Новая Труппа Гадеса сейчас показывает заново балет «Ранго»… Пока в Испании, впереди будет Франция, а год назад Эухения Эйрис говорила, что, наверно, они привезут его и в Россию. Хорошо бы! Больше всего мне бы, конечно, хотелось поглядеть запись с Гадесом в главной роли… надеюсь, таковая существует! Я как-то тогда не догадалась даже спросить(. Знаю, что все заинтересованные товарищи по страсти прекрасно в курсе - но повторю, на случай, а вдруг не слишком заинтересованные тоже случайно прочтут!) - что балет этот - поставлен не Гадесом (хехе, в «тамошней» прессе иные товарищи пишут, что это он)), а Рафаэлем Агиларом , хореографом с какой-то фантастической биографией, по возрасту постарше, чем Гадес, по культурной подготовке - интернациональным… Я-то почитала про него только что нашла в интернете, и не сказать, чтоб источники внушали особое почтение) там даже год рожденья Агилара плавает - 1926? 1929? Вот, например, страницы, где сказано по крайней мере побольше: http://www.diccionariobiograficoecuador.com/tomos/tomo21/f2.htm http://www.independent.co.uk/news/people/obituaryrafael-aguilar-1617220.html http://www.madridteatro.eu/teatr/danza/danza025.htm
Пишут, «Ранго» (то есть именно «Ранг», а мне бы хотелось перевести как «Каста», по сюжету) по пьесе Лорки «Дом Бернарды Альбы» Агиляр поставил в 1963 году, премьера была в Париже. Много ли играли, где, когда - не знаю. Пишут, опять же, что сестра Лорки, которая на тот момент распоряжалась его наследием, запретила делать балет по пьесе брата, поэтому Агилар несколько изменил сюжет (действительно поизменил, я своими глазами читала краткое изложение на программке в РГАЛИ, о чем как-то уже писала), в том числе не повесил , а застрелил бедную младшую дочь Бернарды, и саму Бернарду переименовал в Роситу, Изначально ли, нет ли - но играла ее Мануэла Агилар, жена хореографа. Надо сказать, когда пошли первые анонсы про то, что спектакль возродили, я этак разочаровалась, что Бернарду-Роситу, страшную трагическую мать, будет играть женщина.)) Но вот, как видим - имели право, для женщин роль и сочинялась. Интересно, кому и почему пришло в голову сделать Доньей Роситой Гадеса?.. Пока известно, что был он этой Роситой как-то, как приглашенный артист, с труппой самого Агилара. Оказавшись ненадолго директором Национального Балета Испании, Гадес позвал Агилара поставить ее и тут (но сам, видимо, не танцевал). (Где-то сказали, что у Агилара он танцевал в 1980м, то есть уже после БНЕ) А будучи разжалован из директоров в 1980 году и снова сделавшись главой частного балета и главным танцовщиком, получил у Агилара право показывать «Ранго» у себя, и снова стал Роситой.) …. И вот, очень кстати к этому всему - следующая заметка из А-Коруньи, их журнала «HOLA», за 21 февраля уже 1982 года.
[И там примерно вот что сказано...]МАРИСОЛЬ ПРИБЫЛА ИЗ МАДРИДА В ПАРИЖ, ЧТОБЫ УВИДЕТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ АНТОНИО ГАДЕСА. ВПЕРВЫЕ ГАДЕС ВОПЛОТИЛ НА СЦЕНЕ ЖЕНСКИЙ ПЕРСОНАЖ. «МЫ - ПАРА ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ЛЮБЯТ ДРУГ ДРУГА И УВАЖАЮТ ДРУГ ДРУГА, ТАК ЧТО ВСЕ ХОРОШО…» Доски сцены Парижского Театра, в городе на Сене, вибрировали в такт искусству Антонио Гадеса. Публика и критика, в равной степени взбудораженные испанским танцовщиком, говорили о сходстве между тем, как работает он и как работал незабвенный маэстро Висенте Эскудеро. Выступления Антонио Гадеса и его труппы состояли из двух программ. Первая шла с 19 февраля по второе марта, в ней была «Кровавая свадьба» Федерико Гарсия Лорки, которая легла в основу фильма Карлоса Сауры. Вторая - с 9 по 13 марта, с представлением «Ранго», балета по мотивам пьесы Гарсия Лорки «Дом Бернарды Альбы». В той потрясающей атмосфере почти незамеченным осталось присутствие Пепы Флорес, Марисоль, которая провела в Париже два последних дня гастролей балета, с тем, чтобы вернуться в Испанию с Антонио. Взволнованная Пепа сказала нам: - Я не могла удержаться от слез. Это было действительно сильное впечатление - когда поднялась, аплодируя, вся публика. Антонио - гениальный артист. Представь себе, мне не дали войти в гримуборную повидаться с ним перед тем, как он должен был выйти на сцену, он был весь полностью в своей роли доньи Роситы, и не хотел, чтобы его видели до того, как он выйдет играть. - Пепа, быть женой Антонио Гадеса требует самопожертвования? - послушай, он сам очень много жертвует собой во имя своей профессии. Она у него внутри, и ей он отдается целиком. Все эти дни он в напряжении, и спокойным я его не увижу, пока все не закончится в театре. - А твои дочери? - Они остались в Мадриде. Завтрашний день я посвящу тому, чтобы купить кое-что для них. У меня три дочери, и на себя остается не слишком много времени. - Антонио, в Испании на днях было опубликовано известие, что ты не состоишь в браке. Это так? - Я получил развод, но для меня бумаги не имеют никакого значения, потому что я себя всю жизнь считаю свободным человеком. - Теперь ты женишься? - Пепа и я - женаты, мы - пара людей, которые живут вместе, имеют троих дочерей и любят друг друга, уважают друг друга, как и должно быть с людьми, которые очень близки по образу мыслей. - Вы друг друга поддерживаете? - Полностью. В каких-то незначительных вещах мы расходимся, как это со всеми бывает, но мы вместе. - Востребовано ли испанское представление французской публикой? - К счастью, да. Французская публика отзывается с энтузиазмом. Мы знаем, что именно ей предлагаем, наше представление имеет в своем основании важные вещи, мы не поехали за границу просто чтоб поехать за границу. У нас есть опыт, и нам известно, что нужно публике.