и романы, работал, бездельничал -- в общем вёл обычный образ жизни, но ото всех остальных своих друзей и знакомых отличался лишь тем, что помнил и знал всё, что тогда увидел на расстеленной схеме на полу. И каждый день пытался обновлять свои фундаментальные знания...
Несколько лет назад я нашёл единомышленников. Ведь с 1987 года мне казалось, что я одинок в своём транспортном идиотизме, в своей стихии, паранойе и тэдэ... И вдруг случайная ссылка в интернете забросила меня в Мою Вселенную. Вселенную Эм-Гэ-Тэ. Я узнал, что нас сотни, и я не одинок. Что полное погружение в суть вопроса близко очень многим...
(о сути)
Идея покорить Вселенную МГТ начала витать в голове ещё году в 1992-ом, когда у меня появилась первая (оранжевая) масштабная карта... Москва оказалась не овалом, как было на схемах, изданных ещё при СССР, а помятым повсеместно, перекошенным, как чернобыльский патиссон, бесформенным, "анфас", высушенным лицом некоего лирического героя... Это было откровение от картографии. Шок. И сразу идея... 109 км, 109 км, автобус, автобус... Идея не ловилась за хвост, хоть позыв и наличествовал... Время расставило всё по местам. Чудесным образом обретя по неведомой ссылке единомышленников, форумы, базы и прочее, она сублимировалась сама собой -- Кругосветка!!! Вот Альфа и Омега Вселенной МГТ! Не забытый на подлёте к Плутону автоматический модуль "508-ТС-Вороново", не сверхмощная сеть спутниковой связи "Гланас-Красногорск-541-542-549-568-.....-891-930", не странный спутник Земли "273", а именно облёт ЭМ-ГЭ-ТЭ...
Спустимся на землю -- это я о МКАД...
Кругосветка, оборот по МКАДУ, полный круг -- это ли не задача для пытливого ума? Идея, которая зрела давно, вызрела и дала всходы...
( действующие лица и исполнители)
Илья "Касым" Ковалёв
автор идеи, координатор, художник, истерия и психопатия
Сергей "СергеиЧ" Чинаков
летописец, военкорр, мастер фотоаппарата, математическая база мероприятия, спокойствие, мудрость и разум всего проекта
(подготовка)
На разработку маршрута у меня ушло полчаса. Числа 8-го июля я всё подготовил и нарисовал. Стартовая точка была предопределена самим расположением места моего проживания: мне до МКАД полсигареты пешочком в развалочку, Серёге -- много дольше, ибо обитает он в глубинах нашего огромного мегаполиса. Нулевой рейс нам был ни к чему. В общем, получилась вот такая штука:
18 автобусов, максимально приближённых к нашему московскому "патиссону". Часовая стрелка движения была продиктована самой жизнью, а именно предчувствием. Что по МКАДу проехать нельзя, ввиду отсутствия наземного транспорта подчинения МГТ -- то проложили максимально близким и удобным путём. Сразу надо оговориться, что будний день для проведения мероприятия мы отмели изначально, ибо каждый, кто хоть немного проживающий в Москве -- во Вселенной МГТ -- знает, что МКАД в будни может встать в любом месте и в любое время, надолго или насовсем, как у подростка... Это так же непредсказуемо, как туз на мизере. Суббота в июле стала идеальным плацдармом для старта. На том и сошлись...
Нарисовать можно всё, что угодно. Я нарисовал, всё прояснилось... И тут в дело вступил гений математики и практики, точности и знания -- Серёгин пытливый ум. Он взвалил на себя всю обузу по расчётам расписаний, пересадок, стыковок -- поминутно. Интернет-ресурс с окончанием "..../pass3/", всем конечно же известный, нам выдал актуальные расписания всех наших 14... ? Почему 14? Да потому что расписания 716, 760, 706 и 209 либо пребывали в отсутствии, либо безнадёжно устарели. Этот кусок нашего мегапути Серёга -- как блестящий математик -- расчитал из средних интервалов, выпуска машин, взял максималки, плюс-минус невыходы, и ... написал наш примерный план на этом участке. От Сокольников аж до Волгоградки... Штука у нас вышла такая:
Многое было покрыто туманом. 4 из 18 -- чёрная дыра на блистательной карте концессионных работ. Полная неизвестность. Так или иначе, но подготовка к Кругосветке была окончена, когда Серёга вечером в пятницу 17-го приехал ко мне. Утрясли детали, настроили фотоаппарат и легли спать...
