Посмотрел любопытные
опыты с рисунком на плато "Наска Пальпа" . Немного удивили выводы об ошибках "чертежника". Не думаю, что там могли так легко ошибаться. Ну и подсел..
Почертил...
Интересная штуковина..
http://lah.ru/text/nechay/estella0.jpgВыглядит как основа некой пропорциональной системы. У древних серьезное отношение было к соотношению длин и чисел, что прослеживается практически на всех памятниках. Пропорциям уделялось много внимания. Самым впечатляющим математическим памятником, воплощенном в материале, являются, конечно комплекс Великих пирамид, где важность и точность пропорций возведены в абсолют.
Наска.. Какой-то геометр-весельчак развлекался, отрисовывая потешные фигурки представителей фауны. А тут вот вдруг отвлекся и нечто повидимому посерьезнее изобразил.
Первая мысль - это просто геометрический орнамент, коими жители тех мест увлекались во все времена. Простые геометрические формы - основа изобразительной деятельности многих культур.
Складывание квадратиков и треугольничков занятие увлекательное даже для детей.
Но здесь просматривается акцент на более сложные зависимости.
Отношения длин сторон прямоугольных треугольников, где в основе гипотенуза квадрата как квадратный корень, достаточно простые и часто используемые в пропорциональных системах.
Циркульная геометрия задает более сложные зависимости. Пропорции основанные на Pi или Phi (золотое сечение) позволяют использовать более сложные отношения, создавая более совершенные, более приближенные к гармоничному окружению.
Чертим, короче..
На руках только одна фотография со статьи). Качество не позволяет заметить всех деталей. Поэтому о чем-то придется догадываться..
За основу берется квадрат. Со стороной равной 8. Второй повернутый с диогональю равной 12.
Рисуем квадратики как там показано, это не сложно
![](http://pics.livejournal.com/kavalet/pic/00003d60/t9678z)
Простая модульная базовая схема. Квадрат делится пополам, половины еще пополам. В качестве модуля - маленький квадратик со стороной 1 или а.
Вписываем окружность с радиусом 8а. Тоже не сложно.
![](http://pics.livejournal.com/kavalet/pic/00004h5k/t9678z)
Далее попытаемся угадать радиус второй окружности. Похоже, на фотографии она проходит через точку на середине стороны второго от края квадрата. Предположим. Радиусом является гипотенуза треугольника со сторонами 2/2.5. Уже сложности и пока не понятно для какой цели.
![](http://pics.livejournal.com/kavalet/pic/00005adx/t9678z)
Но пока разберемся со средними квадратами. К сторонам центрального квадрата приставлены по два модульных. 8 штук. Сторона центрального -2, площадь 4, прилегает 8 штук, вместе вс 12. пока мы в схеме.
Теперь "звезда". Или 16 лучей из центра. сначала ортогональные, затем диогональные. Поделили на 8 частей. Все по-детски.
![](http://pics.livejournal.com/kavalet/pic/00006663/t9678z)
На Фото просматривается соединение 3-го слоя лучей (оранжевый) с точками, представляющими собой вершины вписанных диагональных квадратиков. Дмитрий в своей статье предположил, что эти точки находятся на середине линии соединяющей центр квадрата со сторогой. Т.е. на расстоянии а/4. Но тогда оранжевый луч проходящий через эту точку, не будет являться биссектрисой угла. Нарушается схема построения лучей : сначала делим пространство квадрата на 4 части, затем диагоналями на 8 равных частей.. Должно быть дальше 16 равных частей.
Для этого маленький квадратик должен быть другого размера, такой чтобы именно беесектриса получалась при прохождения луча через вершину.
И тогда вся схема центральных квадратов зазвучит совершенно иначе. Базовые пропорциональные схемы не нарушаются, а добавляются новые, более сложные отношения.
Получается, что при стороне вписанного квадратика b = c - a, лучи образуют правильный восьмиугольник со стороной равной a - стороне модульного квадрата! (синий). Если его вписать в центральный квадрат, то получится со стороной равной двум малым квадратикам 2b.
В добавок проявляется масса новых отношений. Некоторые я показал в разных углах рисунка.
Мне кажется именно этот принцип размещения точек внутри квадратов и изображен в натуре. Потому, что схема заработала гладко и без накладок несоответствий в границах двух пропорциональных предложений: деление на равные части (модульная схема) и корень квадрата - как отношение гипотенузы к стороне квадрата (поворот квадратов на 45 градусов).
Все это могло бы уложиться в рамки простого орнаментального художества, если бы не пририсованный зачем-то круг с явно отличающейся ориентацией. Какой-то неправильный круг, распоясанный и болтающийся в стороне от порядка и гармонии квадратизма.
(
продолжение уже последовало)