Подруга, с которой мы ходили в цирк, сказала: “Это прибежище последних романтиков”.
Она права.
За день до цирка занесло меня на классический концерт. Почти случайно. Увидела, что приезжает к нам именитая скрипачка (правда, я её виолончелисткой считала, ну да у меня с классикой отношения недовыясненные), купила билет, передумала, но, как оказалось, билет сдавать нельзя, потому и пошла. До черта денег стоил тот билет, должна сказать. А цирк был бесплатный.
Скрипачка была при параде. В прямом смысле тоже: декольтированное золотое платье, укладка, каблуки. Я слишком далеко сидела, но, думаю, в разрешенных местах у нее был маникюр. Кстати, советовала бы начинающим первым скрипкам не переоценивать убойную силу декольте: когда места неподалеку от инструмента краснеют, их не хочется, их жалко.
Дама, впрочем, вряд ли считала сие недостатком. Она трясла головой и смычком, всячески приветствовала оркестр и после каждого произведения уходила за кулисы и торжественно выходила на поклон. Играла она хорошо.
Только мне, вероятно, слишком толстокожей для её декольтированного, лощёного мастерства, так и виделась кожаная черная книжечка. Где аккуратным почерком, сперва детским, потом взрослым, были записаны все уроки музыки, которые она брала у именитых и не очень наставников. И под каждым - стоимость. А потом эти цифры скрупулезно складываются, добавляется цена антуража и новой скрипки, а также гостиница и концерты, от котрорых она отказалась для, - и вот, цена билета (немаленькая, даже для детей и милиционеров) готова.
Я ушла в первый же перерыв - настолько оно не трогало душу. Впрочем, остальной публике очень нравилось. Там были практически одни старички. К этому я еще вернусь. Хотела бы, кстати, отметить интересный факт: поскольку многие пожилые люди покашливают, а во время классического концерта любое кряхтение хорошо слышно, они всячески сдерживаются до конца произведения. И потом вместо аплодисментов - откашливающее многоголосье.
Теперь про цирк. Не знаю, как вы, а я там люблю и боюсь. Люблю гимнастов и животных и боюсь клоунов. То ли водой окатят, то ли попкорном забросают. А уж тем более немецкие - я их еще и не пойму, буду стоять, как баран.
Обошлось без этого. Были девочки-гимнастки, изящно, но в немецком стиле (то есть без особого риска и высоты) размахивавшие ногами с трапеции. Были акробаты, строившиеся в пирамиду, и маленький бразилец, с третьего раза запрыгнувший на стул на четвертом уровне этой пирамиды. Даже не стул - трон, и по бокам его при этом раскрылся немецкий и бразильский флаг. Клоуны были, но сильно не шалили: так, у мальчика из-за пазухи лифчик вытащили, да собачку дрессированную показывали. Кстати, оркестр был свой, живой - интересно, во всех ли цирках так? Очень интересные были животные: дрессировщик решил не идти по стандартному тигрово-львиному пути, а привел верблюдов, баранов разной степени рогатости, лошадей, ослика и даже одного страуса. Из страуса, хоть он и долго бегал кругами и пищал, таки удалось выбить один из двух прыжков через верблюда, после чего птица очень резво поскакала за кулисы. Остальные были на высоте, хотя больше всего мне понравилось, как верблюд, обнаружив рядом гигантский рог какого-то из диких баранов, начал об него спокойненько так чесаться. А что? Потом возможность может и не представиться.
Животных было очень много, особенно лошадей. И не просто так. Как объяснил директор, немецкое правительство, в отличие от соседних, их культурными деятелями не считает и помогать матерьяльно не хочет, только жизни учит. Вот они и придумали совместить себя с зоопарком: во время перерыва можно пойти к лошадкам и заодно подкинуть им на еду кто сколько сможет. По-моему, справедливо. Из зрителей устояли только несколько суровых родителей, остальных чада потащили за кулисы, пузырясь от радости. И тут следует мораль, свежая и оригинальная: ежели есть что-то, для чего надо до пенсии вкус развивать, и что-то, что нравится и карапузу, - зачем первое непременно настоящее, а второе - для грубых и неразвитых умов? Дети классику любят, пусть и не симфонии. Но детей же и невозможно развести на новый наряд корля.
Как я уже сказала, вход был бесплатный. И людей едва-едва четверть зала набралась. В пятницу вечером. Из циркачей только директор и его дочь немцы были, видимо, никто за эти деньги работать не хочет.
Это не был цирк на Цветном бульваре или из фильма, где грозные тигры и гимнасты в белом под куполом, на умопомрачительной высоте. Маленький цирк, где костюмы очень яркие и, как бы это сказать, экономные в плане ткани, чтобы не так бросались в глаза огрехи испольнителей. Но знаете - что-то трогательное в самом правильном смысле этого слова было в том, как они друг друга ловили с большой высоты и цеплялись за ту часть тела, что ближе, даже если это голый бок. Попробовал бы кто скрипачку за плечо ухватить.
Я знаю, не принято писать сентиментальные посты. Такие мысли надо кутать в клетчатый плед и прятать под подушку, как пюре в кастрюле. А мне очень хотелось рассказать про людей, которые не могут жить иначе и добровольно выбрали травматичный, небогатый, полуцыганский и, в общем-то, устаревший уже путь.
А еще там был жонглер, который языком штук пять шариков подкидывал.
Поставить бы тут картинку, так своей нету, а воровать не хочется. Может, кто красивые картины про цирк знает?