(итак)
Утром 18.07.2009 в 4:30 по Москве запищала моя Nokia... Будильник...
Холодный душ, чай, желание всех убить и спать дальше... А дальше выход из дома в 5:35...
Старт. В 5:40 с папироской в руках у отправной точки. Что любопытно, где-то в 5:47 на перекрёстке, который у Серёги за спиной, мелькнул открывающий мазообразный (это четвёртое агрегатное состояние вещества) 05409 626-го маршрута. Мы его, родимого, ещё увидим сегодня, а пока...
...в 5:51 явился ЛиАЗ 12255 631.
Через 9 минут мы выгрузились на АКХ.
Подземный переход, наблюдение за утренними выходами 15-го парка...Кстати, все окрестности Волоколамки уставлены новыми знаками, завёрнутыми в чёрный целофан (видно на фото правее зеркала заднего вида). Серёга был удивлён, а я уже знал, что это такое, Руссос на своей странице в ЖЖ всё рассказал. На Волоколамке и Пятницком в Митино собираются выделенную полосу для НОТа (НОТ - наземный общественный транспорт) делать, даже буквы "А" нарисовали на асфальте. Ну и знаки, конечно же... В 6:14 приехал 88.
В 6:22 мы вышли на кольце Братцево.
6:42. 173-й пришёл точно по расписанию.
И у метро "Речной Вокзал" он был тоже секунда в секунду, в 7:11, что является редким явлением в наше пробочное и раздолбайское время. Мы покрутились на кольце, чем заметно напугали местных водил 11-го автопарка. И на протяжении всего путешествия мы видели ткаие же испуганные лица водителей. Почему? Да всё просто: один фотографирует, другой с серьёзным лицом пишет и пишет, пишет и пишет в блокнот. Проверка!!! Ревизоры!!! Щас как минуту нагона запишут!!! Прощай премия!!! Приятно, когда тебя замечают.
Как бы то ни было, в 7:54 подъехало вот это чудо-юдо
и мы поползли. Поползли, ибо у 284 настолько тянутое расписание, что можно постельное бельё заказывать у проводницы (если б она была в наличии) и валить спать на задние сидения. При заявленном 7:49-8:19 у Лианозово, наш еле волочащийся пазик проехал 7:54-8:17. Собственно в 8:17 мы вышли у платформы Лианозово.
И вот именно тут, а вернее метрах в ста за моей спиной, возле угла здания и произошло первое ключевое событие мероприятия. Там на столбе висит расписание 136, 8:40 в сторону ВДНХ, мы его там честно и ждали. Он приехал, высадил народ и прочесал мимо. Как? Вот же написано! Местные жители нам быстро пояснили, что тут он и не сажал никогда. Люди, не верьте написанному МГТ. Не верьте! Пришлось рвануть изо всех сил через дорогу и далее, благо недалеко, да и на разворот 136-ой уехал, как мне показалось, на Северный полюс. В 8:48 после несколькоминутной загрузки пенсами, мы благополучно продолжили путь, а наша с Серёгой пробежка решила удачный исход первой части пути. Не успей мы тут, всё могло пойти иначе.
9:29, перекрёсток проспекта Мира и улицы Бориса Галушкина. Я, когда Серёга делал фотку, а я тыкал в его бортовой указующим перстом, ещё не знал, что этот 136-й станет ключевым в первой половине пути.
Мы перешли проспект Мира, у Пожарной Академии МЧС полюбовались на развод и маршировку прыщавых курсанток, и первый раз столкнулись с жарой. Начало припекать... В 9:51 подошёл 239.
