Еще вчера весь день собиралась написать этот пост, но времени не хватило, а тут как раз и задание в адвент-марафоне про "внимание к деталям". Вот прям как специально для меня. Попались мне тут фотографии польских рождественских интерьеров, причем интерьеров деревенских, аутентичных, так сказать. На большинстве фото, как я думаю, представлены экспозиции из музеев. Однако может не так концентрировано, очень многое в сельской, да и не только местности, можно увидеть и в современном рождественском декоре. Хотя он, конечно стал более общеевропейским, к сожалению. Хотела просто поделиться сначала атмосферными фото, но раз
nely_snork попросила детали, значит будут детали. Кстати, кое-что новенькое и сама для себя узнала, пока пост писала.
И так, смотрим на первые два фото. Что бросается в глаза? Правильно, ёлка, висящая под потолком. И висит она там не по тому, что в доме живет котик. Эта традиция древняя. Хотя может у предков поляков тоже котики в домах жили, вот и стало это традицией *шутка*.
Называется такая ёлка под потолком podłaźniczka (подлазничка). Произошло от старопольского слова łaz” - "лес" (сейчас las). Т.е. слово значит примерно "под лесом".
Есть варианты podłaźnik, jutka, sad rajski, boże drzewko, wiecha. Ну из того, что реально буквально перевести на русский - "райский сад", "божье деревце", "метёлка".
Кстати, так вешали ёлки и в Германии, только позже их ставить так, как нам привычно. Возможно, что и в Польше - это немецкое влияние. Хотя дела это столь давние, что не всегда можно точно сказать, кто у кого украл идею. С авторскими правами было сложно тогда.
Давайте посмотрим еще несколько фото с такими подлазниками. И обратите внимание на украшения, о их речь пойдет ниже. Елка символизировала собой мировое дерево и дерево из Райского сада. Этому дереву в доме уделялось большое значение, вешал его всегда хозяин дома. А вот украшения делали женщины и дети.
Иногда это была не верхушка ёлки, а ветки хвойных деревьев связаные в пучок или сплетеные в венок.
Игрушки на таких украшениях тоже были все со смыслом. Вешали яблоки, как символы райского дерева, звезды из соломы. У таких звездочек смыслов очень много, от древнейшего - символ плодородия, поскольку солома, до символики божественных небес, ну и на снежинки похоже. Плели из соломы или из бумаги вырезали ангелов. И опять это отсыл к небесному миру. И есть тут очень интересное украшение, я пока такое не встречала нигде, хотя может быть оно и есть.
Видите на некоторых ёлках интересные шарики? Не увидели - смотрим еще раз фото выше и ищем шарики. Я же предупреждала, что важны детали! Часто они висят в самом центре композиции. На ёлочке внизу их много, и они такой интересной конструкции. Я до сегодняшнего дня по наивности думала, что они из бумаги. А вот как стала изучать семейные портреты подробности, то оказалось, что и совсем не бумага это. А тонкие пластинки теста, из которых делают и польские облатки.
Называются такие шарики światy. Буквальный перевод - "миры". Вот вы чувствуете какой философский смысл вложен в украшение! И ёлка становится уже чем-то космическим и глобальным! На ней висят миры!!! Скорее всего такие декорации отсылают нас к изображению мира в виде сферы на изображениях Христа. Популярными такие украшения стали примерно с 17 века, сначала в барских усадьбах, а затем и в простых домах.
Самый простой вариант - это просто круглая облатка. Но посмотрите какие конструкции из таких пластинок делают. Наиболее сложные формы характерны для Южной и Центральной Польши. Для красоты подмешивают в тесто красители. Поляки вообще любят яркое, наверное вы уже обратили внимание на это.
