О школе

Nov 20, 2015 12:30

У всех разные воспоминания и впечатления о школе: кто-то ее ненавидит даже спустя много лет, а кто-то ностальгирует. Я отношусь ко второй категории.
Со школой у меня связано много воспоминаний, плохих и хороших, но тем не менее я вспоминаю только хорошее и нежно скучаю по тем временам.

0 класс.

Да, у нас была "нулёвка", более того, нам ее запилили аж в детский сад. К нам ходила учительница в группу и учила писать, считать. Вместо оценок были печати с солнышками. Зеленое улыбающееся :) - 5, желтое :| - 4 , красное расстроеное солнышко :( - означало 3 или 2, в общем неуд, его очень редко можно было увидеть, учительница старалась его не ставить.
Вообще об учительнице можно написать отдельный пост. Нам нереально с ней повезло. Очень добрая, спокойная, воистину любила работать с детьми. К сожалению, она умерла в мае этого года, еще молодой, ей было слегка за 50, а выглядела она еще моложе...
Всей группой детского сада мы из нулевки пошли в школу. И были неразлучны вплоть до 9 класса включительно. Были, наверно, самым дружным классом из параллели, а может даже и больше.

2-4 класс.

Из нулевки мы попали сразу во второй класс школы. По сути, нулевка была нашим первым классом. Но в детском саду сложно было сказать, что мы учились в первом классе)
Была у нас программа 1-4, то есть 4 класса. Тогда еще система редкая, не то, что сейчас. Английский у нас был тоже с момента пришествия в школу, то есть со 2 класса.
Первые пару лет у нас очень сильно менялись круги общения. С кем я собачилась первый год общения - стали потом подругами на долгие годы вперед) Забавно)

В 3 классе я попала в больницу. Одноклассники слали мне письма и рисунки с пожеланиями выздоровления. Было приятно аж до слез. Конечно, многие это сделали просто из стадного чувства. Но были письма и такие, что трогали душу, и от тех, от кого не ожидала совсем. Я с тех пор переменила свое мнение относительно многих одноклассников. Увы, когда я вернулась из больницы, их поведение не изменилось. Сильно потом я поняла, что это такой их защитный панцирь. Да, даже у таких маленьких детей в их 8 лет..)
После больницы вообще многое изменилось. Некоторые совершенно перестали со мной общаться. Скорее всего, они просто боялись неизвестности, этим грешат даже взрослые, что уж говорить о детях. Другие любопытничали и задавали вопросы, и спасибо им за это. Проговаривая то, что со мной произошло, я словно делила свою боль с ними. И впоследствии с этими людьми я дружила или имела теплые отношения все школьные годы.
Вот, например, моя подруга до нынешних времен Настя вообще меня навещала после больницы (я еще долго после выписки не ходила в школу и училась дома). Мы играли с ней и бесились, казалось, что словно со мной ничего и не случалось. Наверное, благодаря ей я быстро реабилитировалась и забыла ужасы больницы, не чувствовала себя больной, а чувствовала себя обычным шкодливым ребенком. Меня даже мама ругала))
Еще помню грустный опыт. Моя первая любовь меня дразнил за то, что случилось со мной. Это был жуткий удар, учитывая, что до этого случая мы были лучшими (!) друзьями, дружили с 3х лет... Я тогда уже была умной девочкой и понимала, что делает он это из стадного чувства, но от этого было совсем не легче. Чувства длились класса до 9, наверно, умею я любить, ахах :D

В 4 классе мы учились во 2ю смену. Это был интересный опыт. Тогда же я начала свой поход по олимпиадам - русский и английский язык. Очень любила школу, носила даже значок "в школу как на праздник". Может, это был залог моих хороших оценок? xD
Впрочем, я не была отличницей - у меня всегда была одна четверка, как заноза в одном месте - по математике. Точные науки - немного не мое)

Средняя школа.

В 5 классе у нас сменился классный руководитель. С ней мы познакомились еще в 4 классе. Ее профильный предмет  - русский и литература. Было страшно менять нашу привычную учительницу на новую, но оказалось, что Марина Васильевна - прекрасный человек. Она была глубоко верующей, учила нас молитвам, мы ходили с ней в храм у школы. Такой трудный возраст смягчился втолковыванием правильных истин. Мы росли добрыми детьми. У нас редко были драки, не было травли. Ну и конечно это была заслуга учителей - им было не все равно, что творится между нами. Конфликты тщательно отслеживались и их помогали решать. Были РУСы (разговоры у свечи), где мы обсуждали интересные темы все вместе. Были чаепития, походы, поездки. Были голосования даже, с кем ты хочешь сидеть) К этим голосованиям прислушивались, когда каждую четверть нас рассаживали по-новому (чтобы сменить угол обзора и чтобы не было списываний).

