Click to view
Горький шоколад, сладкий чай
Олеся Ярославская - авторская песня
Исполняет - группа "Тутси"
С чего начинается утро каждого из нас? Будильник, зарядка, лёгкий завтрак или просто чай-кофе-какао-шоколад, кто что любит, с бутербродом или без под бодрящую музыку или утреннюю телепередачу.
Говорят, что люди делятся на тех, кто любит чай и собак, и тех, кто любит кофе и кошек. Не знаю, не знаю... Хотя, лично я предпочитаю кофе, а кошек просто обожаю.)))
Чай, кофе, какао и шоколад как бодрящие утренние и не только напитки давно и прочно вошли в нашу жизнь. Они стали не только элементом культуры питания, но и элементом культуры как таковой.
А как мы говорим? О загаре - шоколадный; о парфюмерных ароматах - обладающий устойчивым запахом кофе, содержащий шоколадную компоненту; о глазах - шоколадного или чайного цвета...
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) - Чаепитие
Click to view
Эти глаза напротив
Давид Тухманов на слова Татьяны Сашко
Поёт - Валерий Ободзинский
Любимая утренняя телепередача у каждого тоже своя. Более двадцати лет подряд моей любимой утренней телепередачей была программа "Kawa czy herbata?" (Кофе или чай?) польского телеканала TVP, что неудивительно, поскольку с Польшей меня связывают родственные связи и многие годы деловых отношений. Это была обычная передача, дающая хороший настрой на день. Передача выходила с 6.00 до 8.00 часов утра, а в некоторые годы и до 9.00 по варшавскому времени по будним дням и рассказывала обо всём полезном и интересном, что происходило в Польше. И это давало возможность, что называется, держать руку на пульсе жизни Польши и поляков.
К сожалению, ровно год назад передача своё существование прекратила. Что ж, у всего есть своё начало и есть свой конец и только Вселенная вечна и бесконечна.
Ниже приведен фрагмент одного из выпусков этой утренней программы. У телепередачи в гостях небольшой коллектив артистов Хора имени Александрова и руководитель польской организации E.A.R (Европейское Агентство Рекламное), который организовывает гастроли ансамбля и представляет польским зрителям военных артистов из России, - Пётр Скульский.
Click to view
Kawa czy herbata? - Chór Aleksandrowa
Кофе или чай? - Хор Александрова
Перевод с польского аннотации к этому видео:
Интервью с участниками знаменитого русского хора Александрова, который только что начал почти месячный тур по Польше. Хор был создан в октябре 1928-го года как ансамбль Дома Красной Армии имени Михаила Фрунзе, а основателем хора был русский композитор и дирижер Александр Васильевич Александров, профессор Московской консерватории, автор мелодии гимна Советского Союза и многих других массовых и армейских песен. Он руководил хором до самой своей смерти в 1946-ом году, позже его обязанности перешли в руки его сына, тоже композитора Бориса Александрова, который дал ансамблю название: Хор имени Александрова.
Писала в своём втором журнале о том, как принимают Хор Александрова в Польше, где этот коллектив постоянный гость, -
"Когда поют солдаты - Хор Красной Армии имени Александрова", и вообще о том, что представление о поляках как русофобах, которое часто-густо бытует в России, мягко скажем, несколько преувеличено.
Click to view
Chór Alexandrowa - Hej sokoły
Chór Alexandrowa we Wrocławiu (2009)
Польская песня "Гей, сокОлы!" на слова поэта Томаша Падуры (Tomasz Padura)
Вроцлав (2009)
Click to view
Самовары-самопалы
Новиков Анатолий Григорьевич (1896-1984) на слова Алымова Сергея Яковлевича (1892-1948)
Исполняет дважды Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А.В.Александрова
Песня "Самовары-самопалы" о тульских мастерах, написанная в 1940-ом году, вроде бы, попадает в чайно-кофейно-утреннюю тему. Но только по названию. Нужно не забывать, что Тула это не только город самоваров да пряников, но, в первую очередь, город оружейников.
Чай миру подарили китайцы, они же научили человечество употреблять чай как напиток. Чайный куст впервые упомянут ими почти 4700 лет тому. Иероглиф для обозначения чая - один из самых древних. Он появился ещё в V-ом веке, когда возникло само слово "чай".
