Стэнфордский тюремный эксперимент оказался нечестным
Jun 15, 2018 05:00
Точнее, он оказался не тем, чем его представлял публике Филип Зимбардо. На днях окончательно всплыла достоверная информация о том, что и условия, и течение эксперимента были несколько иными, чем описывает Зимбардо в своих работах. Соответственно, и выводы тоже были сфальсифицированы. С моей точки зрения, кстати, это не делает данный эксперимент менее ценным, в свете подлинных условий его трактовки меняются, но они не менее, а может быть, даже и более интересны, поскольку сложнее и ближе к реальной жизни. Подробности - по ссылкам. Вот три статьи, они на английском, но я не заломалась посидеть над ними с автопереводчиком и таки прочесть, смысл совершенно понятен, так что если вы не знаете языка, но вам реально интересно - вперёд, у вас всё получится.
Цитата (в моём переводе) из статьи Бена Блума, в которой содержится очень ценная для меня мысль:
"Привлекательность Стэнфордского тюремного эксперимента, очевидно, глубже, чем его научная обоснованность. Возможно, потому, что он рассказывает нам о нас то, во что мы отчаянно хотим верить: что мы, как личности, не можем нести ответственность за порой предосудительные вещи, которые мы делаем. Как бы ни было нам неуютно принимать отмеченное Зимбардо падение человеческой природы, это также чрезвычайно освобождает: это означает, что мы сорвались с катушек, наши действия определяются обстоятельствами. Наши скверные поступки продиктованы нам ситуацией. Так же, как Евангелие обещало освободить нас от наших грехов, если мы только поверим, SPE [стэнфордский эксперимент] предложил форму искупления, специально разработанную для научной эпохи, и мы приняли её."
Вторая ценная для меня мысль (тоже на материале из статей) - о том, что вот это вот всё "паденье человеческой природы" происходит не потому, что это из нас неизбежно вылезают наши тёмные стороны под воздействием обстоятельств, как бы задающих некий сценарий, - а тогда, в частности, когда некто берёт на себя ответственность за наши действия и транслирует представление о том, что эти действия - на благо: эксперимента, тюремной реформы, науки... (Или, скажем, на пользу игры, говоря уже о своих баранах). Собственно, исходя из прочитанного, мне видится так, что на самом деле стэнфордским экспериментом скорее подтверждается проведённый ранее и не менее известный эксперимент Милгрэма - как раз о внешнем авторитете и "чувстве долга", которые успешно снимают с человека личную ответственность.
Да, и тем из нас, кто привык ссылаться на Стэнфордский эксперимент как на безусловный авторитет, подтверждающий основной тезис Зимбардо, видимо, теперь придётся делать это более осторожно и продуманно.
Upd 1: А вот статья от профессионала, кстати, более старая. Она свидетельствует о том, что мы не имеем дела с внезапным разоблачением, критика была уже давно.
Upd 2: Подбросили в тему: Ф. Зимбардо, "Психология зла" https://www.ted.com/talks/philip_zimbardo_on_the_psychology_of_evil?language=ru Филипп Зимбардо знает, как легко хорошие люди становятся плохими. В этой беседе он делится со зрителями своими наблюдениями - и выразительными снимками из дела о тюрьме Абу-Грейб. Затем он рассказывает об обратной стороне: как просто стать героем и превзойти неприятности. This talk was presented at an official TED conference, and was featured by our editors on the home page.
Thibault Le Texier, Histoire d’un mensonge, 2018 - 5-
[Spoiler (click to open)]Все, наверное, наслышаны о “Стэнфордском тюремном эксперименте” психолога Филипа Зимбардо, в ходе которого группу обычных американских студентов поместили в условия, имитирующие тюрьму, где одни из них должны были играть роль заключенных, а другие - роль надзирателей. В результате буквально за несколько дней половина интеллигентных молодых людей, оказавшаяся в роли надзирателей, превратилась в жестоких фашистов, а другая половина, игравшая заключенных, в подавленных безвольных жертв. По крайней мере так об этом рассказывал сам Зимбардо и множество созданных на основе эксперимента документальных, полухудожественных и художественных книг и фильмов.
