Моя статья в сборнике к конференции.
РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Овладение бытовыми навыками как терапия и развитие
Фиалкова Екатерина Андреевна, лечебный педагог, арт-терапевт
Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми (БФ «Здесь и сейчас»), г. Москва.
Эта статья изначально была адресована для родителей детей с особенностями. Тех, кому по разным причинам (проблемы с моторикой или отсутствие мотивации, волевые проблемы и т.д.) реально трудно обучать ребенка одеваться, обуваться, кушать самостоятельно.
Обучить детей этим навыкам - задача для родителей непростая, а уж поддерживать каждый раз ребенка в этом процессе, а не одевать его второпях - так вообще подвиг! Даже если у ребенка нет непосредственных проблем с подвижностью рук, а только с направленным вниманием или с мотивацией. Фразы: «Да, он все умеет, только мы торопимся!», «Ой, мне так быстрее!», «Да мне проще самой покормить, она все перепачкает», - я слышала невероятное количество раз, работая в школе с особыми детьми. И я могу точно сказать, что это - тупик.
Это бывает трудно, но необходимо присутствовать своим вниманием с ребенком в процессе, а не общаться в это время с кем-либо. Или, что часто бывает, не разговаривать на отвлеченные темы с самим дитем и тем более не ругаться на него, одевая его с раздражением.
Почему же обязательно нужно добиваться того, чтобы ребенок сам делал то, что потенциально может сделать, когда вам за него все это сделать быстрее и проще?
Думаете, вы все знаете на эту тему? Это не только вопрос про самостоятельность ребенка или зависимость от взрослого (тотальная зависимость в самых простых вещах).
Научить ребенка самым простым вещам - не просто необходимость, это очень важные упражнения для развития:
- присутствия в процессе;
- моторных навыков;
- концентрации внимания на поставленной задаче: одеваясь, надо понимать где рука, как она двигается, где ноги, голова, попа, талия;
- это фактически упражнение для малыша на присутствие в самом себе;
- каждый раз это географический обзор собственного тела, что для некоторых детей бывает трудно, но необходимо;
- одеваясь, надо не отвлекаться, не уходить в свою «никуду», доделывать;
- это еще и проживание различных тактильных ощущений от различных вещей, если осознанно обращать внимание ребенка на это.
И это еще не все! Это также и социальные отношения и со взрослыми, и с детьми.
А также развитие самых простых навыков способствует развитию интеллекта (это же задачка, которую нужно решить ребенку!)
Итак, почему же нельзя помогать ребенку делать то, что он уже умеет делать? Ну, кроме того, что вы искусственно удерживаете его в младенческом инфантильном состоянии?
У ребенка и так отсутствует внимание к процессам вокруг него, и когда его одевают тоже. Навык не закрепляется, не становится со временем автоматическим, желание преодолевать трудности не пробуждается. Осваивать дальнейшие процессы по-прежнему трудно.
Получается, что все действия для ребенка трудны: одевание и еда, мытье рук и вытирание, - и все может сделать другой - взрослый. И с возрастом продвижение становится все труднее, многие действия так и не закрепляются, зависимость от взрослых сохраняется. И чем дальше - тем слабее мотивация к самостоятельности.
Что же реально мешает родителям не делать за ребенка то, что он уже умеет?
Это важно понять, и об этом важно говорить. Например, сильно мешает спешка. Взрослые слишком мало времени закладывают на одевание. И на дорогу. Кому-то мешает раздражение. Очень трудно смотреть на неумелые детские ручки, как он отвлекается, «тормозит», не умеет. Да еще если он уже наполовину одет, ему жарко, маме жарко.
Кроме того, зачастую родители считают эти навыки неважными, то ли дело буквы или математика! Да еще кажется, что он всегда будет такого возраста. Теоретически мама знает, что он вырастет, а на самом деле не осознает, что время бежит слишком быстро. И … привычка, материнская привычка заботиться о своем малыше (сколько бы ему ни было лет). Кстати, излишнюю опеку можно наблюдать и у пап, и у всех ближайших родственников. Инстинкт заботы: помочь другому делать то, что у него плохо получается. В норме ребенок, когда дозревает, начинает бунтовать против излишней помощи: «Я сам!» А чтобы учить ребенка с особенностями, получается, что нужно «наступать» на собственные инстинкты, а это не всегда просто. И, кстати, при этом всегда сомневаешься: может, раз ему это так трудно, и не стоит сейчас учить, отложить еще?
И важное, очень важное! Непреходящая усталость родителей! И в дополнение к этому непонимание реальной важности умения ребенка за собой следить, одеваться, убираться, накрывать на стол и т.д.
Как к этому подходить?
С любым маленьким ребенком, который еще и не помышляет о самостоятельности, нужно быть в процессе целиком. Так же и с ребенком с особенностями, какого бы он ни был возраста, нужно обговаривать, что делается и как, вкладывая в процесс максимум вашей любви. Даже нежелание ребенка раздеваться-одеваться можно обыгрывать и проговаривать. И делать все так медленно, как это необходимо именно для вашего малыша. Чтобы он успевал за процессом, нужно дожидаться, когда он посмотрит на свою ручку, ножку, пяточку, которая попала или не попал в носочек, в ботиночек. Гладить спинку, одетую в кофточку, обращать внимание на воротник, на кармашек, картинку, цвет (уже целый урок на внимание и мотивацию, на проговаривание эмоций). И хвалить, хвалить, хвалить! Радоваться тому, что получается. Трудность заключается в том, что делать это нужно каждый раз. То есть начинать за некоторое время, понимая, что это необходимо для его развития (как телесного, так и волевого и эмоционального). И кроме того, давать имена всем вещам, которые используете. Это все гораздо актуальнее для ребенка, чем многие занятия с карточками и пирамидками. Очень помогают стишки, песенки, образы. Самые-самые простые. Игра, юмор очень оживляют любое действие и пробуждают внимание взрослых и деток.
Конечно, родителям надо обращать внимание, обдумывать, как ребенок может двигать ручками, вдевая их в рукавчики, что должны делать ножки, чтобы попасть в ботиночек. Как увидеть пуговку и попасть в нужную дырочку. Нужно делать паузу, наблюдая за деткой - где его внимание? Нужно задаваться вопросом, как направить внимание в нужную сторону. Если ребенок медленный, может быть, надо просто подождать, пока он сообразит, что делать с руками-ногами, а если, наоборот, слишком активный и невнимательный - «притормозить» его. А родителям тоже надо справиться со своим темпераментом, преодолеть свои эмоции (или хоть как-то разобраться в них). Но ведь преодоление трудностей и есть развитие любого человека!
При этом важно помнить, что даже если в обучении уже многое достигнуто, поддерживать процесс нужно каждый раз! Дети отвлекаются, забываются, «зависают»... Собственно, взрослые тоже. Поэтому все время нужно держать в голове, что, занимаясь бытовыми навыками, вы значительно вкладываетесь во всестороннее развитие вашего ребенка, способствуете его взрослению и самостоятельности.
http://detivokrug.ru/biblioteka/40-knigi/1066-trudnoe-povedenie-priemnykh-detej-prichiny-profilaktika-puti-pomoshchi#point24 Была написана на основе своего опыта работы с детьми, их родителями, а также из переписки в ЖЖ с коллегами и родителями особых детей))