Поездка по Сокольникам через лес -- чуть ли не единственное ощущение природы в недрах Москвы. Жаль кратковременное, ибо уже в 10:03 мы выгрузились у храма Вскресения в Сокольниках. В качестве лирического отступления привожу чудо чудесное, а именно огромный ГолАЗ 140-го маршрута, что прокатился мимо нас. Если посмотреть на маршрут 140, то станет ясно, что и ПАЗа там много, но рано утром в субботу вот такой дирижабль в сокольнических переулках -- это полный улёт. А 10-й парк ещё жалуется, что им автобусов ОБВ (очень большой вместимости) не хватает...
10:18, 716-й, и вот в этой точке мы впервые вышли в минус от графика, создали нагон, как это называется на языке водителей и диспетчеров.
10:41, метро "Щёлковская".
Прибытие 760-го и погрузку в него у метро "Щёлковская" мы не сфотографировали, ибо убийство при посадке было нереальное. Кладбищенский маршрут, обычное дело, утро, суббота, 435-й Икарус, давка и духота. Вот он изнутри:
В 10:47 мы отчалили, а уже в 11:07 вывалились из него в Новокосино.
Не успели перейти дорогу, как подполз 706-й. Уже забитый в мясо. Как мы в него утрамбовывались рассказывать не хочу -- воспоминания о поездке ниже среднего. 11:08-11:11 -- это мы в него набивались, 11:11-11:26 -- это поездка со всеми остановками.
Издевательство. 706-й должен быть полуэкспрессом... Ну да ладно, 15 минут потерпели, и хватит. Кстати, там в автобусе, видать послушав наши с Серёгой разговоры про транспорт на неведомом транспортном языке, приплюсовав к этому мои бесконечные записывания в блокнот, одна дама обратилась к нам как к представителям парка, мол, прекратите это безобразие, улучшите ситуацию... Мы, конечно, покраснели от удовольствия, что нас за шишек приняли, расшаркались, и дали телефон автоответчика для жалоб и предложений Вселенной МГТ 953-00-61... Циники!
Дальше неравный, но выигранный бой с торговцами всякой сранью на площади у метро "Выхино", переход и в 11:35 посадка в 209. Минус 6 минут от гипотетического графика.
10 минут езды на 209 -- и мы на Волгоградке. Наш нагон в 10 минут позволил поймать на один 655-й раньше, и вместо расчётного 12:09, мы загрузились в набитый сочленённик в 11:54.
Пробок не было, Меги-Сеги у Белой Дачи почему-то пребывали в запустении, там иной раз можно до 40 минут потерять, а мы за 5 обернулись, и в 12:11 высадились на въезде в Капотню. В кадре левая рука меня и в жопу пьяный пассажир, который буквально ввалился при стремительном падении в кадр. 655 уезжал, работал Серёга без дублей.
В 12:17 пришёл 95-й, есть минус 16 минут от графика!
В 12:27 мы были уже на Каширке, у 16-го автобусного.
Имея нагон в 23 минуты мы конечно же выловили и более ранний 37-ой. Отправившись на нём в 12:35 мы уже выигрывали 20 минут у нами же расчитанного графика.
Барабанная дробь! И вот на этом участке пути произошло второе ключевое событие, которое решило всё. Наш 37-й долетел без проблем только до подъездов к Варшавке. АУ (автоуроды) при съезде с МКАД в сторону области лезут с трёх полос в одну, и из-за этого встают все полосы. И вот мы колупались там, колупались у развязки с Куликовской в Северном Бутово, колтыкались и перед Профсоюзкой... Ведь вот в чём дело: от остановки МКАД, что на Профсоюзной улице, наш следующий маршрут 781 должен был отчалить в 13:12... А в 13:12 мы только съехали с МКАД на 37-ом... Как только мы высадились, тут же рванули через наземный переход на другую сторону, ведь шанс ещё оставался... Бог услышал наши молитвы! Спасибо тебе, Первый Парк! 781-й опоздал на три минуты!!! В 13:15 мы в него загрузились...
По первоначальному плану от этой останвки мы должны были убыть в 13:44. Когда ехали на 37-ом прикидывали, что поедем на 13:28. А благодаря этим трём минутам опоздания, мы вышли на минус 29 от графика! Это и решило весь остаток пути. И самое главное, что это уже заранее избавило нас от часового ожидания 612-го у Кунцевского кладбища.
В 13:40 мы уже были там.