Существует легенда о его происхождении, объясняющая начертание иероглифа. Один китайский святой заснул во время молитвы, разгневавшись за это на самого себя, он отрезал себе веки, чтобы они у него никогда больше не слипались. Из брошенных век и вырос чайный куст. Иероглиф для обозначения век и чая - один и тот же и в китайском, и в японском языках. В Китае чай имеет сотни названий, в зависимости от района, но самое употребительное, обобщающее и чаще всего присутствующее в сложных составных названиях - это "ча", что значит "молодой листочек".
Первоначально настой чайных листьев применяли в медицинских целях. Со временем его стали употреблять как напиток. Этому способствовали буддисты секты Чань, практиковавшие долгие медитации, которые начали пить чай, чтобы продлить состояние бодрствования.
Во времена правления династии Тан чаепитие становится модным занятием у знати и аристократов, но вкус чая существенно отличался от современного. В то время заваривали порошковый чай и пили его не сладким, а соленым. Позднее чай из напитка аристократов становится общедоступным, из рецептов его приготовления исключается соль.
Чай помогает сохранять здоровье и, конечно же, позволяет наслаждаться своим восхитительным вкусом и потрясающим ароматом. Однако на этом свойства чудесного напитка не заканчиваются: в Китае очень распространено гадание по плавающим чаинкам. Желаю всем, чтобы вам выпали самые хорошие и добрые предсказания.
В любом случае не стоит относиться к гаданию чересчур серьезно, ведь это просто игра.
Гадание на чае
Для того, чтобы погадать, кликните на картинку.
Китайский чайный набор
Употребление чая в Японии началось в VII-VIII веках, а в 1191 году началась история собственно японского чая, когда монах Дзен Эйсай, согласно легенде, достал в Китае семена и начал выращивать их в своем монастыре рядом с Киото. Уже через 30 лет Дзен Эйсай в двухтомной работе описал основные сорта японского чая и особенности их выращивания. Также в труде рассказывалось о полезных свойствах напитка, который позволял вылечить ряд заболеваний.
Изначально чай в Стране восходящего солнца употреблялся только избранными. Его пили религиозные деятели, аристократы, дворяне, а также монахи. Лишь последние знали, как заваривать японский чай для различных религиозных ритуалов. Однако настоящий этикет церемоний был заложен позднее философом Сэн Рико. Он создал течение "Путь чая", и тогда японский чай обрел новую историю и его стали пить даже крестьяне - при условии уплаты чайного налога.
В Японии существует давняя традиция так называемой "чайной церемонии", которая и ассоциируется у нас именно с Японией, хотя зародилась она в Китае. Японцы переняли эту церемонию и добавили к ней своё, что и сумели сохранить до наших дней. Проводят чайные церемонии в специальных чайных домиках, которые расположены в небольших чайных садах. Если такой возможности нет, тогда проводят церемонию в специальной чайной комнате.
Смысловая нагрузка, которая вкладывалась в эту церемонию, отражала течения буддизма и дзен-буддизма. Для восточных народов всегда была важна духовность. Проведения чайной церемонии была идеальным ритуалом, чтобы постигать новые философские истины и продолжать погружаться в религию.
За чайной церемонией человек может ощутить внутреннюю гармонию, ощущение уюта и покоя. Недаром в чайном домике принято было читать изречения мудрецов. В такой обстановке человек мог осознать то, на чём не мог сосредоточиться, пребывая в своих заботах и делах.
Чайная церемония - старинная японская живопись
Японская посуда для чайной церемонии
По поводу того, когда и как чай появился в России, существует множество легенд, но достоверно известно, что само слово "чай" в русском языке впервые встречается в медицинских текстах середины XVII-го века - в "Материалах для истории медицины в России", к примеру.
Сначала чай стал популярен, прежде всего, как лечебный напиток, но вскоре начал употребляться просто для удовольствия. К середине XVII-го века в Москве уже можно было купить до десяти сортов чая, а в 1679-ом году был заключён договор с Китаем о его регулярных поставках. Практически весь ввозимый из Китая чай поступал в Москву, где продавался наряду с прочими товарами и был, несмотря на высокую цену, достаточно широко доступен.
Торговля чаем велась исключительно на меновой основе: в обмен на чай русские купцы поставляли в Китай ткани, выделанные кожи, меха, изделия металлургии. Такой вот бартер.
Чаепитие - кумушки
Гжель
Употребление чая на территории России постоянно росло. К XIX-ому веку его пили уже все сословия.
Российская статистика отмечала, что в тех районах, где росло потребление чая, падало потребление крепких спиртных напитков. В целом Россия всегда потребляла больше чёрного чая, чем зелёного, но до начала XIX-го века высококачественный зелёный чай составлял заметную долю в чайном импорте.
