Когда поют монахи (часть 1) - Музыка и архитектура Ватикана

Jun 30, 2013 01:52



Статуи святых Доменика и Франциска работы Карло Мональди - базилика - Мафра, Португалия









image You can watch this video on www.livejournal.com



Григорианские песнопения





Григорианский хорал - это традиционное литургическое монодийное песнопение римско-католической церкви. Исполняется мужским хором в унисон. Его неторопливое течение создаёт ощущение отрешения от реально текущего времени и погружения сознания в вечность. Языковая основа хорала - латынь. Весь стиль этого одноголосного пения, отсутствие в нем второго плана - звуковой перспективы напоминает принцип плоскостного изображения в средневековой живописи.

Монодия - одноголосие.

Классический тип ранней средневековой музыки складывался постепенно. Перед римской церковью, стремившейся сконцентрировать в своих руках всю духовную власть над западноевропейским миром, встала задача создания единого культового ритуала и соответствующей ему богослужебной музыки. Из огромного числа бытовавших в церковной практике напевов были отобраны наиболее употребительные и отвечающие духу религиозности. Они распределились по дням церковного календаря, каждый был строго связан с определенным моментом церковной службы.


Название "григорианский" произошло от того, что отбор и канонизация текстов и напевов были начаты в конце VI-го века при папе римском Григории I Великом. Сами песнопения Григорий I подверг обработке, придал их звучанию бОльшую строгость и стилистическое единство. Некоторые напевы он сочинил сам. Так появился "Антифонарий" - полный свод католических григорианских хоралов.

В церкви Святого Иоанна Крестителя на Латеране в Риме, начиная ещё с XI-го века - со времени понтификата папы Григория VII, исполняли именно григорианский хорал, в то время как в других церквах Рима по-прежнему практиковалось староримское пение.

Староримское пение (распев) - региональная традиция церковной монодии католиков, которая существовала в эпоху Средних веков в Риме, прежде чем была вытеснена григорианским пением.

Среди различных монашеских орденов исключительное положение занимает Францисканский орден, который является главным носителем григорианского хорала, сохранившим его в чистоте и неизменности. Францисканцы использовали литургию Римской Курии, заимствуя папское богослужение в церкви Святого Иоанна Крестителя на Латеране.

Папа Григорий I
Франсиско де Сурбаран (1598-1664)


Францисканцы - монахи католического нищенствующего ордена, основанного в Италии в 1207-1209 годах Франциском Ассизским. Организация францисканцев выросла из религиозного братства миноритов, созданного с целью проповеди в народе евангельских истин: бедности, аскетизма, любви к ближнему.
В 1223 году папа Гонорий III утвердил устав ордена. Основание этого ордена положило начало другим нищенствующим орденам. Францисканцы, одетые в коричневую шерстяную тунику, перепоясанные верёвкой, в сандалиях на босу ногу, странствовали по стране с проповедями. Наряду с доминиканцами они участвовали в инквизиции. В 1525 году как ответвление ордена францисканцев возник орден монахов капуцинов. Францисканцы подверглись гонениям во время революций в Европе XVIII-XIX веков. К концу XIX века орден был восстановлен. Орден францисканцев занимается миссионерской деятельностью в странах Азии и Африки.
Вместе со своими ответвлениями орден насчитывает около 50000 членов, в том числе в Европе более 28000 человек.

Голова францисканского монаха
                                                                                                                                                                                         Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

После проведения небольших корректировок в латеранских хоральных книгах (1244-1254) францисканцами были созданы свои собственные образцовые экземпляры "Антифонария" и "Градуала", после чего внесение каких-либо изменений в текст певческих книг было категорически запрещено.

Антифонарий - в богослужении католиков обиходная книга с песнопениями и текстами для служб оффиция - богослужений суточного круга.
Градуал - в богослужении католиков обиходная книга с песнопениями и текстами для мессы.

В 1278 году по распоряжению папы Николая III францисканские книги распространяются во всех римских церквах, таким образом, староримский хорал заменяется григорианским во францисканской редакции. В дальнейшем францисканская литургия получает общецерковный ранг, когда по решению Тридентского собора издаются обязательные для всей Католической Церкви "Бревиарий" (1568) и "Миссал" (1570), в основу которых был положен текст именно францисканских книг.

Бревиарий - в богослужении католиков книга, по которой совершается Литургия часов - богослужения суточного круга.
Термины "бревиарий" и "оффиций" используются и по сей день наряду с термином "литургия часов".



image Click to view



Chant - Music for paradise - Music for the soul
Григорианские песнопения - Музыка рая - Музыка души







Базилика Святого Иоанна Крестителя на Латеране в Риме

Именно в церкви Святого Иоанна Крестителя на Латеране григорианские хоралы стали исполняться раньше, чем в других католических церквах.

image Click to view


Basilica di San Giovanni in Laterano , Roma , Italia
Базилика Святого Иоанна Крестителя на Латеране в Риме, Рим, Италия

Центральный фасад базилики Святого Иоанна Крестителя на Латеране в Риме называют самым красивым в Риме. Силуэт собора виден с любой римской возвышенности.