Отголосок этой неожиданной удачи мы поняли только когда сели в 612-й в 14:07. 781-й в 13:28 от Профсоюзной не пришёл. Не успев там на 13:12, мы бы не успели на 612-й в 14:07, и час сидели бы у кладбища, ожидая расчётных 15:09... Уже на повороте с Рябиновой в сторону Троекуровского кладбища мы увидели на той стороне дороги два 781-ых... Это были те самые 13:28 и 13:44 от Профсоюзной. Пробки их собрали. И вот она -- улыбка фортуны -- три минуты, сэкономившие час. Небеса нам благоволили.
Благодаря такому стечению обстоятельств, в 14:23 мы вышли на Можайке, на остановке Дорогобужская улица.
Жара страшная. Спрятаться негде. 10 минут на солнцепёке -- уже колбасит и мутно в голове. В 612-ом в салоне было +36, о чём нам сообщило электронное табло в изголовье 103-его МАЗа, так что +33 в 732-ом после стояния на открытом месте показались раем. 14:34-14:39 -- пять минут отдыха.
И вот единственное событие, которое омрачило блистательную карту концессионных работ. Нам 150 метров не хватило, чтоб выловить 660-й в 14:45 от остановки Предприятие ВОС... Бегом мы бы его догнали, но сил по такой жаре уже не было. Он нам показал свой лиазовский ХБИшный зад, и оставил на 20 минут ждать следующего. В 15:05, копейка в копейку, прибыл следующий.
Кстати, на той же остановке увидели новое начинание МГТ.
Я сначала не понял, что это, а потом догнал, что это для слабовидящих работников предприятия ВОС. Неплохое начинание, редко у нас в стране думают о людях с ограниченными возможностями.
Пробка на МКАДе нас несколько напрягла, ведь по расписанию 660 в Черепково должен был прибыть в 15:18, а 626 убыть в 15:24. Мы опаздывали. Прорвались, водила рванул, торопился, и в 15:20 всё-таки доставил нас до искомой точки. 626 в 15:24 не пришёл. Следующий должен был быть в 15:44. Но мы уехали в 15:38. То ли 15:24 опоздал, то ли 15:44 раньше пришёл, то ли расписание у нас было устаревшее, но тем не менее мы отправились на финишную прямую.
Ещё переходя Рублёвку по подземному переходу мы с Серёгой думали, какой автобус нас заберёт в последний путь, то есть на последний участок путешествия. Я поставил на ЛиАЗ-6212 05490 (я его просто пару раз видел у нас в районе), Серёга сказал, что он в наших краях ничего не знает, и я предложил ему поставить на МАЗ-107 05409... Тот самый, что мы видели утром в точке старта. И он пришёл! Но только на другой стороне дороги. 05404 нас подобрал. Хотя 05409, 05404 -- разница невелика, пять пунктов.
Немного пробки до Новой Риги, круголя, которыми 626 почти уникален, и вот... Остановка Кулакова,11. 16:05. Финиш. Ура! Всё! Победа!!! Примерно 157 километров за 10 часов 14 минут. Средняя скорость 15.3 км/ч. Все счастливы...
Сухие цифры статистики:
(эпилог)
Что теперь? Работа по документированию закончена, путь пройден, эйфория спадает, нас нагнали будни...
Мы не изменили мир, мы не сделали ничего такого, что внесло бы нас в скрижали истории, да мы и не претендовали на бессмертие. Просто горчит сейчас сладкий вкус победы, сладкий вкус прикосновения к мечте. Это свойство любой мечты -- осуществив её, ты её лишаешься. Мечта детства материализована, и что? Больше её нет. Гордость, глубочайшее удовлетворение и... пустота.
Участь Покорителей Вселенной. Открыв новое, закрываешь старое. Но ничего, я ещё что-нибудь придумаю. Вселенная ЭМ-ГЭ-ТЭ ещё неизведана...
А пока, искренне ваши, Касым и СергеиЧ...
Статья на Яндекс.Дзен
https://zen.yandex.ru/media/id/60e83d3501bd3363196325ae/samaia-pervaia-krugosvetka-na-avtobusah-po-mkad-60e879b3a83d1f6b7345cc62