Традиция живописи Пата Читра уходит корнями в 12 век. Основной темой изображения является Джаганнатх, однако с 16 века при распространении культа бхакти, художники стали изображать Радху и Кришну. В некоторых частях Ориссы для свадебной церемонии изготавливают картины с изображением Дурги и Махадева. Кроме того традиционные мотивы - это мифы, сюжеты эпоса и изображение божеств.
Изучая этот вопрос (в основном это ресурсы индийских сайтов и разговоры с индийцами), я поняла, что они не делят традиционную живопись на стили, она вся зовется Пата Читра. Сначало меня это путало - потому как в Ориссе существует стиль традиционной живописи, который именоо называется Пата Читра, но индийцы так же называют рисунки в стиле Калигхат (об этом обязательно напишу позже), которые тоже рисуются на ткани (Пата - «ткань» с санскрита).
Собственно Пата Читра - это живопись Ориссы. Краски художник приготавливает сам, используя натуральны материалы, например, красный камень, раковины малюсков, древесный уголь.
Картины изготавливаются кастой художников «читракар» и «Дута Махапатра». Они живут в деревне Рагхураджпур близ Пури а так же в дистриктах Болангир, Самбалпур, Ганджам.
В 1984 году индийские ученые классифицировали темы современных художников по следующим направлениям:
1.Джаганнатх, Балабхадра и Субхадра и истоиии, связанные с ними; 2.Индусский эпос; 3.Изображение различных богов и богинь; 4.Фольклор; 5.Эротика; 6.Животные и птицы.
Живопись Пата Читра традиционна и не подлежит изменениям. Художник должен придерживаться стилистики, которая включает в себя следующие детали: использование красной каймы по краю (эта традиция было неизменной вплоть до 19 века, сейчас можно увидеть и другие цвета каймы наряду с красным, наиболее часто используют персиковый и розовый цвета). Набор красок: белый, розовый, голубой, зеленый, красный и черный. Лицо всегда рисуется в профиль, с вытянутым носом и подбородком, продолговатыми глазами. Детали одежды хорошо прорисованы. Кришна всегда изображается синим, Баларама белым, Радха, Субхадра и гопи - желтым, Рама зеленым. Рисунок снабжается двойной каймой.Внутренний бордюр узкий, снабжен орнаментом из листьев и завитков. Внешний бордюр широкий, украшен цветочными мотивами.