Это одна из древнейших христианских церквей и самая первая христианская церковь в Риме. В католической иерархии церквей этот храм стоит надо всеми остальными храмами мира, включая и собор Святого Петра.
Об этом свидетельствует надпись над входом: "Святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава".

Базилика Святого Иоанна Крестителя на Латеране в Риме была основана в эпоху императора Константина. Это мощное архитектурное сооружение монументального коринфского ордера.
Коринфский ордер - один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.

Центральный корпус украшен балюстрадой, которая придаёт ему ярко выраженную барочную окраску.
Над балюстрадой возвышаются колоссальные статуи Христа, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и Учителей Церкви.
В церковь ведут пять входов с лоджиями над ними. Крайний вход справа известен под названием Порта Санта (Святые Ворота) и используется только по церковным праздникам.

В античности на месте базилики находилось поместье знатного семейства Латеранов. Приняв христианство, император Константин Великий подарил Латеранский дворец (доставшийся ему как приданое) римскому епископу.
Папа Сильвестр I в 324 году освятил вновь построенную базилику в честь Христа Спасителя, в X веке её небесным покровителем был объявлен Иоанн Предтеча, а ещё через двести лет - Иоанн Богослов. Несмотря на эти перемены в посвящении, храмовым праздником всегда оставалось Преображение Господне.

В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце.
В этом дворце состоялось пять вселенских соборов.



Интерьеры базилики Святого Иоанна Крестителя на Латеране в Риме

image You can watch this video on www.livejournal.com



Григорианские песнопения в сопровождении органа

Алтарная часть базилики обращена на запад, как и у некоторых других раннехристианских церквей. Это произошло под влиянием восточного культа бога Митры. Лишь в V веке ориентация церквей на восток стала непреложным правилом при строительстве храмов.

В храме хранится множество христианских реликвий. Среди которых можно выделить часть Ризы Богородицы и часть губки со следами крови, с которой, по преданию, напоили Иисуса Христа уксусом при распятии.
В папском алтаре хранится драгоценная реликвия - грубая деревянная доска, служившая Святому Петру для совершения обряда богослужения в катакомбах.
Кроме того в соборе в табернакле XVI века, выполненном Джованни ди Стефано, над папским алтарем за ажурной решёткой в двух реликвариях из позолоченного серебра, выполненных в форме поясных бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла.

Табернакль - сердце готического собора, расположен там, где центральный неф пересекается с трансептом.
Трансепт - поперечный неф (корабль) в базиликальных и крестообразных в плане храмах, пересекающий под прямым углом основной (продольный) неф и выступающий концами из общей массы сооружения.

Табернакль в архитектуре - характерная преимущественно для готического церковного зодчества башнеобразная открытая пристройка или архитектурно оформленная ниша, предназначенная для размещения статуй. В католических храмах - сооружение для хранения предметов религиозного поклонения, часто богато украшенное (резьбой, скульптурными изображениями).

Крайняя правая - "юбилейная" дверь собора открывается только в Юбилейный год. В самом соборе сохранилась фреска Джотто, изображающая папу Бонифация VIII, впервые объявляющего 1300 год юбилейным.

Роскошный потолок предположительно был расписан Пирро Лигорио.

Мраморный узорчатый пол в базилике считается одной из самых ярких работ знаменитых мастеров семьи Космати, которые сами себя именовали римскими мраморщиками. Инкрустационный стиль, разработанный ими, совершенствовался несколькими поколениями. Стиль этот заключается в отделке стен и полов тонкими мраморными плитами разного цвета. Плитки тщательно подгоняли друг к другу, в результате чего складывался причудливый узор из геометрических фигур: квадратов, окружностей, ромбов, прямоугольников и полос различных размеров.






Сикстинская капелла
3D-экскурсии, чтобы осмотреть Сикстинскую капеллу полностью, кликайте на картинку.

Сикстинская капелла - бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473-1481 годах архитектором Джордже де Дольчи по проекту архитектора Баччо Понтелли. Капелла строилась по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название. Внешне - это незавидное здание, но внутри - это музей, выдающийся памятник Возрождения, который используется также для проведения конклавов, на которых кардиналы избирают нового папу римского.

Прямоугольное помещение капеллы украшено росписями стен, выполненными в 1481-1483 годах Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу папы Сикста IV.

В 1508-1512 годах Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками по заказу папы Юлия II.
500 лет назад, 31 октября 1512 года, Папа Юлий II отслужил торжественную вечерню в честь создания фресок на своде Сикстинской капеллы. 31 октября 2012 года, в тот же час, папа Бенедикт XVI повторил торжественную церемонию в честь пятисотлетнего юбилея капеллы.
А в 1536-1541 годах Микеланджело расписывал алтарную стену по заказу папы Павла III - это фреска "Страшный суд".