Упоминания об этих украшениях можно найти в литературных произведениях. Самое старое сообщение о польских украшениях из тонких облатков - это отрывок из драмы Словацкого «Горштынский» (1-е издание - 1835 г.), главный герой которой говорит: «Я чувствую в руках эти дрожащие листы хлеба. Как я любил Рождество! В этой же комнате я склеила из вафель разноцветные солнышки и колыбели - какая святость и радость наполнили мое детское сердце… ». („Czuję te drżące listki chleba w moich dłoniach. Jak ja lubiłem niegdyś dzień Bożego Narodzenia! W tym samym pokoju z opłatków kleiłem różnokolorowe słońca, kołyski - jaka świętość i wesele napełniały moje dziecinne serce…”).
А это у Синкевича:
«Когда пламя разгоралось ярче, можно было увидеть темные деревянные стены огромного помещения с необычно низким потолком с балками. . В лучах света висели разноцветные звезды из вафель, кружащиеся в тепле ... ».
Выкидывать такие миры было нельзя, и они висели в доме как обереги до следующего года. (Интересно, а куда потом девали?).
Даже просто кружки из облаток были декоративными. Для их изготовления использовались вот такие печатные формы.
Знаете как их называют? żelazka - утюг. Это чугунные формы в виде тяжелых, прямоугольных или круглых щипцов с длинными тисками, необходимыми для выпечки вафель.
В Польше сначала к изготовлению вафель привлекались монахи, а со временем и люди, не относящиеся к духовенству (члены церкви, органисты). На внутренней стороне железных пластин формы кузнецы-граверы пробивали пробойником различные знаки, предварительно нарисованные на бумаге. Это были наиболее известные религиозные символы и различные сцены, связанные с Рождеством. Самые старые из сохранившихся в Польше копий матриц для выпечки вафель, находящихся в коллекции Краковского этнографического музея, относятся к XVI и XVII векам, нанесенные на них узоры считаются шедеврами народной гравюры на железе.
(Источник) Еще одним подвесным украшением в домах были пауки. Вот эта штука традиционная по всей Европе, только со своими особенностями декоративными. В Польше их отличают украшения из лент и бумажных ярких цветов.
На этих украшениях и их смысле подробно не буду останавливаться, в силу их известности. (М
ой пост о подобном украшении у северных европейцев). Обращу внимание только на один интересный вариант. Смотрим под потолок. Очень интересно развешана гирлянда со звездами. Пока я не нашла названия для конкретно такого вида пауков. Может его и нет. Но сегодня в журнале у
n_dank увидела
пост в котором упоминается немецкий шатер из светящихся гирлянд. Он называется Sternenhimmel - звездное небо. А ведь и тут такой шатер из гирлянд - это тоже звездное небо, только звездочки бумажные. Надо еще эту историю покопать.
Есть на этом фото и другие интересные детали. Например люлька и сено. Это классика! В избе делалось подобие яслей, где родился младенец. Сейчас от этой традиции в домах осталась только белая скатерть да сено на столе. А раньше все было в натуральную величину. На самом первом фото тоже есть на полу ясли с соломой.
Солому и сено рассыпали и везде по полу. Опять таки, это древний символ, еще дохристианский даже. Просто тут уже дали ему другой смысл.
А теперь еще одна важная деталь, которую можно найти на многих фото выше. Это история общеславянская, у русских тоже подобные обычаи были. Кто уже догадался?
На многих фото в избе стоит сноп. Его хозяин дома приносил в сочельник и ставил на почетное место. Назвали этот сноп - Царем. Другие названия : trzy króle, kolęda, kolędnik, dziad, baba. Стоял он в избе до Праздника Трех королей. Затем зерно с него смешивали с обычным зерном для посева. Это должно было принести богатый урожай.
Вокруг образов в доме тоже вешались гирлянды из цветов. Они назывались korony (короны). Это не обязательно рождественский декор, но к празднику их часто подновляли.
Традиционный декор очень яркий, прям вырви глаз. Адепты кардинального бохостиля должны быть в восторге от цветовой гаммы. И никаких там пудровых оттенков цвета бедра испуганной лани и прочих нежностей.
Ну а теперь ищем все эти детали в чудесном клипе на польскую рождественскую пасторальку. Есть в видео не все, о чем я писала, но много чего. Кто чего углядел - пишите, очень интересно? Кто больше найдет.
Click to view
#творческийдекабрь