В Россию попадали также очень редкие китайские чаи, например, жёлтый китайский "императорский" чай, который китайцы продавали только русским и только за меха. В числе чёрных чаёв ввозились как ординарные сорта, так и дорогие - цветочные (типсовые) чаи. Значительную долю импорта составлял кирпичный чай, по массе его ввозилось практически столько же, сколько чёрного.
До середины XIX-го века распространение чая в России было географически чрезвычайно неравномерным: пили его в основном в городах, на территории Европейской России и Сибири. В то же время на Украине, в Среднем Поволжье, на Дону, в Белоруссии, чай был практически неизвестен. Во второй половине XIX-го века распространение чая стало быстро увеличиваться, а к началу XX-го века Россия стала лидером по абсолютному потреблению чая в мире (исключая Китай, по которому нет достоверных сведений о собственном потреблении чая в это время).
Развитие потребления чая способствовало подъёму тех отраслей промышленности, которые были прямо или косвенно связаны с чайной торговлей. Развилось производство самоваров, особенно, в Туле. Рост потребления чая дал толчок к развитию промышленного производства фарфора в России. Во второй половине XIX-го века основным производителем "массового" чайного фарфора стало "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова", в которое вошли многие ранее самостоятельные фарфоровые и фаянсовые фабрики России.
В начале XX века каталоги фарфоровых заводов содержали сотни видов чайных пар, сервизов и отдельных предметов сервировки чайного стола, любых форм, размеров и расцветок, на любой вкус и кошелёк.
Антикварная чайная посуда производства заводов Матвея Сидоровича Кузнецова (1846-1911)
Чай и чаепитие стали обязательными элементами русской застольной культуры. Появились заведения общественного питания, которые назывались "чайными". Чаем со сладостями заканчивались трапезы и будничные, и праздничные. За чаем обсуждались дела семейные, за чаем принимались важные решения. Пригласить гостей можно было не на обед или ужин, а просто на чай. А уж что будет подаваться к чаю, про то хозяйка знала. Чаёвничали и в городах, и в сёлах. За вечер выпивали не один самовар - чаи гоняли. Как красочно описывал Владимир Алексеевич Гиляровский московский обычай чаёвничать!
Чай пили и пьют не только из чашек, но и из стаканов. А к стаканам в таком случае обязательно нужен подстаканник. Тот, кто хоть один раз ехал в поезде, знает о чём разговор. Подстаканники в поездах из нержавейки, а вот в домах у многих сохранились либо прадедушкины-прабабушкины серебряные, либо родительские - мельхиоровые. Хотя и серебряные подстаканники до сих пор в ходу, но по большей части в виде подарков.
Подстаканник - серебро
Конец XIX-го века
Сегодня одно из бывших кузнецовских производств - фарфоровый завод в Дулёво выпускает замечательную чайную посуду в широком ассортимента. Среди всех изделий выделяются ярко разрисованные цветами чайники ёмкостью 4,5 литра. А что - чаёвничать, так чаёвничать! На такой чайник, чтобы не остывал чай, просто просится кукла-грелка. Чайник этот с двумя ручками, раньше такие чайники назывались трактирными.
К сожалению, семейные чаепития утратили своё прежнее значение - всё то мы нынче бежим, всё то спешим. А чай спешки не терпит. Хотя на праздники, особенно, на Масленицу во многих домах вспоминают обычаи предков и всей семьёй да с гостями сидят за чайным столом с самоваром, пусть и с новомодным - электрическим, но и он создаёт особую уютную атмосферу чайных посиделок.
Девочка с чайником
Дулёвский фарфор
Парочка у самовара - Киевский фарфоровый завод (КФЗ)
Click to view
Чашка чая
Вячеслав Добрынин на слова Михаила Рябинина
Исполняет ансамбль "Весёлые ребята"
Грелки на чайник
У самовара я и моя Маша - Федоскинская роспись (шкатулка)
Click to view
У самовара я и моя Маша
Фаина Марковна Квятковская (Фанни Гордон) - музыка и перевод с польского текста Анджея Власта
Поёт - Пётр Лещенко
Чаепитие - Дымковская игрушка
Кустодиев Борис Михайлович, родился в 1878-ом году в Астрахани, - русский художник. Замечательный портретист и мастер жанровых сцен из русской жизни. Помимо этого Кустодиев работал и как театральный художник.