Люнет, люнетта - в изобразительном искусстве и архитектуре - это поле стены, ограниченное аркой и её опорами в форме полукруга или сегмента круга и горизонталью снизу, располагающееся над дверями или окнами. В сквозных люнетах помещаются окна. Глухие люнетты часто украшались живописным или скульптурным декором. Люнеттами также называют дугообразные части створчатого алтаря и полукруглые картины на античных стелах.

Распалубка - небольшой свод, образованный пересечением двух взаимно перпендикулярных цилиндрических поверхностей.

С конца XV века в Капелле проходят конклавы. Первым конклавом, прошедшим в Капелле, был конклав 1492 года, на котором был избран папа Александр VI. Капелла была освящена 15 августа 1483 года в день праздника Вознесения Богоматери.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Gregorio Allegri - Miserere mei, Deus

"Miserere mei, Deus" (Помилуй меня, Боже) - это переложение пятидесятого псалма на музыку, созданное итальянским композитором Григорио Аллегри (1582-1652) во время понтификата папы Урбана VIII в начале 1630-х годов, для исполнения в Сикстинской капелле во время утрени в среду и пятницу Страстной седмицы.

"Miserere mei, Deus" - самое знаменитое сочинение Аллегри. Произведение написано для 2-х хоровых составов из пяти и четырёх голосов. Один из хоров поет в средневековом стиле Фобурдон, основанном на григорианском хорале.
Долгое время партитура сочинения была засекречена и недоступна для широкой публики, так как Ватикан, хранитель единственной копии рукописи, желал сохранить секрет шедевра в тайне, и запретил копирование "Miserere mei, Deus" под угрозой отлучения от Церкви. К партитуре имели доступ только музыканты, которые исполняли его один раз в год в Сикстинской Капелле.

Тем, что это произведение стало достоянием широкой публики, мир обязан гениальному Вольфгангу Амадею Моцарту, который вместе с отцом побывал в Ватикане в 1770-ом году. 14-летний Моцарт, прослушавший исполнение Miserere, запомнил его целиком на слух и в точности записал по памяти.
Вариант, записанный Моцартом, к сожалению, не сохранился.

В 1771-ом году ноты "Miserere mei, Deus" были изданы в Англии известным путешественником и историком музыки доктором Бёрни.
Оригинальная ватиканская рукопись была издана значительно позже в Лейпциге.

image Click to view



Микеланджело, потолок Сикстинской капеллы






Собор Святого Петра в Риме
3D-экскурсии - кликайте на картинку.

"Miserere mei, Deus" Григорио Аллегри - эталон католической хоровой музыки. Хоть и написано произведение было специально для Сикстинской капеллы, но, начиная с 1653 года, оно исполнялось только в римском соборе Святого Петра.

Собор Святого Петра (Базилика Святого Петра) - католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римской католической церкви. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость собора - около 60 000 человек.

image Click to view



Собор Святого Петра и Государство Ватикан



Собор Святого Петра в Ватикане

Когда-то на том месте, где теперь стоит Собор Святого Петра, располагались сады цирка Нерона (от него остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Святого Петра).
Первая базилика была построена в 326-ом году, в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещён над могилой, со второго века считаемой захоронением Святого Петра, принявшего в 66-ом году мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800-ом году папа Лев III короновал Карла императором Запада. В XV-ом веке базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.

Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора Святого Петра. В 1506 году был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами).
После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму.
Наконец, в 1546 году руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII века по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрыт фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.
Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656-1667 годах площадь перед собором - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

image Click to view



Площадь Святого Петра

3D-экскурсия по Площади Святого Петра ночью.





Григорианский хорал сыграл огромную историческую роль в развитии музыкального искусства Западной и Центральной Европы. Этот вид литургического пения находится у истоков европейской профессиональной музыки. На основе григорианского хорала развивалось раннее многоголосие.
Григорианские мелодии использовали как тематическую основу многих духовных произведений такие известные композиторы: Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525 или 1626-1594), Иоганн Себастьян Бах (1685-1750), Ференц Лист (1811-1886), Венсан д’Энди (1852-1931).

image Click to view



BACH J.S. - Toccata & Fugue in d minor
Иоганн Себастьян Бах - Токката и фуга ре-минор
Kurt Ison, Sydney Town Hall
Партия органа - Курт Айсон, Сиднейский городской дворец

Токката - (от итальянского трогать, толкать) - первоначально любое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле - это инструментальная пьеса в быстром темпе и с чётким ритмом.
Обычно токката пишется для фортепиано или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов.

Фуга - (от латинского бегство, погоня) - музыкальная форма, являющаяся наивысшим достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет в основном или изменённом виде тему - короткую мелодию, проходящую через всю фугу.

Полифония - многоголосие.









image You can watch this video on www.livejournal.com



Григорианские песнопения

ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА

скульптура, Ватикан, Иоганн Себастьян Бах, архитектура, григорианские песнопения, духовная музыка, кино документальное, 3D-экскурсии

Previous post Next post
Up