Разбирала я недавно файлы в своем ноутбуке и обнаружила лекции по конфликтологии. Решила выложить часть сюда: во-первых, вдруг те файлы потеряю, а во-вторых, вдруг кому-то пригодится.
Сегодня речь пойдет о весьма распространенной проблеме в школе: многие учителя кричат на детей (и дети от них тоже не отстают).Давайте рассмотрим психологию крика, его причины и пути избегания.
Психология крика
- Одно из первых мест на вопрос: «У какого учителя учащиеся больше всего хотели бы учиться?» занял ответ, в котором ребята разных возрастов написали в своих ответах: "У такого, который бы не кричал".
Учитель кричит от осознания своей беспомощности: он не в состоянии повлиять на ребенка сугубо педагогическими техниками и добиться того, что ему нужно.
- учитель кричит - и дети испытывают чувства страха, обиды, недоумения, злости.
- в ответ на педагогическое воздействие методом крика дети во многих случаях становятся агрессивными, зажатыми, их способность воспринимать учебный материал блокируется.
- устрашающий крик вызывает у ребенка сильное торможение в коре головного мозга, в результате чего сознание ребенка оказывается неспособным к формированию точных понятий.
Крик - очень сильное психологическое воздействие взрослого на ребенка, вполне сравнимое с физическим наказанием. Для сравнения
- В животном мире крик - показатель превосходства одного животного над другим.
- Африканские львы устрашают друг друга на брачных ристалищах мощными, поистине душераздирающими криками.
- То же самое делают гориллы и шимпанзе.
Тогда почему же учитель кричит? Разве он не знает последствий своего крика?
Как ни странно, многие и в самом деле не знают, а кто-то просто не хочет об этом думать. Причины подразделяются на 3 типа:
Психолого-педагогические причины
- недостаток педагогического мастерства и культуры педагога,
- отсутствие должного профессионального мастерства,
- неумение влиять на ребенка так, как учителю этого хотелось бы
Социально-психологические причины
- Многие взрослые любят показывать своё превосходство над другими и стремятся делать это всеми возможными средствами. Здесь идёт в ход не только демонстрация своей одежды, походка и осанка, но и громкий голос.
- В скрытом виде силой своего голоса люди демонстрируют окружающим уровень своей самооценки и своего социального статуса.
- Для многих учителей возможность покричать на своих подопечных - проверенный и надежный способ нормализации своего психического состояния. Еще Фрейд установил, что агрессия может перемещаться на безобидные объекты, которые не могут особенно повредить её носителю.
- Учитель во многих случаях может кричать на своего ученика и от своей социальной незащищенности, и от психологической усталости, наконец, просто от семейных неурядиц.
- В крике присутствует также определенный момент страха перед возможностью оказаться несостоятельным среди своих коллег в достижении позитивных результатов своей педагогической деятельности.
Физиологические причины
- Не последнюю роль в психологии крика может играть сексуальная неудовлетворенность учителя. Физиологи установили, что голосовой аппарат человека имеет тесную связь с деятельностью органов внутренней секреции.
- Не секрет, что, покричав, а точнее - проорав на своих учеников, некоторые педагоги испытывают приятное успокоение и расслабление, отдаленно напоминающее то, чего им не достаёт в семейной жизни. В этом случае ученик становится для учителя средством решения его внутриличностных проблем.
- Во время известных критических дней у женщин физиологи наблюдают гиперемию как гортани, так и голосовых связок. Фониаторы в такие дни запрещают много разговаривать и петь - можно основательно подпортить голос.
Куда и как направить энергию крика
- Крик - естественный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения, от этого никуда не денешься. Дикие вопли и крики на школьных переменах - это естественная реакция детей на чрезмерное нервно-психическое напряжение на трудных уроках. Но их энергию можно и нужно канализировать, направить в позитивное русло, или, как говорят психоаналитики, сублимировать.
- Энергия крика может трансформироваться при надлежащем обучении в энергию певческого звука, наполняющего атмосферу школы трепетным звуковым эфиром.
Учителю, у которого есть нерешенные проблемы с криком, в управлении своим психоэмоциональным состоянием сможет помочь медитативное упражнение:
- "Мой спокойный красивый голос"
- Я нахожусь в спокойном и расслабленном состоянии.
- Мне дышится легко, приятно и спокойно.
- Все мышцы моего тела приятно расслаблены.
- Я совершенно спокоен.
- Голосовые связки в моём горле приятно расслаблены.
- Сейчас я мысленно представляю ситуацию, в которой мне случается срываться на крик.
- Отчетливо представляю эту ситуацию, но остаюсь при этом совершенно спокойным.
- Я наблюдаю и слышу мой красивый голос со стороны.
- Я слышу и ощущаю его таким благородным и спокойным.
- Я вхожу в образ спокойного и уверенного в себе человека, которому не надо кричать.
- Я ясно вижу и чувствую, как мне надо спокойно и благоразумно вести себя.
- Спокойно, не надрываясь и не портя себе нервы, объясняю присутствующим, что и как надо делать в данной ситуации.
- Все мышцы моего тела остаются расслабленными.
- Моё дыхание ровное и спокойное.
- Никакие вибрации неприятных мыслей не достигают моего сознания и не выводят меня из себя.
- За то, что я смогу победить себя и не сорваться на крик в трудной ситуации, я потом сделаю себе приятный сюрприз - куплю книгу, о которой давно мечтал.
- А если я все-таки сорвусь, то мне придется наказать себя нюханием нашатырного спирта или лишить себя приятного для меня удовольствия, например, поболтать с приятельницей по телефону.
- Я снова слышу свой спокойный и ровный голос, который звучит плавно и выразительно.
- Даю себе обещание, что в реальной жизни я всегда буду стремиться контролировать мышцы моего тела и буду стараться их без нужды не напрягать, особенно в трудной ситуации.
При неумении правильно использовать головные, грудные и брюшные резонаторы, длительное говорение только на одних голосовых связках, приводит к их преждевременному износу и рефлекторному переходу на крик со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Постановке голоса и умению с ним грамотно обращаться в наших педагогических вузах, за редким исключением, по-настоящему не учат. А между тем резонаторная теория голосообразования, разрабатываемая в наши дни профессором В.П. Морозовым, даёт правильные ответы относительно того, как надо пользоваться голосом каждому много говорящему человеку, и прежде всего - учителю. Его замечательная работа "Тайны вокальной речи" должна быть настольной книгой каждого педагога.
*лекции подготовила Бирюкова Л.М., доцент кафедры педагогики ПГУ им. М.В. Ломоносова*