Тогда я дружила с Ксюшей и Сашей. С Сашей поддерживали дружеские отношения вплоть до моей свадьбы, потом наши пути разошлись, но до сих пор можем обменяться теплыми сообщениями в соцсетях)

Ездила на "комсомольские сборы", конечно, ничего общего они не имели с комсомольцами, наверно осталось старое привычное название. Жили в лагере "Звездном" ряз. обл. Там проводились различные образовательные мероприятия, экономические игры. Все это было в середине учебного года, в ноябре, во время каникул. Кстати, каникулы у нашей школы были особенные - 5 недель учебы, 1 неделя каникул. Там до сих пор так)

У нас сменилась учительница по английскому. Поддубная Л.М., которой я буду благодарна всю жизнь. Все мои знания английского языка - это спасибо ей. Многие ушли из нашей группы английского (у нас классы делились на 3 группы и учились у разных учителей английского), потому что она ну реально драла! Но тем не менее учиться у нее было хоть и сложно, но интересно. Она была строгая, но справедливая, и часто шутила. Например, чтобы помочь запомнить, как пишется слово bicycle - она назвала его "бикукля", нас она звала чилдренятами. Она ставила нам фонетику и ритмику, заставляя отбивать ритм ладонью по столу. Мы так до 6 класса стучали) Когда мы неправильно произносили слово - она нас троллила (червивая погода, ога).
Так как мы были классом с уклоном в английский - с 5 класса у нас начинались экзамены по английскому языку. Мы сдавали "топики", то есть учили наизусть тексты. Впоследствии мы их писали сами, например, анализ прочитанных рассказов на английском языке или просто рассуждения на заданную тему (People I admire, My friends, My family итд). Помимо топиков мы должны были прочитать и проанализировать текст, кратко его пересказать.
Вся наша группа участвовала в олимпиадах по английскому языку, в 7 и 8 классе я ходила на городскую, места не помню, в 7 классе вроде заняла 5е.
Я была любимицей Поддубной, за что меня недолюбливали наши отличницы. До 8 класса я радовала свою учительницу, а потом что-то съехало в моих мозгах, и я начала подзабивать на учебу, в том числе и английский, чем очень расстроила англичанку, она очень сильно на меня обиделась и наверно даже разочаровалась)

В 7 классе я вообще еще и много болела, всю зиму практически пробыла дома, что сказалось на моей успеваемости - впервые в жизни получила четверку по русскому в четверть. На остальные четверки было плевать, а эта была ударом для меня. С русским у меня никогда не было проблем. Это была моя первая и последняя четверка в четверти по русскому в средней школе)

Еще помню, как наша учительница по математике наговорила какую-то ересь моим родителям, что мол сплю на уроках или просто "щелкаю клювом" и "ловлю мух". Когда злые родители, пришедшие с родительского собрания, мне это предъявили, я была адски зла. Злее их, наверно. Так и не поняла, зачем она это сказала. Родители наверно так до сих пор и думают, что это правда. А я с тех пор возненавидела эту училку, впрочем, ее не любила не я одна, все звали ее крыской-лариской за воистину крысячий характер - не про меня одну она всякую ерунду говорила.

В 8 классе я начала очень активно интересоваться биологией и химией. Моя детская мечта стать хирургом подкреплялась успехами в этих предметах. Они мне давались легко. Но увы, мечтам не суджено было сбыться, но об этом попозже.

В 6 и 7 классе к нам пришло несколько новеньких. Вообще, почти всех новеньких засылали к нам из-за малой вероятности травли - я уже писала, что у нас ее не было толком. Так, мелкие стычки, не то, что в других классах творилось. С двумя новенькими я сдружилась - с Лизой и Наташей. Нас потом судьба очень жестко развела, об этом тоже позже.

В конце 7 класса на всех напала лихорадка по мальчику Коле из 8Б. Поголовно все девочки из всех параллелей его обожали. Я вообще не знала кто это. Потом мне его-таки показали. Ничего особенного в нем не увидела и успокоилась. Была признана неверной)))
Вообще в этот период начались массовые романы всех со всеми. Поплыли интриги, сплетни, шушуканья. Я была в стороне от всего этого, гадкий утенок, какие там отношения...