В 1903-ем году Кустодиев заканчивает учебный курс Петербургской Академии художеств с золотой медалью и с правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Ещё до окончания курса он принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации).
С 1907 года - член Союза русских художников.
В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств.
В этом же 1909-ом году у Кустодиева диагностируют опухоль в области позвоночника. Несколько операций принесли лишь временное облегчение, последние пятнадцать лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу и вынужден был писать лежа.
Хирург, который делал одну из операций, сказал жене Бориса Михайловича, что в результате операции удастся сохранить подвижность либо рук, либо ног. На что она воскликнула: "Конечно руки - без работы он просто умрёт!"
Умер Борис Кустодиев в Ленинграде в 1927-ом году.
Первая самоварная мастерская в России была открыта в Москве в 1766-ом году, но гораздо большую известность получили мастерские, открывавшиеся одна за другой в Туле. В 1778-ом году в Туле братьями Лисицыными было начато первое производство самоваров.
Очень скоро тульские мастерские превратились в полноценные фабрики, где изготовляли самовары самых различных форм и объёмом. Популярность тульских самоваров была огромной, изделий явно не хватало, несмотря на их высокую по тем временам стоимость.
К 1812-ому году в Туле работало девять самоварных фабрик, а к 1820 - тринадцать. Самыми лучшими считались самовары братьев Ломовых. Их изготавливалось до 1200 штук в год, самовары делались из лучших сортов красной меди, оценивались на вес и стоили по 90 рублей за пуд (1 пуд=16 кг).
В 1826-ом году тульскими самоварными фабриками было изготовлено 4043 самовара, и каждый год число самоваров только увеличивалось.
В 1840 году за высочайшее качество своих самоваров фабрика Ломовых получила право устанавливать на свои изделия герб российского государства. Самовар становится одним из символов России и успешно продаётся не только внутри страны, но и за её пределами.
В 1850-ом году в Туле функционировало 28 самоварных фабрик, и выпускалось уже 120 000 самоваров за год.
А к 1890-ому году в Туле работало уже 77 фабрик.
Вот такой была популярность этого обязательного для русского чаепития прибора, ставшего его символом.
Женщина с самоваром
Дулёвский фарфор
Тульские самовары от старинных до современных
Click to view
Тульский самовар - музыкальная композиция
Композитор - Виктор Купревич
Исполняет джаз-ансамбль "Балалайка" под руководством Виктора Купревича
Помимо прочего, Тула - родина знаменитого лакомства - тульского пряника, который так хорош к чаю.
Впервые тульский пряник упоминается в писцовой книге 1685-го года. Прянику этому суждено было прославить тульский край. В Туле на фабрике "Старая Тула" есть музей под названием "Тульский пряник". В музее хранятся самые разнообразные старинные пряничные формы, семейные фотографии мастеров и архивные материалы. Здесь есть и самый маленький пряник, и гигантский - пудовый, единственный в стране.
Пряники были разных видов и сортов, с начинкой и без начинки, с разными составом теста, степенью его насыщенности специями, выдержкой, качеством муки и формой - лепные, вырезные и печатные. Среди печатных пряников наиболее известны тульские сырцовые, медовые, сливочные, коричневые с мраморно-глянцевой поверхностью, зубчатым краем, золотистым тестом и фруктово-ягодной начинкой.
И сегодня тульские пряники - загляденье и объеденье!
Click to view
Телевизионная передача из серии "А ля рюс" - "Тульский пряник"
Ведущая передачи - Александра Вертинская
Тульские пряники
Пряники русские
Виктор Купревич на слова Михаила Хотимского
Поёт - Жанна Горощеня
Русское чаепитие - Дулёвский фарфор
Жданов Владимир Юрьевич родился в 1959-ом году в Омске - советский и российский художник.
Окончил Красноярский государственный художественный институт и Омский государственный педагогический университет. В настоящее время художник живет в Гатчине (Санкт-Петербург).
Его работы находятся во многих частных коллекциях в России и за рубежом, в частности в коллекциях: министра иностранных дел Германии, мэра Нью-Йорка, консула США в Санкт-Петербурге, американского посольства в Москве.
О художнике сняты два фильма, один из которых был представлен на Всероссийском фестивале телефильмов в Санкт-Петербурге в 1998 году.
Кофе или чай? - А, может, шоколад? (часть 2- Кофе) Кофе или чай? - А, может, шоколад? (часть 3- Шоколад)