Французский социолог, экономист и журналист Тибо Ле Тексье был большим поклонником Зимбардо и его эксперимента и тоже решил снять о нем документальный фильм. Но поскольку к этому времени снято и написано об эксперименте было уже очень много, Ле Тексье хотел найти что-то новое, детали, о которых ещё никто не рассказывал. В поисках этих деталей он обратился в архив Стэнфордского университета - и к своему изумлению обнаружил, что там хранятся подробные записи (в том числе видео и аудио) эксперимента, к которым за прошедшие несколько десятилетий никто не обращался.
Ле Тексье сел разбирать эти записи - и с ещё большим изумлением обнаружил, что буквально всё, что мы знаем о Стэнфордском эксперименте со слов самого Зимбардо, было враньём.
В результате Ле Тексье на стал снимать фильм. Вместо этого он написал книгу “История одной лжи” - и масштаб этой лжи поражает. Из того, что пишет Ле Тексье, из найденных им документов и доступных на сайте Стэнфорда оцифрованных пленок, которые каждый может прочесть и услышать сам, следует, что Зимбардо врал обо всём: о том, как и кем эксперимент был придуман, о том, как и кого набирали в участники, о том, какие инструкции им давали, о том, какие условия они подписывали, о том, как и почему эксперимент пришлось досрочно прервать и, главное, о том, как в действительности вели себя надзиратели и заключенные.
Нет, надзиратели не превратились в садистов, садистские наклонности проявил только один из них, и еще двое относились к заключенным довольно жестко, но большинство либо вело себя нейтрально, либо вообще помогали заключенным. Нет, заключенные не превратились в подавленных тряпок, они постоянно активно бунтовали. Нет, даже те охранники, которые прессовали заключенных, делали это не по собственной инициативе, а потому что получали настойчивые указания их прессовать и инструкции о том, как лучше это делать, от самого Зимбардо и его помощников (причем большинство надзирателей эти инструкции саботировало) Нет, не все участники эксперимента были чистыми интеллигентными студентами, среди них были и случайные люди, причем с криминальной историей. Нет, эксперимент прервали не потому, что поведение охранников вышло из под контроля и становилось все более садистским, и тогдашняя девушка Зимбардо, случайно это увидев, пришла в ужас и потребовала немедленно перестать издеваться над людьми - девушка Зимбардо была одним из экспериментаторов, а эксперимент вышел из контроля совсем в другом смысле - надзиратели чем дальше, тем больше переставали слушаться инструкций и их отношения с заключенными становились всё лучше и лучше, грозя сорвать главную цель Зимбардо. Которая была совсем не научной, а политической. “Стэнфордский тюремный эксперимент”, как убедительно показывают найденные Ле Тексье документы, был не экспериментом, а спектаклем, призванным ужаснуть американскую публику и заставить политиков провести реформу и гуманизировать ужасные условия содержания заключенных в американских тюрьмах (которые Зимбардо ни разу не посещал и даже толком не знал, что в них происходит).
В результате история Зимбардо о том, как ситуация делает из любого человека фашиста или жертву, превращается у Ле Тексье в историю о том, как один конкретный человек готов идти на подлог и втемную использовать других, лишь бы добиться нужного ему громкого результата. А также о том, как эволюционирует ложь, по мере того, как приоткрывается истина (за прошедшие с конца эксперимента годы постепенно выяснились некоторые не очень приятные для Зимбардо детали, хотя до “Истории одной лжи” это была лишь верхушка айсберга). С 1971 года, когда Зимбардо сделал первую презентацию об эксперименте всего через пару дней после его окончания, до 2007, когда вышла его книга “Эффект Люцифера”, Зимбардо несколько раз менял как своё описание хода эксперимента, так и свою трактовку его результатов - но за все это время так ни разу и не рассказал всей правды. Это пришлось сделать Ле Тексье.
Книги, которые полностью меняют твой взгляд на какое-то известное событие, попадаются очень редко, и эта книга - несомненно одна из них. Ле Тексье провел доскональное исследование и написал историю, не менее захватывающую, чем хороший детективный роман. Несколько портит книгу только то, что Ле Тексье, будучи французом, не может себя сдержать и время от времени пускается в многостраничные морализаторские рассуждения, которые в книге совершенно лишние - найденные им факты говорят сами за себя. Но книга такая хорошая и важная, что даже это её почти не портит. Очень надеюсь, что её скоро переведут на английский - американская пресса о ней уже довольно много писала - а потом и на русский.