Но в середине 8 класса я влюбилась. Нет, я и до этого влюблялась, но все проходило достаточно аморфно с моей стороны, а уж со стороны парней вообще никогда ничего не было. А тут я решила проявить инициативу. Он был с параллельного класса мальчиков, с ними много общалась моя подруга Лиза, она и помогла найти его телефон. Я позвонила ему сама, сама позвала на свидание, вот так и закрутилось. Встречались мы 5 лет.

В конце 8 класса появилась угроза, что в следущем году нас разделят по профилям. Мы умоляли и просили, чтобы это сделали после 9 класса. Не знаю, повлияли ли наши мольбы, но нас оставили вместе и не делили еще на один год.
В 9 классе незапланированно сменилась классная руководительница. Это было шоком и ударом для многих, некоторые плакали на первом сентября. Для многих это было сродни предательству - с Мариной Васильевной сложились очень теплые отношения, а она взяла и ушла, не предупредив. Потом, конечно, она появилась, и все объяснила, но шок первого сентября никуда не деть. Мы все с недоверием отнеслись к новой классной руководительнице, но, как оказалось, зря. Антонина Львовна оказалась добрейшей души человеком, чем-то напоминая мне Поддубную - тоже строгая, но все же мягче. Она была учителем алгебры и геометрии, и очень сильным учителем. Вела физмат классы, учила по своим учебникам.

Тогда же у нас сменился учитель по физике. Вместо добродушного "Шкафа" (простите, Михаил Юрьевич!), который любил подшутить, у которого в журнале после "пруда лебедей" шел такой же парад пятерок, так вот вместо него появился строгий Александр Михайлович. Он тоже любил шутить, но шутки у него были острые и порой даже опасные. Отшучиваться в ответ было реально небезопасно, а не учить предмет было и вовсе смертельно. Его многие не любили за, возможно, излишнюю заносчивость, но то подростки 15 лет, гонору - огого, а тут еще и учитель подтролливает, тут все понятно. К концу школы многие его полюбили и прониклись. Вообще, душевный мужик оказался, мы к нему на дачу ездили в 10 классе, потом он это за традицию взял, возил уже младшие классы. Я много уроков от него вынесла, в том числе пытаться ответить, даже если не знаешь. Он не подкалывал за попытку нести ересь, он за эту попытку хвалил. А потом подкалывал =(
=)
Он видел потенциал в учениках, он помогал вылезти бездарям. Да что там, у нас почти все такие учителя были. Вот так мне повезло.
Конечно, были и плохие учителя. Например, в средней школе математичка, о которой я уже писала. Или в 9 классе русичка, ой, жуть, аж вспоминать не хочется. Такая она мерзкая была)) Или преподша по черчению... Моя первая тройка в четверти! И последняя. Вот аффца))
Но не будем о плохом.

Были бесконечные фотосессии в 9 классе - стали появляться фотики, доставаемые из портфелей. На переменах все друг друга фоткали, а потом уже и на уроках... Особенно биологии)

Меня любили подтравливать ученики с параллельных классов. Все по одной же причине, ничего нового. Это в том возрасте меня сильно ранило, хотелось кричать, что они долбоящеры, раз травят меня за то, из-за чего я пережила кошмар длиной полгода, и оставившим мне отпечаток на всю жизнь. Но я молчала, потому что знала, что они ничего не поймут. Многие выросли в достойных людей, да что там, на выпускном (из 11 класса) многие подходили и хлопали по плечу, мол сорян, мелкие были и дураки)) Ни на кого не держу обиду, все это часть взросления и меня, и их. Нужный опыт.

Выпускной из 9 класса. Многие плакали, хотя уходили единицы. Но нас делили по профилям. Мы уже знали кто и с кем будет учиться. Мои подруги Саша и Лиза уходили в хим.био. Наташа, с которой я поссорилась на фоне ее ревности к моему парню (я с головой окунулась в первые отношения, а она хотела, чтобы я больше времени проводила с ней, эх, наивная), она уходила в спец. английский. А я со своим мч шла в... тадааам! физмат! Неожиданно, правда? Это было решение, по большей части, моих родителей, они считали, что физмат будет самым сильным классом, престижным, а значит знания у меня будут на уровне. И, возможно, времени на всякие "глупости" у меня не останется. Как они ошибались (=

Я вообще тогда конкретно подзабила на учебу. С английским вообще была беда. Видя, что я подзабиваю, Поддубная налегла на меня с тройной силой. Я отбивалась как могла, она наседала как могла. Злилась на меня, былого добродушия как не бывало. Я реально думала, что на экзамене больше тройки не получу. Получила четверку, смешанные чувства человека, который всегда выходил из кабинета с пятеркой. С другой стороны реально четверка чудом. Я даже не все топики написала к экзамену... Попался тот, что писала и даже выучила. Повезло.

