мы, субкультура. Мы субкультуры? Мы - субкультуры!

Jun 04, 2012 01:43

Оригинал взят у mitzi_du_pree в мы, субкультура. Мы субкультуры? Мы - субкультуры!
дооолго я собиралась, почти год... и вот ))) внезапно

еще до того, как я сама стала активно слинговать, в ходе наблюдений за знакомыми слингомамами пришла к абсолютной убежденности, что слингосообщество можно и дОлжно отнести к субкультуре

попробуем разобраться, правда поскольку врени не много и писать уж совсем развернутый пост здесь не очень тематично, то буду краток ))

итак, по одному их определений
Субкультура - система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.
Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп.


в самой банальной википедии мы видим, что

Субкультура (лат. sub - под и cultura - культура; подкультура) в социологии и культурологии - часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами[1][2]. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Как правило, субкультура проносится человеком на протяжении всей жизни. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы[3]. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.
-----------------------

Сразу оговорюсь, что не сами слинги являются однозначным символом причастности к субкультуре и далеко не каждая мама, купившая и пользующая слинг становится частью этого субкультурного социума. ибо включение не происходит автоматически просто по факту владения слингом. Владение артефактом не влечет погружение в соответствующую среду. Есть те, кто купив  слинг, пользуется им по прямому назначению и не имеет к субкультуре особого отношения )))) и это не плохо и не хорошо, это просто констатация факта. 
Так что субкультуру формирует нечто бОльшее, чем просто слинг как вещь.

Слингомамы действительно в последние два-три года образовали больше, чем просто устойчивое сообщество пользователей слингов, конечно оно в силу понятных причин достаточно мобильно по составу, регулярно появляются неофиты, регулярно кто-то покидает субкультуру.

рассмотрим основные отличительные характеристики субкультр, через плетение наших любимых тряпочек.

почему мы не просто сообщество?

отличие от доминирующей культуры:
мейнстримовским в представлении нашего общества является образ мамы с коляской, которая, если имеет возможность, не работает и находится в отпуске по уходу за ребенком, большинство времени проводит дома и на игровой площадке гуляя с младенцем, везде передвигается с коляской, места передвижения преимущественно поликлинника, молочная кухня, парк или площадка для гуляний. Как следстие этого стереотипа, наше сообщество не привыкло видеть социальноактивную маму с младенцем.
Слингомамы представляют собой образ отличный от общепринятого, но в то же время не являются контркультурой, ибо не громят тех, кто с колясками, некоторые и сами могут использовать коляски, совмещать коляски и слинги.

слингомама как яркий представитель данной субкультуры основным способом для транспортировки ребенка выбирает слинг, в результате чего становится более мобильной. Часто, находясь даже формально в отпуске по уходу, слингомама ведет достаточно активную социальную жизнь, чаще встречается с подругами ВНЕ игровой дворовой площадки , может пойти в кафе, музей, театр и пр пр пр. Часть слингомам в результате активной социальной жизни, либо начинают работать вместе с ребенком в слинге, либо и не прекращают работать. Ребенок не является препятствием для посещения разнообразных мест, для путешествий, для общения в разных его аспектах, ибо слинг удобен, как мы все с вами знаем ))

Дресс-код:
тут основным атрибутом конечно является слинг, причем любой, длинный или коротыш, сск или пуппен, даже шарфик на шею из слинга - атрибут причастности.
НО, просто примотанный деть, это не субкультурно )) а значит, появляются понятия слингостиля и слингостильности, то есть что и как носить со слингом, степень красоты намотки, гармонизация лука мамы и младенца в слинге и со слингом. В следствии чего, развиваются и разные течения: просто намотал левой пяткой, бигуди, тру ...
Появляется и развивается тенденции сопоставлять цвет слинга и цветотип внешности, цвет слинга под глаза младенца, покупка одежды и обуви под слинг (как более "продвинутый" вариант в сравнении с покупкой слинга под гардероб)
Есть определенная система узнавания "своих" даже без слинга и детя: кусочки слингов использованные в одежде, шарфики на шею из слинга, слингобусы, family-look когда деть с пуппеном и др.
Темы обсуждения соотношения типов намоток и фасонов одежды, подбор денима и обуви, соответствие шарфа тому или иному образу...
дресс-код очень четко зафиксирован на слинге, это, пожалуй, одно из базовых внешних атрибутивных идентичностей представителей субкультуры.
Луки активно демонстрируются в тематических сообществах, обсуждаются, соотносятся с трендами, с типами внешности. Есть те, кто следует луку "бигуди", но даже в этом случае по выбору шарфа видно, что это "человек не со стороны"

"В реале" концентрацию луков можно увидеть на слинговстречх.

На слинговстречах происходит "ярмарка тщеславия" , презентация экземляров , луков, стилей или же наоборот нарочитое отторжение этого в том же формате "бигуди"
По слингу, в ходе ряда встреч, можно если не многое, то вполне достаточное, сказать о человеке, его стопке, самопозиционированию в сообществе, достатке, концептуальной продвинутости, идентичности и пр.
Именно по данному признаку, и еще огоньку в глазах, мы узнаем первично "соплеменников" вне слингопространства, то есть просто на улицах

Сленг:
наличие своих языковых норм, сленга, является яркой чертой субкультуры. И тут, конечно, сразу вспоминаем весь тот арсенал аббревиатур, "кличек", сокращений, которые лавиной непомимания обдают навичка. У слингомам существует достаточно обширный, именно свой тематический язык.
Причем, явление это достаточно интересно само по себе: есть сухие сокращения (ШИВР, ШИПР, ЛА, ХА, ГР1, ГР2, ШКЭ и пр пр пр), есть уменьшительно-ласкательные "клички" (Нинки, розы, ромбики), есть тематическая терминология (пассажир, ттхастый, обнимающий, монстрольный, бонус), есть ироничный блок (вкурить, трава, мы лечимся). Ну и конечно, целый арсенал терминов, одомашненных приставкой слинго- или даже сформированных от самого слова "слинг" (слингостиль, слингопенсия, слингоренессанс, слингопапа, слингокуртка, слинговать и пр. )
Только по языку слингосубкультуры можно написать занимательное эссе или статью, или даже словарь слинготерминов )))

