Рисуют фотографию-3

Sep 25, 2017 21:15

Часть 1, Часть 2

Павел Отдельнов. Доска почета, из проекта Белое море. Чёрная дыра. 2016

Отретушированные постановочные портреты передовиков производства, напечатанные в местной газете являют безличных персонажей, сконструированных идеологической машиной, превратившихся в не очень четкий след типографской краски на пожелтевшей бумаге. Они больше говорят о стилистике и о штампах, которые вдохновляли фотографа, чем о человеке на фото. Поворот головы, освещение, взгляд - все это заставляет видеть эти снимки, как уже много раз виденные, точно попадают в уже готовые представления о 30-х, 50-х, 70-х. Парадоксальным образом свидетельства теряют силу реальности, переформатируются и подстраиваются под общие представления, превращаются в то, что принято называть историей.






Я нашел подшивки местных дзержинских и заводских газет и, перелистывая их, разглядывал фотографии. На фото - передовики производства, стахановцы -"двухсотники" и "трехсотники". Под каждой такой фотографией - небольшой комментарий о том, чем отличился труженик. До семидесятых годов нигде не упоминалось о том, что именно производил удостоившийся портрета рабочий - действовал режим строгой секретности. Все истории, написанные в газете под фотографиями казались мне написанными под копирку. Фотографии вызывали у меня чувство дежа-вю.
Заводская печать создавала образ героя, взяв за образец газету "Правда" и другие главные издания. Если попытаться определить то, что же можно увидеть, если пристально всматриваться в эти фотографии, то возникает целая система слоев. Попробую упорядочить их, двигаясь от бумаги и типографской краски к изображенному на фото человеку.
  • особенности печати: устаревшее оборудование, типографский брак, связанный с режимом экономии материалов (соцобязательства, которые брали на себя производственники, например, съэкономить 10% сырья)
  • ретушь фотографий. В 30-е годы можно увидеть дорисованными целые предметы одежды: галстук или пиджак. Всегда прорисовывался взгляд героя, стирались дефекты кожи. Примерно с 60-х годов ретушь почти перестает использоваться
  • техника съемки и печати. Фотокорреспонденты учитывали скромные возможности газетной печати, и старались сделать снимок максимально контрастным
  • стиль съемки. Можно проследить, как менялась съемка: постановочные студийные портреты с контарстным светом в 30-х, диагонально скомпонованные снимки 50-начала 60-х, портреты, снятые на фоне производственного оборудования 60-70-х
  • меняется сам доминирующий тип героя: в 30-х это "герой-стахановец", в 50-х "романтик", устремленный взглядом в светлое будущее, в 60-70-х - "рядовой труженик", не отличимый от других.
  • одежда и прическа. До 60-х это как правило парадный костюм и специально уложенная прическа, с конца 60-х снимки "человека у станка", он в спецовке, прическа как правило закрыта каской или шапкой.
  • выражение лиц. Портреты 30-х всегда студийные, напряженные лица как будто лишены выражений. Романтический герой 50-х оживает и мечтательно смотрит куда-то вдаль. Героев 60-70-х фотокорреспондент застает за работой - они немного смущаются и не успевают вжиться в какую-то определенную роль
Взгляд непроизвольно дорисовывает каждый из этих портретов, превращая изображенного в персонаж своего времени. На одном из портретов моя бабушка, но газетная фотография превратила родного человека в типаж, я не сразу смог её узнать. На фоторграфиях мы видим не субъект, а объект истории - неведомого нам человека в конкретных обстоятельствах, в контексте своего времени.

источник






4-ая Уральская индустриальная биеннале современного искусства

живопись, портрет, рисуют фотографию, Павел Отдельнов, выставка

Previous post Next post
Up