Старшая школа (10-11 класс)

Я, честно, очень хотела реабилитироваться в глазах Поддубной, но нам сменили учителя. Я была очень расстроена. Она меня показательно игнорировала в коридорах, а я не находила сил прийти извиниться. Мерзкая ситуация. Помню, пришла уже в конце 1 курса. Но все было уже не то..(

Итак, я в физмат классе. Как я туда попала - это отдельная история. Помимо стандартных выпускных из 9го я сдавала физику и геометрию. Мммм, мой личный сорт мазохизма. Нужно было все сдать на максимальный балл, у нас обещали брать не всех, жетский отбор, только 20 человек... Я сдала все на 5. Всё. Даже алгебру, с которой у меня вечные проблемы из-за невнимательности. Помню, хвасталась родителям, а они мне - тебе что, теперь медаль что ли дать? Да блин! Медаль, от нее я бы не отказалась. И памятник еще можно, спасибо!
А потом оказалось, что взяли всех. Даже тех, кто сдал на 2 физику и геометрию. 32 человека в классе. Это был пиздец, простите. Вся эта напускная серьезность физмат класса разбилась в дребезги.
Хотя драли нас, конечно, неплохо.

Классным руководителем осталась Антонина Львовна, она же преподавала нам алгебру и геометрию. Считаю ее самым сильным учителем в школе по своему профилю. Да, наверно так и есть на самом деле.
Она была строгой и мягкой одновременно. Она умела объяснять, и старалась, чтобы каждому было все понятно. В шутку (а может и нет) называла нас классом физмат-коррекции (коррекцией у нас назывался класс "проблемных" детей, который ушел в почти полном составе после 9 класса). У нее был волшебный задачник под кодовым названием "рыжик". Она им нас шантажировала :D
В нем были задачи для поступления в бауманку, вроде.
Был еще второй задачник, пожестче. Но это было в конце 11 класса, нас тогда уже было ничем не напугать.

Физиком тоже так же остался Александр Михайлович. В 10 классе мне физика отлично давалась - были мои любимые разделы, граничащие с химией - МКТ, термодинамика, вроде даже оптика хорошо пошла (не помню в 10 или 11 классе она у нас была). В глазах учителя я подавала надежды, решала "задачи для отличников", которые шли бонусными, хвалил меня на родительских собраниях. Но я-то знала, что треш начнется в 11 классе, с электричеством, магнетизмом и кинетической физикой, с которыми у меня не заладилось еще со средней школы и во время подготовки к экзаменам. Так и случилось, в глазах учителя я скатилась, но я прекрасно понимала, что происходит, и была спокойна. Немного реабилитировалась во второй половине 11 класса в ядерной физике и теории вероятности, но было уже поздно))

С алгеброй тоже было все непросто. Помню, что хорошо заходили графики функций в 10 классе и логарифмы в конце 11го. С остальным было с переменным успехом. Не хотелось учить формулы и тригонометрию))
С геометрией был вообще адский треш, вспоминать не хочется. Выехала только благодаря нормальным знаниям по алгебре, А.Л. понимала, что ну просто не дается мне эта стереометрия и все, хоть убейся. У доски тупила по-страшному, рисунки получались как у умалишенного :D Ладно еще в тетради нарисовать, но на доске мокрым мелом с моим ростом метр с кепкой..)

Ну а с английским была своя забавная история. Учитель сменилась, и с ней у нас были странные отношения. Я страдала откровенной херней на уроках, потому что мне было скучно. Все, что мы там проходили - я уже прошла в 6 классе. В общем-то ко мне касательно знаний придраться нельзя было, но вела я себя прескверно. Что не мешало учителю отправить меня на олимпиаду, я там чо-то заняла неплохое (не помню уже, 4е место?), а она мне влепила за полугодие четверку. Неплохо я тогда на нее наехала, что мол схрена ли тогда хорошистов отправлять на городские олимпиады, а она мне тыкала своими двойками по поведению и говорила "ну не может здесь выйти 5". Пришлось прибегнуть к силе убеждения родителей, ибо я ребенок, а значит никто. В полугодии послушно нарисовалась пятерка. В следующем она-таки влепила мне 4, но за год вышла все равно пять, так как последние месяцы я дожала, ей назло :DD

Также у нас сменилась учительница русского и литературы. После того адского звездеца в 9 классе. Она была прекрасна! У нее было невероятное чувство юмора, порой на грани. С ней было интересно разбирать произведения. Даже нечитающие стали читать к концу 10 класса, чтобы поучаствовать в оживленных дебатах и спорах. Одного мнения не существовало. Тогда же я узнала, что Мастер, вероятно, не любил Маргариту. А еще без стеснения обсуждались любовные дела. "Ну вы ж не маленькие уже!" Спасибо за такое отношение, Татьяна Леонидовна!