Места обитания:
конечно скопление слингомам практически нереально встретить на игровой детской площадке во дворе, ибо это не "правильная трава"
есть регулярные встречи, в уже ставших культовыми местах
Старбакс на Фрунзенской по вс
Старбакс на Арбаре (сменился по техническим причинам на Кофеин на Дмитровке)
Метрополис

есть нерегулярные или локальные встречи

Причем, места и контингент различаются, можно наблюдать как соотношение неофитов и олдовых маньяков, так и разных лагерей.
В данном случае, чтоб никого не задевать лично, я не буду разворачивать данный пунк ))

Скажу только о том, что своеобразным символическим местом для многих слингомам, именно в рядах субкультуры , стала сеть Старбакс, место некурящее и максимально лояльное к детским выходкам.

Социальная дифференциация штанов:

с этим пунктом частично пересекается дресс-код, но лишь частично.
В основном, социальная градация складывается из двух составляющих: длительность слингоношения и стопка.
Длительность зависит и от характера конкретного ребенка, сколько он готов и хочет кататься в слинге, и от количества деток, тут отдельно можно вынести тему о том, способствует ли шарфянка увеличению рождаемости )))

Вторая составляющая - это предмет дум, мучений, слез и радостей, обменов и коллекций, это то, что и выстраивает субкультуру как таковую.
Стопка -  это не просто количество шарфов, это концепция слингоношения каждой отдельной "слингоособи"!!! Это живой организм, с настроением, это предмет гордости, это коллекиця, это хокку и ода, это сама суть субкультуры!

самая быстрая классификация стопок и стопковладелиц:
  • минималисты (самые самые несколько штук)
  • динамичная ротация (3-5 шарфов в стопке, но быстрая смена состава)
  • любители конкретного паттерна (индио, рыбы)
  • любители конкретного цвета (самый репрезентативный )) зеленый)
  • владельцы ликвидных стопок
  • любители конкретного производителя
  • любители конкретного бленда
  • хаотичная стопка (что за душу взяло, то и покупается)
  • концептуальная стопка (всех по три, всех по ... - кого всех и по чему решает стопковладелец сам или так оно выходит, причем концепция штука непостоянная и может трансформироваться и меняться порой кардинально)
  • максималисты (в стопкАХ столько, сколько даже и не знаю, пусть лежит глаз радует)
  • магнаты чего-либо (в стопке есть любимый один шарф в нескольких длинах, или в разных покрасках, или разных годов выпуска)
так же можно провести классификацию по степени маньячества, и эта степень не связана непосредственно с количеством шарфов:
  • начинающие маньяки (активно собирающие информацию, перелопачивающие интернет и изучающие матчасть, пытающиеся робко выудить что-то интересное, а главное определить что является интересным)
  • маньяки (люди оооочень увлеченные шарфами, проявляться может по разному - поиски и вылавливание раров, лак в тон слинга, носочки у детя в тон слинга, пара слингов в авоське (а вдруг пригодиться) и пр., были прекрасные 10 признаков в диди-всем)
  • маньячеллы (крайняя степень свернутости на слингах, что не всегда плохо, просто так получилось), часто используется как высшая похвала в соответствующем окружении
  • олдовые маньяки ( те кто почти не носит, то есть не использует слинг по непосредственному назначению, но продолжает общаться в тусовке, владеет стопкой, иногда очень даже рарной, продолжает покупать новинки в виде не только шарфов, но и пупенов или палантинов, встречает слингознаки и слингосимволику в посторонних предметах) 
Система ценностей

тут стоит заметить, что четкой системы нет пока, есть ориентация на естественное материнство, но это не доминанта.
Ценности в том, чтоб быть рядом с деткой, чтоб деть чувствовал мамино тепло; чтоб не сидеть дома, а развиваться и общаться, быть мобильной.
Многие, на первый сторонний взгляд абсурдные вещи, в действительности являются хорошими механизмами снятия усталости, эмоциональной напряженности, способствуют росту самооценки и просто стимулируют: охота за лимитом или раром, джинсы или лачок под слинг, даже просто поболтать о слингах, - это эффективный допинг хорошего настроения.

А соответственно, слингосообщество порождает ряд дополнительных тем, объединяющих слингомам, помимо слингов, точнее на начальном этапе связанных со слингами, а в дальнейшем способными развиваться самостоятельно или присоедениться к некому другому сообществу: путешествия с детками, детские фото, совместные покупки, очки и пр.
Несомненные достоинства субкультуры в том позитивном образе материнства, который транслируют участники, в постепенном изменении стереотипов в отношении образа жизни мамы с младенцем. Ряду слингомам сообщество дает кроме социальной комфортной среды и новых знакомств, новые навыки и знания,  идеи в отношении трудоустройства и пр.

Исходя из этого, данная субкульура является социально позитивной . 
Пожалуй здесь я и остановлюсь )))

Слинг больше, чем просто тряпочка, больше, чем средство транспортировки детки. Слинг - это помощь в том, чтоб сохранить и выстроить особый образ жизни.

Сразу замечу, что данный пост это схематичное и краткое описание явления, представленные наброски классификаций как вебберовские "идеальные типы" лишены подробного наполнения и являются условной матрицей. Часть явлений здесь не затронуты вообще )

Итак, Ваши мысли?

Previous post Next post
Up