Вообще 10 класс вспоминаю с невероятным теплом. Коллективная деятельность - сзади меня сидела Настя (та самая, что навещала меня после больницы) и Лера, с ней мы хорошо дружили в детском саду, а потом начали много цапаться. Это цапанье переросло в мягкую форму в 10-11 классах, но в целом мы хорошо дружили, просто характер у нее такой..) Так вот вчетвером (я сидела за партой с моим мч) мы решали контрольные, поэтому учителя шутили, что оценки нам надо ставить на четверых.
По физике у нас были зачеты в конце полугодий (четвертей в 10-11 классах уже не было, были полугодия, как у взрослых! xD), мы прогуливали физкультуру, а если учитель находил нас в раздевалке - "мы готовимся к зачету по физике", даже если мы просто сидели ржали и жрали..) Отчего у учителя по физкультуре сложилось впечатление, что наш физик - зверь с бесконечными зачетами, а мы бедные физмат-задроты :D
10й класс еще казался беспечным, так как впервые с 5 класса не надо было сдавать экзамен в конце года. Просто весна. Конец мая - не предстоящая казнь, а свобода.
Правда, той же весной я жутко поссорилась со своей подругой Лизой, той, что помогла мне познакомиться с моим мч. В общем-то история была связана как раз с ними двумя, но школы это мало касается, так что минуем эту тему.

В 11 классе с самого начала года траурная атмосфера повисает над нами. ЕГЭ. Мы должны сдать его.
"Вы не сдадите. Вы ж физмат коррекция. ОООх что же делать с вами!"
Мы седеем вместе с учителями.
Я должна определиться куда поступать... Хочу в мед, но родители считают иначе. После курса физмата беру курс на естфак. География. Географичка в шоке, я сдаю ЕГЭ по географии. Добродушная женщина, рвет на себе волосы "Катя, передумай пожалуйста!" Нет, по географии я была норм. Но только норм, не больше. Да и с нас много не требовали, мыжфизмат. И тут физмат захотел на географию.
Все-таки сменив курс я немного подзабросила алгебру с геометрией, на меня обиделась уже Антонина Львовна, знающая, что я могу лучше. Но я не могла разорваться на сто частей... Тогда я очень усиленно занималась географией с преподавателем из моего будущего универа.

В марте (!) объявляют, что ЕГЭ будет и по математике. В параллельных классах хаос и паника. У нас тоже, но не сильно. Мы и так готовились к апокалипсису. Пробный ЕГЭ многие написали отвратительно. Учителя поседели второй раз. Но все в итоге прошло успешно, наш класс написал ЕГЭ хорошо, большинство поступало в технари, вот и старались. Мне ЕГЭ по математике нужно было только в качестве выпускного экзамена, так что я особо не загонялась, но написала нормально.

Конец года воспринялся двояко. Было горько уходить от любимых учителей, которые реально стали семьей, некоторые как вторые родители носились с нами, А.Л. вот пыталась нас с мч помирить, когда мы поссорились в 10 классе, такой же случай был в 9 классе, когда две давние подружки поссорились - А.Л. их тоже мирила, и помирила-таки)
С другой стороны молодой дух требовал перемен, предвкушал студенческие годы. Хотелось расти.

Я несколько раз заходила в школу, учась в университете. Навещала любимых учителей. И каждый раз на меня нападало щемящее чувство ушедших прекрасных времен, детства. Эти стены были пропитаны эмоциями и воспоминаниями. Уже несколько раз перекрашенные, они все равно помнили. Многое изменилось в школе с тех пор. Не те дети, много учителей ушло... Но я обязательно загляну в декабре в школу. Потому что я навсегда ее люблю.

Спасибо тем, кто дочитал. Что-то прорвало.

P.S.: если заметите опечатки - пишите в лс. Печатала экспромтом и без редакторов.

обо мне, школа, воспоминания

Previous post Next post
Up